Классный час: "Семья и семейные ценности" 11 класс.
методическая разработка (11 класс) по теме

Зашкалова Светлана Ивановна.

Разработка классного часа "Семья и семейные ценности" включает презентацию. Классный час разработан для учащихся 10 -11 классов. Цель классного часа формировать желание жить в гармоничной, дружной семье. Материал классного часа  включает информационный  и практический блоки. На протяжении всего классного часа учащиеся вовлекаются в деятельность ( запоминание, мышление, рассуждение, сопоставление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_semya_i_semeynye_cennosti.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Семья и семейные ценности».

Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной  семье.

Ход классного часа.

Учитель.

Ребята сегодня на классном часе мы поговорим о семье и  её ценностях.

Вы сейчас вступили в новый период жизни  - юность и поэтому разговор о семье мне хочется начать с этого периода жизни человека.

Слайд 2. Здравствуй  юность!

Вот и остались позади незабываемые дни отрочества. Вы вступили в новый этап своей жизни, стали старшеклассниками. Наступила юность – пора взросления, утверждения глубокой убеждённости в высоком предназначении человека, активной подготовки к общественной деятельности, к производительному труду, к самостоятельной жизни.

Слайд 3. Приметы юности.

Много неповторимых примет у юности. Совершенно особые среди них – пристальное внимание к своему духовному миру, к личной жизни; горячее желание понять суть того , что соединяет человека с человеком, рождает негасимую любовь между ними; желание найти друга  жизни, неустанное стремление к созиданию в будущем счастливой семьи.

Слайд 4.  «Самое утреннее из чувств…»

« Любовь - самое утреннее из чувств» – так говорил о ней французский писатель Фонтенель.  И это во многом верно: любовь – это как бы праздник всех чувств, сильнейшая тяга к слиянию, к тому чтобы всем  собой быть  как можно ближе к любимому человеку.

Слайд 5.Любовь в стихах.

 Мы расстались.  

На заре мы расстались,                                                                                                        

             А вечер

                    Так далек, как звезда далека.

                          Что такое любовь?

                                  Это -  встреча

                                       Навсегда , до конца , на века.

                                             В долгий рейс теплоход уплывает,

                                                  Не уйти от протянутых рук.

                                                          У любви берегов не бывает,

                                                                  У любви не бывает разлук.

                                                                        Не бывает!

                                                                  Прощай!

                                                            Только эхо

                                                     Повторяет «прощай»  и «прости».

                                              От любви не куда не уехать,

                                      От любви никуда не уйти.

                               Заменить тебя некем и нечем,

                        Ты со мной – далека и близка.

                  Что такое любовь?

            Это – встреча

     Навсегда, до конца , на века.

                                                                       М. Лисянский. 

Слайд 6.Брак и его узы.

Брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет. Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные  честью.

                                         Вольтер

Слайд 7.Семья — один из шедевров природы.       Д. Сантаяна

Семья-это слово нам многое скажет.

 Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.

 И каждый, какой бы с ней не был момент,

 Волшебней, роднее моментов и нет.

 Семья с нами рядом всегда и везде,

 Она много значит в каждой судьбе.

Слайд8.   Семья — это кристалл общества.               В. Гюго

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»

Слайд 9.     Семья начинается с детей.                 А. И. Герцен

… Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в неё – гость, который есть и которого нет, но который  уже необходим, которого страстно ждут. Кто он ? Никто не знает, но кто бы он ни был, он счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают  у порога  жизни.

Слайд 10. Основные функции семьи.

  репродуктивная

экономическая

воспитательная

коммуникативная

Работа с учащимися. Ребята получили характеристики основных функций семьи  и должны найти верную характеристику каждой из функций.

  репродуктивная

(воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая

(общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности)

воспитательная

(формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная

(посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха)

Слайд 15.Как сделать свою семью счастливой и крепкой

  1. Поговорите о детях.
  2.  Избавляйтесь от своих вредных привычек.
  3. Старайтесь защищать друг друга в собственных глазах, в глазах своих родителей, в глазах детей.
  4. Чаще хвалите друг друга.
  5.  Распределите семейные обязанности.
  6.  Не придавайте большого значения разнице в возрасте.
  7.  Прощайте родителей. Прощайте друг друга.
  8.   Поощряйте, способствуйте и помогайте друг другу в профессиональной деятельности.
  9. Будьте финансово и материально независимы от родителей.
  10. Будьте эмоционально независимы от родителей.
  11. Больше общайтесь друг с другом.
  12.  Проявляйте нежность.
  13.  Договоритесь о том, как вы будете проводить свободное время.
  14.  Доверяйте друг другу.

Слайд16.    Основные ценности семьи.

Нравственный климат семьи.

Воспитание трудом.

Семейный досуг.

Потребности и бюджет семьи.

Эстетика быта.

 Профилактика нарушений семейных отношений.

Ценности семьи.

1. Нравственный климат семьи.

Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец -духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец - моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за дисциплину и духовно-нравственное состояние членов семьи.

Жена - незаменимый помощник мужа, отца. "Сердечный" совет жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности.

Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.

Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание.

2. Воспитание трудом.

Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых - основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда.  Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пищи, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках). Совместный труд супругов и детей - залог благоприятного семейного климата.

3.Семейный досуг.

Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные поездки по местам исторических и культурных объектов. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов. Строгая избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне.

4. Потребности и бюджет семьи.

Психология потребностей человека. Разумные потребности и  псевдопотребности.  Разрастание потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения. Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.

Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.

Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.

5. Эстетика быта.

Гостеприимство. Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.

Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Народная песня в семье.

Рок-музыка. Ее разрушительное воздействие на психику: растормаживание сексуальных и агрессивных инстинктов, потеря самоконтроля, снижение умственной деятельности, способности к сосредоточению; наркотизирующее влияние на организм. Манипулирование личностью и толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом сознания).

6. Профилактика нарушений семейных отношений.

Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, неверность супругов, конфликтность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях избегать "ярлыков" и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям. Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.

Слайд17. Из чаши мудрости

  1. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

                                                                                                                                         В.Сухомлинский.

  1. Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, тёплого и светлого.

                                                                                                                                                         Ф.Э.Дзержинский.

  1. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

                                                                                                                                                          А. Пушкин.

  1. Никогда не теряй  терпения – это последний ключ, открывающий двери.

                                                                                                                                                           А. Сент-Экзюпери.

  1. Знаете ли, какой самый верный способ  сделать вашего ребёнка несчастным – это приучить его не встречать ни в чём отказа.

                                                                                                                                                              Ж.-Ж. Руссо.

  1. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

                                                                                                                                                      И. Брандт.

  1. Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.

                                                                                                                                                         Демокрит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.

Материал для бесед классного руководителя с  учащимися, родителями....

классный час"Семья и семейные ценности" 6 класс

разработка классного часа об умении ценить и сохранять семейные ценности...

Классный час "Семья и семейные ценности", 10-11 класс.

Классный час "Семья и семейные ценности", 10-11 класс....

Классный час "Семья и семейные ценности" 9 класс

Цель классного часа:·                 раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся  на ...

Конспект классного часа «Семья и семейные ценности» (для обучающихся 5-6 классов)

Цели: воспитывать любовь и уважение к семье как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа; формировать духовные и нравственные качества личности....

Методическая разработка 6 класс Классный час «Семья и семейные традиции»

Классный час. «Семья и семейные традиции»Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание обучающихся на традиции в  жизни семьи, какую роль они играют.Задачи:&mi...

Классный час "Семья и семейные ценности" 8 класс

Цель классного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;способствовать формированию представлений о жизненно...