Проектная деятельность в работе классного руководителя
проект на тему

Лукьянова  Екатерина Владимировна

Проектная деятельность в работе классного руководителя. Классификация проектов, основные требования, этапы выполнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektn._deyat._kl.ruk_.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в работе классного руководителя.

Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?

Может быть, создание условий для развития личности?

А что это за условия и как их создавать?

Единственно реальная цель учителя – «пройти программу».

Цель ученика:

В лучшем случае – «стать умнее»

В ином – выучить то, что пригодиться для экзамена

В худшем случае – перетерпеть годы школьной учёбы.

       Для того, чтобы ученик  воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный,  ощутимый результат.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически  или теоретически  значимой  для ученика проблемы.

 Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

 Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

  «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

                                                                                             Бернард Шоу

С точки зрения ребёнка самый большой недостаток  школы – невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.

Классификация учебных проектов по Коллингсу

Проекты игр – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.

Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты – те, разрабатывая которые, дети имели  целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной( игра на  муз. инструменте) и т.д.

Конструктивные проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребёнком,

последнее – за учителем»

Основные требования к проекту

       * Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.

      * Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

     *  Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Проект – Это «пять П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое «П»  проекта – это папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчёты и др.

     Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.

Персональные или групповые проекты?

Преимущества персональных проектов:

Преимущества групповых проектов:

План работы над проектом может быть выстроен и  отслежен с максимальной точностью

В проектной группе формируются навыки сотрудничества

У  обучающегося формируется чувство ответственности

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне

Обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта

На каждом  этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе

Формирование у обучающегося важнейших

ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) – вполне управляемый процесс

В рамках проектной  группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию

Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся

Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование.

Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Ролевой проект.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной области):

* Монопроекты – как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель – учитель- предметник, консультант – учитель другой дисциплины.

Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными.

Интеграция – на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или  музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

* Межпредметные проекты – проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

Внутриклассные

Внутришкольные

Региональные

Международные

     Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействие в сети Internet, задействования  средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты (укладываются в урок или часть урока)

Краткосрочные проекты

Недельные проекты (сочетание классных и внеклассных форм работы)

Долгосрочные  (могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл – от определения темы до презентации – выполняется во внеурочное время)

     Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из чётких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений.

Проектная деятельность: роль кл. руководителя  (учителя)

* Не столько преподавать,  сколько создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

* Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

* Список ролей, которые предстоит «прожить» по ходу реализации проекта:

- Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях

- Консультант, помогающий организовать работу

- Руководитель, помогающий планировать работу по времени

- «Человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочёты работы

- Координатор группового процесса

- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

Умение запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта, специалиста

Умение находить несколько вариантов решения проблемы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнёром

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнёрского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс (изделие)

Умение планировать  деятельность, время, ресурсы

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

Умение вести дискуссию

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение находить компромисс

Навыки интервьюирования,  устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи

Умение уверенно держать себя во время выступления

Артистические умения

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Проекты и проблемы

    Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.

    При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.

     Не всегда удаётся выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.

     Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности – взаимопомощь, чувство ответственности за принятые решения – основываются  на действии, они должны быть «прожиты».

Виды презентаций проектов

         Деловая игра, игра с залом, научная конференция, доклад; пресс-конференция; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; выступление агитбригады; соревнование; концерт и т.д.

Проект может применяться на уроке и во внеурочное время.

Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он  незаменим.

Участие 6 Б  класса в «Неделе Здоровья»

Продукт проектной деятельности:      Бюллетень      «Прочти – и запомни!»

Информационный групповой проект  (Экология жилища)

Сроки выполнения:  2 недели

Этапы

    Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность  педагога

Формы и методы

Поисковый этап.

Постановка цели

Определение  темы, уточнение целей.

Уточняют информацию.

Обсуждают задание.

Деление на группы.

Мотивирует

Объясняет цели проекта

Проблемная беседа;

Рассказ;

Консультация

Анализ и обработка информации

Анализ проблемы.

Определение источников информации.

Обобщение информации для аудитории

Первоначальные идеи (много)

Оценка идей

Проработка лучшей идеи

Сбор информации.

Работа с подготовленным текстовым материалом.

Помогает

 (по просьбе)

Наблюдает

Консультация

Дискуссия

Технологический этап

Текущий контроль качества.

Внесение при необходимости изменений

Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности.

Косвенно руководит деятельностью.

Организует и координирует процесс

Сам. работа

Заключительный этап .

Оценка результатов.

Дизайн – анализ проекта, достигнутых результатов.

Оформление

Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования.

Готовятся к защите проекта.

Оказывает помощь.

Организует защиту и обсуждение

Беседа,

Дискуссия,

Ролевая игра

Защита

Умение запрашивать необходимую информацию

Навыки коллективного планирования

Навыки взаимопомощи в группе

Умение находить и исправлять  ошибки в работе других участников группы

Умение планировать деятельность, время

Умение находить компромисс

Умение уверенно держать себя во время выступления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....

«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»

Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя. 1.     Понятие о социально-проектной деятельности2.     Цели, задачи...

Проектная деятельность в работе классного руководителя.

В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решен...

«Проектная деятельность в работе классного руководителя 5 класса в решении задач социализации и профориентации младших подростков»

Представлен опыт работы по организации проектной деятельности в работе по профориентации....