Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей
материал по теме
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на МО классных руководителей
МБОУ гимназии № 103
г. Минеральные Воды
Яценко О.Ю.
Формы и методы психолого-педагогического
просвещения родителей школьников
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определённые правила:
- К родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение.
- Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащихся:
- Общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
- жилищные условия и её материальное обеспечение;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребёнка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребёнка;
- семейные традиции, обычаи, ритуалы;
- положение ребёнка в семье;
- воспитательные возможности семьи.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение
- беседа
- тестирование
- анкетирование
- деловая игра
- тренинги
- материалы детского творчества
- интерактивные игры
Часто мы сетуем на то, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на
встречи с классным руководителем. Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания – это, прежде всего, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.
Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, ребёнок – транслирует уклад семьи. Воспитательная функция имеет три аспекта:
- формирование мотивационно-ценностной сферы ребёнка (отношение к людям, себе, к делу и т.д.);
- формирование IQ – сферы ребёнка (способностей, знаний и т.д.)
- формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Хочу заметить, что сегодня наблюдаем мы с вами кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с экономическим и политическим кризисом, приведшим к тому, что родители больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше времени уделяют важнейшему процессу в семье – общению. Именно поэтому, я считаю, школа должна содействовать развитию семьи.
Дифференцированный подход в работе с родителями
Строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса.
1 – й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.
2 – й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, а это требует внимания педагога.
3 – й тип: конфликтные семьи. Родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4 – й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5 – й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
Работу с родителями можно разделить на две части:
- работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний;
- работа с группами родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
Формы работы с родителями:
- родительские университеты
- конференции
- индивидуальные и тематические консультации
- родительские собрания
- тренинги
- клубы по интересам
- дни творчества детей и родителей
- открытые уроки и мероприятия
- организация шефской помощи
- участие родителей в работе совета школы
- работа в родительском комитете.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, и поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, например связанных с профессиями, миром интересов и увлечений. Родители могут привлекаться к работе в жюри всевозможных конкурсов. При этом мы не должен забывать и о поощрении родителей, это могут быть грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена.
Памятка
Требования к организации работы с родителями
- Консультации проводятся только по запросам родителей или ребёнка.
- Проблема рассматривается с разных позиций: ребёнка, родителя, классного руководителя.
- Классный руководитель должен быть компетентным в решаемой проблеме.
- Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно только сравнивать ребёнка с самим собой.
- Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
- Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонними людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований
Реферат по теме "Беседа, как метод психолого-педагогических исследований". Рассматривается сущность метода беседы, типы бесед, а также подготовка и проведение беседы. В приложении представ...
Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"
В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...
Методы психолого-педагогического исследования
Методы психолого-педагогического исследования...
Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."
В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...
Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и ...
Программа психолого-педагогического сопровождения для родителей (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи «Школа для родителей»
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддер...
Мастер-класс для родителей одарённых учащихся на тему: «Развитие психолого – педагогической компетентности у родителей одарённых детей».
Мастер-класс для родителей одаренных учащихся...