КЛАССНЫЙ ЧАС : «ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
методическая разработка по теме
Цели и задачи:
- Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
- Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
- Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
- Сформировать представление о толерантном отношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_nikadr_torle_shuna_kur_berdm.doc | 699 КБ |
Предварительный просмотр:
Кл. час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Цели и задачи:
- Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
- Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
- Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
- Сформировать представление о толерантном отношении.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Эпиграф:
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Слайд 3. Приложение 1
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
16 ноября – Международный день толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Слайд 4, 5, 6
На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на доске.
Слайд 7
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Слайд 8
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” темной) и “Ян” (светлой”).
В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.
Прием “Изменение позиций”
Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу…
Предлагаю привести примеры из своей жизни.
“Акцент на лучшее”
Вновь обращение к образу монады.
Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне.
Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.
Упражнение “Камушек в ботинке”
Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение “Жемчужина в раковине”
Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Творческая работа “Дерево толеранстности”
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев (слайд 10).
Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.
Слайд 11
Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?
Каково преимущество толерантного общения?
Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.
Классный час на тему : «Толерантность»
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно. (читаю притчу)
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:
- Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
- Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
- Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
а) соотнесение высказывания с заповедью;
- «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
- «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
- «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
- «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
- «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
- Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
Учитель: итак, быть толерантным, значит:
- Уважать другого.
- Любить ближнего своего.
- Не злиться.
- Быть добрым, терпимым.
- Сострадать.
Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
б) определение качеств толерантной личности;
Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
- Терпимость
- Бессердечность
- Конфликт
- Сострадание
- Прощение
- Вспыльчивость
- Желание что-либо делать вместе
- Милосердие
- Злорадство
- Ложь
- Сотрудничество
- Уважение прав других
- Раздражение
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
в) решение проблемных ситуаций.
Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
- Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
- Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего возник спор.
Другая ситуация.
- Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
5. Обобщающая беседа.
Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.
6. Итог «В добрый путь».
Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Классный час на тему: Учимся быть терпимыми (толерантность) - 7 кл.
Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.
Ход беседы
1. Вступительное слово учителя.
У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Д о с к а:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
2. Работа в группе.
У ч и т е л ь. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:
· Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
· Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
· Не делай другому того, от чего больно тебе.
· В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
· Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
· Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
· Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
· Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность».
? Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.
? Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему «Толерантность в классе».
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
4. Ток шоу «Точка зрения».
Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся – зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе».
Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли:
1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников.
2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках.
3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу.
4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся.
5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора.
6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора.
7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным.
Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы — поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участники конце игры делают выводы о том, что они увидели.
– Из-за чего разгораются конфликты?
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.
– К каким результатам приводят конфликты?
Доска:
Три результата конфликта
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
Правила управления конфликтом:
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров:
1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
5.Проведение ролевой игры «Общешкольное собрание».
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает общую инструкцию и специальную для каждой группы.
Общая инструкция.
Администрация города выделила школе 1000 акров леса с условием, что школа использует эту землю по своему усмотрению с наибольшей пользой для учащихся. Руководство школы решило провести между тремя звеньями учащихся – младшим, средним и старшим - дебаты относительно использования этой земли с целью достижения компромисса.
Специальные инструкции 3 группам.
1. Вы хотите убедить руководство школы продать эту землю, а на вырученные деньги ежегодно организовывать краткие учебные курсы для учащихся в зарубежных школах, с целью совершенствования знания иностранного языка.
2. Вы хотите убедить совет построить на этой земле спортивный комплекс с бассейном.
3. Вы хотите сохранить землю ее в нетронутом виде.
Руководство школы (группа 4) должны выслушать каждую группу и решить, что выгоднее для учащихся.
Ход работы
1. Каждая группа готовит в течение 5 минут короткое выступление. Группа 4 выступление не готовит. Учитель наблюдает за процессом и помогает группам. Ученики могут рассмотреть следующие вопросы:
— занятость учащихся,
— красота природы,
— здоровый образ жизни,
— рост престижа школы,
— прямая польза учащимся,
— пожелания родителей,
— количество денег, которые получит школа,
— долгосрочные выгоды.
2. После всех выступлений каждая группа в течение 8 минут составляет в письменном виде два «каверзных» вопроса. Руководство школой тоже задает два вопроса, но группы не задают вопросы руководству. Каждая группа задает по одному вопросу двум группам, позиции которых они хотят опровергнуть. Цель вопросов — показать руководству школой слабость позиции группы. Следует избегать да/нет вопросов.
3. На подготовку ответов группы имеют 3 минуты. Ответы зачитываются по очереди.
4. Каждая группа имеет 5 минут на подготовку заключительного короткого выступления перед руководством школы, с учетом вопросов от других групп. Выступления зачитываются одно за другим.
5. Руководство школы выходит из комнаты для обсуждения выступления групп и принятия решения — кто победитель.
6. Пока руководство школы совещается, остальные группы работают с учителем — обсуждают компромиссные решения. Можно устроить мозговой штурм в поисках решения типа «победитель—победитель» и попытаться найти решение, устраивающее всех.
7. После того как руководство школы объявит свое решение, учащиеся соотносят его с общим компромиссным решением. Это может породить дискуссию о ценности компромисса и об ограниченности компромисса.
6. Проведение инсценировок. Работа в группе.
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.
Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.
Группа 2 – в раздевалке спортзала:
Подруга одолжила у вас форму и не вернула.
Группа 4 – в классе:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
Группа 4 – на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
Группа 5 – в школьном дворе:
Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.
Группа 6 – в столовой:
Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.
А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.
Кто бы хотел зачитать свои примеры?
Что должно включать в себя письменное соглашение?
7. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».
– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?
– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.
– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?
Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.
– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
8. Работа в парах.
– Придумайте и разыграйте небольшие сценки-диалоги о том, как одноклассники помирились.
9. Итог. Творческая работа.
Инсценировка сказки Ольги Дунец
«Молчание и молчание»
Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»
10. Домашнее задание.
Оформление классной стенгазеты «Внимание: Конфликт!
Цель стенгазеты — учащиеся при необходимости должны быстро найти информацию об управлении конфликтом. Стенгазета может быть расширена следующими рубриками:
— газетные и журнальные статьи,
— поэзия в конфликте, войне и мире,
— картинки,
— сообщения об улаженных конфликтах,
— замечания о занятиях,
— придумайте сами и добавьте.
Рефлексия.
КЛАССНЫЙ ЧАС №1
«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа
- Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
? А кого выбрали бы вы? Почему? {Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
? Почему Любовь выбрала Доброту? {Ответы).
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный
день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
? Что же такое толерантность? (Ответы).
Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
Терпимость к чужим мне- Прощение Уважение прав других
ниям, верованиям, поведе-
нию
Сострадание ТОЛЕРАНТНОСТЬ Сотрудничество,
дух партнерства
Принятие другого
таким, какой он есть Уважение человеческого
достоинства
Милосердие
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
?Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы)
?Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
?А что же объединяет эти определения? (Ответы).
?Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.
?Почему молодой человек отказался помочь?
?Как бы вы поступили в этом случае?
?Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
?Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
РАБОТА ПО ГРУППАМ
Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других | Непонимание |
Доброжелательность | Игнорирование |
Желание что-либо делать вместе | Эгоизм |
Понимание и принятие | Нетерпимость |
Чуткость, любознательность | Выражение пренебрежения |
Снисходительность | Раздражительность |
Доверие, гуманизм | Равнодушие |
Цинизм | |
Немотивированная агрессивность |
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
КЛАССНЫЙ ЧАС №3 (ДЛЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ)
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
3. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.
4. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.
Ход занятия
1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
2. Беседа «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего».
3. Упражнение «Сходства и различия».
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».
Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Вопросы для обсуждения:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?
3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?
4. Какие религии вы знаете?
5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
7. Как общаются между собой старые и молодые люди?
Ведущий делает вывод. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
4. Упражнение «Давайте пофантазируем...»
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.
♦ Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
♦ Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)
♦ Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут). Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
♦ Ведущий собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.
Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера.
6. Разминка на внимание.
«Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».
Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.
После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало выполнить ее быстро и правильно?
7. Формулируем определение толерантности.
Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Жизнь - театр, у каждого свои роли.
Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.
Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?
Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
♦ Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
♦ Стремление к полноценной реализации своих способностей.
♦ Умение понимать и познавать других людей.
♦ Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
8. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».
Толерантность |
Цели: Понятие и значение термина «толерантность». Сформировать представление у детей о толерантном отношении. Ход классного часа. 16 ноября - Международный день толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Проявлять толерантность - это значит признавать, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведением и ценностями и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. К сожалению, дух терпимости, неприязнь к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовали и продолжают существовать в наше время. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать, как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, в классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежит явления нетерпимости. На рубеже 18-19 века во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность». Термин «толерантность» объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Правила толерантного общения:
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах «Инь» (тёмной) и «Янь» (светлой). В человеке также уживается добро и зло, правда и ложь и т.д. Приведите примеры антиподов.
Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри его говорит о тенденции к изменению, обратимости всего происходящего. И примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу...
Вновь обращение к образу монады. Темное пятно - на светлом фоне и светлое - на тёмном фоне. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике есть что-то позитивное. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск тёмного пятна). И найдите в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Ребята, вы должны понимать, что ваш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимоотношение, не было ссор и конфликтов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».
«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...
КЛАССНЫЙ ЧАС : «ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
Без кош кебек һавада очарга, балык төсле суда йөзәргә өйрәндек. Инде җирдә дә кешеләр кебек яшәргә өйрәнәбез икән, бик яхшы булыр...
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...
Классный час Мы такие разные
Классный час Мы такие разные...
Разработка классного часа "Все мы разные"
Данный классный час предназначен для учащихся 7-8 классов и раскрывает проблему толерантности в современном мире. Мероприятию предшествует разноплановая подготовительная работа. Актуальнос...
Классный час " Все мы разные, но общего в нас больше."
Классный час для 7-8 классов....
Классный час "Все мы разные, но мы вместе!"
Классный час с элементами тренинга может быть отнесён к категории психологических, потому что его задача – привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений в коллективе. По утверждению психоло...