Проектная деятельность в работе классного руководителя
проект на тему
Проектная деятельность в работе классного руководителя. Классификация проектов, основные требования, этапы выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektn._deyat._kl.ruk_.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в работе классного руководителя.
Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?
Может быть, создание условий для развития личности?
А что это за условия и как их создавать?
Единственно реальная цель учителя – «пройти программу».
Цель ученика:
В лучшем случае – «стать умнее»
В ином – выучить то, что пригодиться для экзамена
В худшем случае – перетерпеть годы школьной учёбы.
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
Бернард Шоу
С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы – невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Классификация учебных проектов по Коллингсу
Проекты игр – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.
Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты – те, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной( игра на муз. инструменте) и т.д.
Конструктивные проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребёнком,
последнее – за учителем»
Основные требования к проекту
* Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
* Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
* Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Проект – Это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое «П» проекта – это папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчёты и др.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.
Персональные или групповые проекты?
Преимущества персональных проектов: | Преимущества групповых проектов: |
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью | В проектной группе формируются навыки сотрудничества |
У обучающегося формируется чувство ответственности | Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне |
Обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта | На каждом этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе |
Формирование у обучающегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) – вполне управляемый процесс | В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию |
Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся
Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование.
Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Ролевой проект.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (предметно-содержательной области):
* Монопроекты – как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель – учитель- предметник, консультант – учитель другой дисциплины.
Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными.
Интеграция – на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
* Межпредметные проекты – проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов:
Внутриклассные
Внутришкольные
Региональные
Международные
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействие в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты (укладываются в урок или часть урока)
Краткосрочные проекты
Недельные проекты (сочетание классных и внеклассных форм работы)
Долгосрочные (могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл – от определения темы до презентации – выполняется во внеурочное время)
Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из чётких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений.
Проектная деятельность: роль кл. руководителя (учителя)
* Не столько преподавать, сколько создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
* Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
* Список ролей, которые предстоит «прожить» по ходу реализации проекта:
- Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
- Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
- Консультант, помогающий организовать работу
- Руководитель, помогающий планировать работу по времени
- «Человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочёты работы
- Координатор группового процесса
- Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта, специалиста
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнёром
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнёрского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие)
Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Проекты и проблемы
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.
Не всегда удаётся выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.
Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности – взаимопомощь, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».
Виды презентаций проектов
Деловая игра, игра с залом, научная конференция, доклад; пресс-конференция; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; выступление агитбригады; соревнование; концерт и т.д.
Проект может применяться на уроке и во внеурочное время.
Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Участие 6 Б класса в «Неделе Здоровья»
Продукт проектной деятельности: Бюллетень «Прочти – и запомни!»
Информационный групповой проект (Экология жилища)
Сроки выполнения: 2 недели
Этапы | Задачи | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Формы и методы |
Поисковый этап. Постановка цели | Определение темы, уточнение целей. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. Деление на группы. | Мотивирует Объясняет цели проекта | Проблемная беседа; Рассказ; Консультация |
Анализ и обработка информации | Анализ проблемы. Определение источников информации. Обобщение информации для аудитории | Первоначальные идеи (много) Оценка идей Проработка лучшей идеи Сбор информации. Работа с подготовленным текстовым материалом. | Помогает (по просьбе) Наблюдает | Консультация Дискуссия |
Технологический этап | Текущий контроль качества. Внесение при необходимости изменений | Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности. | Косвенно руководит деятельностью. Организует и координирует процесс | Сам. работа |
Заключительный этап . Оценка результатов. | Дизайн – анализ проекта, достигнутых результатов. Оформление | Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования. Готовятся к защите проекта. | Оказывает помощь. Организует защиту и обсуждение | Беседа, Дискуссия, Ролевая игра |
Защита |
Умение запрашивать необходимую информацию
Навыки коллективного планирования
Навыки взаимопомощи в группе
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Умение планировать деятельность, время
Умение находить компромисс
Умение уверенно держать себя во время выступления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....
«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»
Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя. 1. Понятие о социально-проектной деятельности2. Цели, задачи...
Проектная деятельность в работе классного руководителя.
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решен...
«Проектная деятельность в работе классного руководителя 5 класса в решении задач социализации и профориентации младших подростков»
Представлен опыт работы по организации проектной деятельности в работе по профориентации....
Доклад "Проектная деятельность в работе классного руководителя"
Теоретический материал, из опыта работы....
Проектная деятельность в работе классного руководителя
выступление на педсовете...
Использование проектной деятельности в работе классного руководителя
Проект "О вреде курения"10 Б класс...