Что такое интеллигентность?
классный час (10 класс) на тему

Безносова Анна Ивановна

 

 

Что такое интеллигентность? 

 Беседа с элементами обсуждения.

цели: Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения.

На примере выдающихся личностей, их жизни и деятельности развивать у детей потребность в высоких нравственных качествах.

Вызвать чувство гордости за сынов великой России.

Понятия «интеллигентность» и «интеллигент».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10003.doc79.43 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое интеллигентность?

 Беседа с элементами обсуждения.

Цели: Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения.

На примере выдающихся личностей, их жизни и деятельности развивать у детей потребность в высоких нравственных качествах.

Вызвать чувство гордости за сынов великой России.

Понятия «интеллигентность» и «интеллигент».

  1. й        ученик. Если заглянуть в энциклопедический словарь, в словарь иностранных слов или словарь С. И. Ожегова, то выяснится, что понятие «интеллигент» происходит от слова интеллект, что значит рассудок, разум, мыслительные способности человека.
  2. й        ученик. «Интеллигент» происходит также от латинского слова intelligent т.е. понимающий, умный. Отсюда понятие «интеллигенция» трактуется как работники умственного труда, имеющие специальные знания в различных областях науки, культуры и техники, а «интеллигентный»- это образованный, культурный человек.
  3. й        ученик. Как я вас понял, интеллигент по исходному значению - человек умственного труда. Но такое значение понятия, с одной стороны, расширяет его, автоматически включая всех, чья профессия связана преимущественно с умственным трудом, а с другой стороны, по такому принципу нельзя назвать интеллигентом человека, чья профессия - это физический или малоквалифицированный труд, что, по моему не совсем точно.
  4. й        ученик. Мне кажется, в наше время понятие «интеллигенция» гораздо глубже. Во- первых, развитие техники, внедрение новых научных технологий во все сферы хозяйства сильно повысило квалификацию работников сельского хозяйства и рабочих, но это совсем не означает, что все они являются интеллигентами.
  5. й        ученик. Мы часто приравниваем понятия «интеллигентный человек» и «воспитанный человек». И всё-таки воспитанность, тактичность, умение общаться с людьми жить в мире людей - необходимый, но недостаточный показатель интеллигентности.
  1. й        ученик. Ричард Пайпс - американский историк - пишет, что термин «интеллигенция» бытовал во Франции и в Германии в 40-х годах 19 века и означал не профессиональную характеристику, а «выдающуюся гражданственность».
  2. й        ученик. Ю. Левада пишет: «В понятии интеллигентности, как оно оформилось в России, содержится нечто иное и большее, чем «слой» или «социальная группа»; это в тоже время есть и социальная функция, роль,

притом представленная как миссия, окружённая ореолом долга и жертвенности. Это не просто группа образованных людей, но некая общность, видящая смысл своего существования в том, чтобы нести плоды образованности (культуры, просвещения, политического сознания и пр.) в народ и уподобляющая эту задачу священной миссии.

3-й        ученик. Да, это священная миссия всегда сопровождалась гонениями со стороны любого правительства. Например, в России последствия революции оказались страшными для интеллигенции. Действительно, и в первые послереволюционные годы, и в последующий период делалось всё, чтобы истребить физически или вытеснить из страны лучших представителей интеллигенции.

4-й        ученик Более того, делалось всё, чтобы искоренить сам дух интеллигентности - дух внутренней свободы и достоинства.

5-й        ученик. Мы пришли к выводу: интеллигентность - это нравственная категория.

1-й ученик. Один из выдающихся учёных нашего века Алексей Фёдорович Лосев, прошедший через сталинские лагеря, изгнанный позже из Московского университета, отлученный от философии, в своей книге «Дерзание духа» , написанной в глубокой старости, но обращённой к молодёжи, также рассматривает проблему интеллигентности. Он даёт своё понимание: «...интеллигентен тот, кто блюдёт интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живёт и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия».

Учитель: Мы прослушали дискуссионные выступления ребят, из которых следует, что понятие интеллигентности - это нравственная, высокогражданская категория. Главным качеством интеллигента выступает совестливость.

Во второй части нашего разговора мы познакомимся с идеями и мыслями истинного интеллигента-выдающегося учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва, которого называли совестью нашей эпохи.

Письма о добром и прекрасном (из книги Д.С.Лихачёва)

 Большое о малом.

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большем попытаться уместить малое, то большее просто перестанет существовать. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения- Родион Раскольников- думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет облагодетельствовать человечество, но потерпел внутреннее крушение.

Преступление ничем не может быть оправдано. Стремиться к великой цели низкими средствами нельзя. Соблюдать большое надо решительно во всём. Тогда всё легко и просто.

Самое большое.

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро- это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты - патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом- любовь к своей стране, во втором- ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр,- мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками- как в любимом человеке, так и в окружающих людях.

Любовь должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг(его даже не назовёшь любовью) может привести к ужасным последствиям.

Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всём своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией(Германия превыше всего»-слова шовинистической немецкой песни) привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией- к фашизму.

Мудрость- это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и, прежде всего, самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями «Большое в малом», «Молодость- всегда» и «Самое большое» ?. Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счёте, верность есть верность правде- правде-истине и правде-справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...