«Семейное воспитание: формирование стереотипа поведения подростка».
проект по теме
Исследовательская работа по теме: «Семейное воспитание: формирование стереотипа поведения подростка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.67 КБ |
prezentaciya.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по теме: «Семейное воспитание: формирование стереотипа поведения подростка».
Цель работы: провести исследование стилей воспитания в семье и выявить их влияние на формирование стереотипа поведения подростков, установить взаимосвязь между внутрисемейными факторами и личностными особенностями респондентов, основываясь на результатах психологического тестирования.
Работа предполагает исследование результата разрушительных процессов внутри семьи с точки зрения социально-психологического портрета подростка.
Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм в отношениях родители - дети, полную безответственность старших. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.
Семья как социальный институт никогда не сможет кануть в Лету. Семья эволюционирует, развивается, приобретая различные формы, но никак не уходит с социальной арены. Это и есть её перспектива. В большинстве своем люди живут вместе. А где вместе - там семья. Какая она – это уже вопрос времени.
- Типы семейных отношений.
Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей.
Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя
«Невмешательство» - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями
- Влияние стилей семейного воспитания на становление личности подростка.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии.
Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что бы его считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.
У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Существует 3 стиля родительского поведения: авторитарный, демократический, попустительский.
При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.
Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать.
У детей много психологических потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных:
1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.
2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.
3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
- Анализ результатов психологического исследования влияния внутрисемейных факторов на формирование личности подростка
При проведении исследования были использованы следующие методики:
1. Рисуночный тест «Моя семья» и «Семья, которую я хочу»
2.Метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.
3.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Проведенный анализ исследования выявил закономерности между типовым состоянием семьи и уровнем эмоционального благополучия подростка.
1. Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации
2. Тревожная семейная обстановка характеризуется повышенным уровнем враждебности, конфликтности по отношению к членам семьи. При их усилении у подростка формируется чувство неполноценности. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. При снижении этих качеств уровень благополучия повышается.
3. Конфликтная семейная ситуация характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.
4. Чувство неполноценности ребенка связано с высокой конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему.
5. Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью, конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности.
- Заключение.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Цель семейного воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося любовью к окружающему миру, самостоятельностью, творческой активностью, мудростью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком в высоком смысле этого слова, а можно только этому содействовать и, по возможности, не мешать внутренней работе.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка, - это последовательность в разностороннем развитии его личности и демократичность в отношениях с ним
Литература.
1. Антонов А.И. Судьба семьи в России в двадцать первом веке: Размышления о семье, о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции/А.И. Антонов, С.А. Сорокин. – М.: 2000. – 416 с.
2. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX в. (Профессионализация социально – научного знания). – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 448 с.
3. Хачатрян Л.А.: «Тенденции развития семьи и брака в современном
российском обществе»// Вести с Урала № 9(297) ноябрь 2008г.
4. Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие . – 4-е изд., перераб.
и доп. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-
240 с.
5. Черняк Е.М.: «Трансформация семьи в двадцать первом веке»//Семья в России.- 2008.- № 4. –с.4-6.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Провести исследование стилей воспитания в семье и выявить их влияние на формирование стереотипа поведения подростков, установить взаимосвязь между внутрисемейными факторами и личностными особенностями респондентов, основываясь на результатах психологического тестирования. Цель:
Работа предполагает исследование результата разрушительных процессов внутри семьи с точки зрения социально-психологического портрета подростка. В ранг неотложной национальной задачи возведена цель остановить вымирание нации. «Свет в конце туннеля и наше спасение – семья. Крепкая, здоровая, многочисленная». Актуальность темы.
Из-за разводов в нашей стране каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм в отношениях родители - дети, полную безответственность старших. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях. Современная российская семья и семейное воспитание
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения : диктат , опека, “ невмешательство” , сотрудничество . Типы семейных отношений .
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей.
Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя .
« Невмешательство » - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей .
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями
Существует 3 стиля родительского поведения: авторитарный, демократический, попустительский . Влияние стилей семейного воспитания на становление личности подростка
При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Подростки растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей .
У детей много психологических потребностей, например: 1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств 2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности . 3 . Потребность в уважении.
При проведении исследования были использованы следующие методики 1 . Рисуночный тест «Моя семья» и «Семья, которую я хочу» 2.Метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. 3.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера ) Анализ результатов психологического исследования влияния внутрисемейных факторов на формирование личности подростка .
Моя семья.
Супружеская жизнь кажется мне… Моя семья обращается со мной как с… Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь… Не люблю людей, которые… Моя мать… Моей самой большой ошибкой было… Я хотел бы, чтобы мой отец… Моя наибольшая слабость заключается в том… Моим скрытным желанием в жизни… Метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.
Личностная тревожность.
Ситуативная тревожность.
1 . Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации . Проведенный анализ исследования выявил закономерности между типовым состоянием семьи и уровнем эмоционального благополучия подростка
2. Тревожная семейная обстановка характеризуется повышенным уровнем враждебности, конфликтности по отношению к членам семьи. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. 3 . Конфликтная семейная ситуация характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.
4 . Чувство неполноценности ребенка связано с высокой конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему. 5. Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью, конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности .
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества. Заключение.
Цель семейного воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося любовью к окружающему миру, самостоятельностью, творческой активностью, мудростью. Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка, - это последовательность в разностороннем развитии его личности и демократичность в отношениях с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения подростка средствами проектирования ситуаций в школе искусств
Данное издание будет полезно и психологам, и педагогам. Вместе с тем разработка рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами поведения подростков.Цель: показать, как культура поведе...
Влияние семейного воспитания на психологическое развитие подростка (1)
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нац...
Тема: «Формирование безопасного поведения подростков во внеурочное время»
Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработа...
Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.
В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...
Родительский всеобуч "Влияние семьи на формирование ответственного поведения подростка"
Данная папка содерит сценарий и презентацию родительского собрания на тему "Влияние семьи на формирование ответственного поведения подростка"...
Влияние семейного воспитания на отклонения в поведении подростков
родительское собрание...
Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков.
Семья играет большую роль в жизни своего ребенка. Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет их ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь....