Выбор жизненного пути
классный час на тему

Собянина Елена Федоровна

Беседа с выпускниками 9-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_zhiznennogo_puti.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор жизненного пути. Профессиональное самоопределение.

Если тебе 16, 17, 18, 19 и более лет, то ты уже, без сомнения, хотя бы раз задавался вопросом, чем заняться в жизни, кем стать, куда пойти, что “твое”? и т.д.,  и возможно эти вопросы беспокоят тебя, даже если ответ на них в первом приближении найден.

Результаты исследований показали, что среди выпускников школ:

1) уже определившихся (21 процент юношей и 33 процента девушек),

2) колеблющихся (33 процента юношей и 30 процентов девушек),

3) неустойчивых, «мятущихся» (15 процентов юношей и 11 процентов девушек)

4) пассивных, инертных (23 процента юношей и 14 процентов девушек).

Некоторым не прошедшим по конкурсу при попытке поступления в вуз молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа; все их жизненные планы рухнули и т. д. Но социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориентирован на продолжение образования, могут реализовать и реализуют жизненные планы несколько позже. Однако не все придерживаются первоначальных ориентации.

Итак, как пройти период самоопределения максимально эффективно и безболезненно, как правильно выбрать будущую профессию?

Нужно понимать, что самоопределение  не ограничивается только профессиональным выбором, оно также включает  целый комплекс жизненных целей, планов и ориентаций.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.  Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной базы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность человека к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Притча "Работа или Отдых?" 

Один человек умер и очутился в прекрасном саду, среди фонтанов и плодовых деревьев, на ветвях которых пели нежными голосами прекрасные птицы. Перед ним появилась сияющая крылатая фигура и сказала:
—Я к твоим услугам, мой господин. Требуй, чего только пожелаешь.
Человек попросил еды — и прислужник, взмахнув рукой, сотворил стол с самыми роскошными блюдами. Человек захотел пить — перед ним появились кувшины с родниковой водой, соками и лучшим вином. Человек захотел отдохнуть — возникла кровать, и рядом стояли прекрасные девушки с опахалами. Человек захотел секса — и девушки отложили опахала... 
Так прошёл день, другой, третий... И человеку стало скучно проводить дни за едой, прогулками и прочими развлечениями. Он сказал прислужнику:
—Я хотел бы заняться какой-нибудь работой.
—Проси о чём угодно, но не об этом. Желаешь насладиться музыкой, прекрасными танцовщицами, конной прогулкой, охотой на львов, пением птиц, изысканными винами? Только скажи!
Человек провёл в праздности и развлечениях ещё несколько недель. И снова ему стало скучно. Он опять вызвал прислужника и сказал:

—Дай мне какую-нибудь работу.
—Здесь нет работы. Здесь для тебя есть только отдых и развлечения. Тебе предстоит вечно жить в праздности и удовольствиях.
—Тогда лучше отправь меня в ад! — в гневе закричал человек.
Крылатый прислужник рассмеялся и спросил:
—А ты до сих пор не понял, где ты?

Чтобы выбрать правильную профессию по душе, необходимо учитывать следующие факторы:

1. Понимание не только  того “Кем ты хочешь стать?”,  но и  “Каким быть?”.

2. Ориентация на мнение других или собственное мнение. В первом случае человек считает, что в основе его успехов  и неудач лежат внешние обстоятельства, т.е. от него мало что зависит. Во втором случае  причины и контроль поведения и происходящего приписываются самому человеку. Очевидно, что второй тип мышления позволяет прилагать усилия для  преодоления жизненных трудностей, и, следовательно, такие люди более ориентированы на их предсказание и обдумывание тактики достижения поставленных целей и сознательному самоопределению.

3. Сформированная система личных ценностей,  мотивов,  интересов, на которые будет опираться выбор профессии, и их непротиворечивость.  Бывает так, что молодой человек декларирует одни ценности, а  реализует совсем другие. Так происходит, когда личные ценности подменяются ценностями значимых для него людей.  Также   боязнь неуспеха может приводить к постановке не тех целей, который наиболее значимы на данный момент, а тех, которые реальнее всего достичь.

Притча о выборе пути. 

В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу: "Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?"  "Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен быть твоим рулем, а душа – парусом".

4. Осознание своих способностей, возможностей, личных притязаний, и пр. и их совместимость с будущей профессией. Другими словами, объективные и субъективные ресурсы, которые понадобятся. Необходимо представлять какие умения и свойства личности  будут оптимальными для того, чтобы с удовольствием  заниматься тем или иным видом деятельности, а значит достичь успеха и сохранить здоровье. При этом важно добиться гармоничного сочетания потребностей и возможностей.

5. Умение прогнозировать и оптимизм.  Планируя свой жизненный путь, мы выбираем желаемые цели и разрабатываем способы их достижения, пытаясь из сегодняшнего дня повлиять на завтрашний, при этом такое организованное, целенаправленное планирование включает в себя элемент прогноза, то есть «предсказания» возможных последствий наших поступков и вариантов развития событий. Источниками информации о будущем, лежащими в основе прогнозирования, являются, в первую очередь, основанная на опыте и аналогии оценка путей развития и перспектив прогнозируемого явления и  экстраполяция (перенос) на рассматриваемый объект известных тенденций. Оптимизм связан с уровнем самооценки и верой в свои силы при преодолении трудностей. Следовательно, реалистичный оптимизм способствует правильному самоопределению.

Все упомянутые факторы говорят об уровне социальной и психологической зрелости личности. Профессиональное и личностное самоопределение человека основывается на трех главных принципах:

- самостоятельность,

- сознательность,

- ответственность.

Что значит самостоятельность, думаю, представляет каждый. При принятии решения можно и нужно выслушать все предлагаемые советы и пожелания, но окончательное слово оставить за собой. Почему так важно принимать окончательное решение самому? Потому что это твоя жизнь, и последствия выбора придется нести целиком и полностью тебе.

Притча "У каждого свой смысл жизни".

Один мудрец сказал: "Главное здесь – ум", - и показал на голову. Это был царь Соломон. Второй мудрец приложил руку к груди и сказал: "Главное здесь – сердце". Это был Иисус Христос. Третий, не соглашаясь, покачал головой и указал на живот. "Главное – сказал он, - это желудок". Так сказал Карл Маркс. Четвертый мудрец категорично возразил: "Главное – там, пониже", - и показал на гениталии. Это был Зигмунд Фрейд. А пятый мудрец с улыбкой посмотрел на всех остальных и изрек: "Э нет, господа! Все относительно!" Это был Альберт Эйнштейн.

Сознательность подразумевает "жизнь в сознании", что означает обдуманность каждого решения и поступка человека. Это умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, и, исходя из этого, определять своё поведение.

Ответственность  – это признак взрослости, сюда входит право и обязанность отвечать за свои поступки и действия.  Брать на себя личную ответственность - это значит видеть себя источником всех поступков в своей жизни и их последствий. Но это также означает, не брать на себя ответственность за действия других людей.

Что может помешать выбрать правильную профессию:

- Завышенная мотивация к самоутверждению.

- Чрезмерная концентрация  на общении (дружеском и с противоположным полом).

- Перекладывание выбора на других лиц, например родителей или друзей.

- Недопонимание  своих истинных мотивов (желаний) и способностей.

- Нечеткое осознание требований будущей профессии.

Притча "Где легче работать?" 

Седой старик со взрослым внуком шёл по большому базару. Стоял шум, толкался народ, продавцы зазывали посмотреть товары… Вдруг юноша спросил: “Дедушка, как ты думаешь, где труднее работать: здесь, на базаре или в магазине?” “А ты хотел бы тут работать?” — улыбнулся старик. “Нет, что ты!” — не задумываясь, воскликнул юноша. “И, наверное, не потому, что тут легче.” — Старик усмехнулся и продолжил: “Магазины бывают разные. В небольшом магазине мало покупателей и они чаще всего хорошо знают и продавца, и друг друга. Продавец заботится о них, как о своих друзьях или родственниках. В большом магазине — напротив, никто никого не знает и часто продавцы не стремятся заботиться о покупателе. Продавец делает всё, для того чтобы как можно больше людей купили как можно больше товаров.Здесь, на базаре, посмотри, все на виду друг у друга, все всё друг о друге знают. И при этом каждому надо продать как можно больше.” Внук подумал, глядя по сторонам, и сказал: “Я понял, дедушка, труднее всего именно тут.” Старик улыбнулся, покачал головой и ответил: “Ничего ты еще не понял! Пойми: везде — свои трудности.”

Самоопределению также может помешать  беспочвенное ощущение собственной беспомощности и бесполезности собственных усилий ("что бы я ни делал, все равно ничего не смогу изменить, достичь и т.д.") и стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы ("все уладится, придёт, достанется само собой").

psycabi.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"

Тема:  "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь   участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

Урок изучения нового материала по обществознанию в 8 классе "Выбор жизненного пути"

Урок в 8 классе.         Тема: «Выбор жизненного пути».Тип урока: формирование новых знаний.Вид урока: урок – размышление.Цель урока: продолжить формирован...

Семинар для учеников 9кл. "Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути"

Программа имеет следующие цели:1.     Подготовит подростка к неясному будущему.2.     Показать необходимость высоких целей и принятия самостоятельных решений.3....

выбор жизненного пути

профессиональное самоопределение обучающихся 9-11 классов...

Час общения "Служение - выбор жизненного пути"

Методическая разработка предназначена для реализации духовно-нравственного воспитания школьников, ориентированного на модель Служения.  Динамичность организации педагогического процесса позволяет...