Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Безрукова Валентина Викторовна

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.

               Безрукова В.В., классный руководитель 11 класса.

Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.

 Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

 Психолого-педагогическое просвещение родителей включает  такие формы работы с семьёй, как

- родительские университеты;

- конференции;

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания,  и другие.

 Вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дни открытых дверей;

-  дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;

- шефская помощь.

 Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом  организовывается следующими формами деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы;

- участие родителей класса в работе родительского комитета;

- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

 Большая роль в просвещении родителей класса ложится на плечи классного руководителя. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов– психолого-педагогическое просвещение родителей. Наиболее эффективными являются занятия, проводимые в параллели классов. Так как в нашей школе нет параллелей классов, на родительские университеты мы приглашаем родителей, объединённых общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Формами занятий являются лекции, часы вопросов и ответов и др.

 Полезно раз в год проводить родительскую конференцию по таким, например, проблемам:

- нравственные  уроки семьи- нравственные законы жизни,

- права и обязанности ребёнка в семье, в школе,

- вредные привычки и как с ними бороться,

- семейные реликвии и что они значат, и др.

  Обычно такие конференции готовим постепенно, наблюдая за семьями, затем  родителям предлагаем подготовить сообщения, ответы на те или иные вопросы.

  Тематические и индивидуальные консультации проводим по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации должны проводиться  классным руководителем, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с возникшей проблемой. При подготовке к консультации я провожу индивидуальную беседу с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараюсь  делать  это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем.

 К сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо  правильно воспитывать детей. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания. Поэтому в разделе функциональных обязанностей классного руководителя проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

 В нашей школе проводятся:

- организационные;

- текущие или тематические;

- итоговые;

- общешкольные и классные родительские собрания.

 При подготовке классного родительского собрания я опираюсь на  следующие правила:

1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения собрания должен быть известен родителям.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

 При подготовке и проведении родительских собраний провожу анкетирование как среди учащихся, так и среди родителей, например, в анкете для детей прошу ответить их на вопросы: -как в твоей семье отдыхают, -назови любимый семейный праздник, -знают ли родители твоих друзей и др. Провожу тестирование, в тесте для родителей «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям» задаю такие, например, вопросы: -ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки, что вы делаете, -как вы строите свои отношения с детьми, и др. Также предлагаю родителям памятки об искусстве воспитания.

 Одной из форм участия родителей в учебно- воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета.

В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, вылазки на природу, мероприятия на воспитательные темы) плана.

Вовлекая родителей в учебно- воспитательный процесс привлекаю их к проведению  классных часов. Эти классные часы связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, бывают участниками КВНов и спортивных соревнований, музыкальных конкурсов и дней творчества.

Я, как классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения бывают самыми разнообразными, здесь мне помогает фантазия детей, - это бывают и грамоты, благодарственные письма, шутливые медали, сувениры, дипломы изготовленные самими учащимися.

 Таким образом, формы работы классного руководителя по просвещению родителей разнообразны. И мне хочется закончить своё выступление замечательными словами Антона Семёновича Макаренко: «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».

     Спасибо за внимание!

                  Анкета для детей.

- Какие дела в семье входят в твои обязанности? В обязанности мамы? Папы?

- Ты помогаешь по собственной инициативе или тебя надо просить?

- Знаешь ли ты, где работают твои родители?

- Кто больше занимается твоим воспитанием?

- Кто тебе больше помогает в выполнении домашних заданий к урокам?

- Кому из родителей ты доверяешь свои тайны?

- Кто для тебя авторитет в семье?

- Как реагируют родители на твою помощь в домашнем труде?

- Как в твоей семье отдыхают?

- Назови любимый семейный праздник.

- Знают ли родители твоих друзей?

- Где ты проводишь свободное время?

         ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.      

   

   Развивайте у своих детей стремление к верности, помогайте им.

Оберегайте их от малейшего предательства. Оберегайте, а не подталкивайте к нему.

Помните: слова «товарищество» и «ложное» не могут стоять рядом никогда.

Мать и отец – это единственно реальная движущая сила воспитания.

Поменьше осуждать, побольше самим творить! Только тогда наша жизнь, в том числе и школьная, не станет тягостной нам.

Постоянно держать связь с классным руководителем.

Надо, чтобы дети всегда видели, что их любят, ценят, уважают как личность.

Внушайте ребёнку, что он прекрасен в глазах взрослого, и вы будете счастливы в детях, и у вас будут счастливые дети.

Тест: «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям».

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок- музыки. Что вы делаете?

А. Выполняете просьбу и слушаете рок-музыку вместе с ней? (3)

Б. Отвечаете, что ей придётся подождать, пока закончится фильм? (0)   В. Обещаете купить для неё портативный телевизор? (2)

Г. Записываете фильм на видеокассету, а дочери позволяете слушать рок- музыку? (1)

2. Вы видите в своих детях:

А. Людей, равных вам? (3)   Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость? (2)    В. Маленьких взрослых? (1)

Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах? (0)

3. Какую причёску вы носите?

А. Которая больше всего вам подходит? (0)     Б. Которая отвечает последней моде? (2)    В. Которая копирует причёску рок- «звезды»? (1)  Г. Которая копирует стиль сына ( дочери)? (3)

4. Поговорим о вашем возрасте.

А. Ваши дети знают сколько вам лет. (1)  Б. Вы предпочитаете не замечать и не подчёркивать разницу возраста между вами и вашими детьми. (3)  В. Вы скрываете свой возраст от детей. (2)  Г. Настаиваете на том, что знаете больше, потому что старше. (0)

5. Как вы одеваетесь?

А. Подражаете стилю рок-«звезды», любимой сыном (дочерью).(2)

Б. Стараетесь следовать стилю сына (дочери). (3)   В. Носите то, что вам подходит. (0)   Г. Следуете молодёжной моде. (1)

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

А.Это его личное дело. (0)   Б. Станете подшучивать над его женственностью. (1)    В. Скажете, что это модно. (2)

Г. Купите такую же серьгу и наденете её. (3)

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

А. Затыкаете уши ватой и делаете свои дела. (1)     Б. Уменьшаете громкость. (0)   В. Миритесь с этим.(2)  Г.Говорите, что музыка бьёт вас по голове. (3)

8. При споре с детьми вы:

А. Редко говорите, что они ошибаются.(3)   Б. Соглашаетесь изменить позицию.(1)   В. Оставляете последнее слово за детьми.(2)    Г.Соглашаетесь с ними, если они правы. (0)

9. Дети пригласили в гости сверстников, и вы:

А. Предоставляете их самим себе.(1)   Б. Составляете им компанию. (3) В. Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же весёлыми, как вы. (2)  Г. Ни во что не вмешиваетесь.(0)

10. Дети собираются на дискотеку, а вас не берут, и вы:

А. Не удивляетесь.(0)  Б. Печалитесь.(2) В. Обижаетесь. (1)  Г. Расстраиваетесь, так как готовились пощеголять в обновке.(3)

11.Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете?

А. Чтобы быть с детьми в хороших отношениях.(3)  Б. Это помогает сократить разницу в возрасте.(2)  В. Это может удержать дольше семью вместе. (1)   Г. Это для вас естественно. (0)

12. Свои отношения с детьми строите так:

А. Обращаетесь с ними, как со взрослыми. (2)  Б. Обращаетесь с ними, как с маленькими.(1)  В. Стараетесь быть их приятелем. (3)  Г. Ведёте себя так, как должно родителю.( 0)

Подсчитайте сумму баллов.

Между 25 и 36.

Вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всём. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы взяли на себя роль приятеля, позабыв о своей роли наставника. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя, и важно осознать, что именно вы призваны быть опорой своим детям.

Между 24 и 14. 

Ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им во всём потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своём, в чем-то важном, и это вызовет у детей растерянность, гнев и неповиновение. Но вы зашли ещё не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения.

Между 13 и 0. 

Так держать! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся нужды и настроения своих детей, иногда поддаётесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого. Дети вас любят, уважают и – главное – видят в вас любящего и надёжного родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы классного руководителя с родителями

Выступление на ШМО классных руководителей...

Формы работы классного руководителя с родителями

В данном докладе рассматриваются формы работы с родителями....

«Формы работы классного руководителя с родителями»

ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА – НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА1.СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ отсутствие взаимопонимания и взаимодействия классного руководителя с некоторыми родителями2.ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.По...

Формы работы классного руководителя с родителями.

Хороший материал для работы с родителями...

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями

Cемья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он cебя в них чувствует, завиcит его развитие как личноcти. Поэтому ни школа без cемьи, ни cемья без школы не cпоcобныcправиться ccлож...

Выступление на Педагогическом совете "Современные формы работы классного руководителя с родителями"

Презентация на тему :"Современные формы работы классного руководителя с родителями"...