Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей
материал по теме

Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на МО классных руководителей

МБОУ гимназии № 103

г. Минеральные Воды

Яценко О.Ю.

Формы и методы психолого-педагогического

просвещения родителей школьников

Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определённые правила:

  1. К родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение.
  2. Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
  3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
  4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащихся:

  1. Общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
  2. жилищные условия и её материальное обеспечение;
  3. образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребёнка в классном коллективе;
  4. уровень педагогической культуры родителей;
  5. авторитетность семьи в глазах ребёнка;
  6. семейные традиции, обычаи, ритуалы;
  7. положение ребёнка в семье;
  8. воспитательные возможности семьи.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики:

  1. наблюдение
  2. беседа
  3. тестирование
  4. анкетирование
  5. деловая игра
  6. тренинги
  7. материалы детского творчества
  8. интерактивные игры

Часто мы сетуем на то, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на

встречи с классным руководителем. Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания – это, прежде всего, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, ребёнок – транслирует уклад семьи. Воспитательная функция имеет три аспекта:

  1. формирование мотивационно-ценностной сферы ребёнка (отношение к людям, себе, к делу и т.д.);
  2. формирование IQ – сферы ребёнка (способностей, знаний и т.д.)
  3. формирование эмоционально-волевой  сферы ребёнка.

Хочу заметить, что сегодня наблюдаем мы с вами кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с экономическим и политическим кризисом, приведшим к тому, что родители больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше времени уделяют важнейшему процессу в семье – общению. Именно поэтому, я считаю, школа должна содействовать развитию семьи.

Дифференцированный подход в работе с родителями

    Строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса.

1 – й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.

2 – й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, а это требует внимания педагога.

3 – й  тип: конфликтные семьи. Родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4 – й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 – й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Работу с родителями можно разделить на две части:

  1. работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний;
  2. работа с группами родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

    Формы работы с родителями:

  1. родительские университеты
  2. конференции
  3. индивидуальные и тематические консультации
  4. родительские собрания
  5. тренинги
  6. клубы по интересам
  7. дни творчества детей и родителей
  8. открытые уроки и мероприятия
  9. организация шефской помощи
  10. участие родителей в работе совета школы
  11. работа в родительском комитете.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, и поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, например связанных с профессиями, миром интересов и увлечений. Родители могут привлекаться к работе в жюри всевозможных конкурсов. При этом мы не должен забывать и о поощрении родителей, это могут быть грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена.

Памятка

Требования к организации работы с родителями

  1. Консультации проводятся только по запросам родителей или ребёнка.
  2. Проблема рассматривается с разных позиций: ребёнка, родителя, классного руководителя.
  3. Классный руководитель должен быть компетентным в решаемой проблеме.
  4. Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно только сравнивать ребёнка с самим собой.
  5. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
  6. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонними людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований

Реферат по теме "Беседа, как метод психолого-педагогических исследований".  Рассматривается сущность метода беседы, типы бесед, а также подготовка и проведение беседы. В приложении представ...

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

Методы психолого-педагогического исследования

Методы психолого-педагогического исследования...

Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."

В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...

Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и ...

Программа психолого-педагогического сопровождения для родителей (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи «Школа для родителей»

          В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддер...