Детство, опаленное войною
классный час по теме
- Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война!
- Родина!
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство по образованию и науке КК
ГБОУ СПО «Брюховецкий аграрный колледж» КК
Разработали и провели:
Овод Е.С.
Сергеева А.Ю.
Брюховецкая,2013
СодержаниеВведение 3
Основная часть 4
Информация о пионерах Великой отечественной войны, стихи и песни о войне
Список использованной литературы 20
Приложение
Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации
Цели:
- расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
- заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
- воспитания уважения к защитникам Родины;
- развивать патриотические чувства.
Оборудование: медиапроектор, песни и стихи о войне
Место проведения: аудитория № 201
Время проведения: 18 февраля 2011 года
Участники мероприятия: группа 123 и группа 131 отделения «Механизация сельского хозяйства»
Заставка "Прощание славянки"
Овод Е.С.:
- Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война!
- Родина!
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь..."
Сергеева А.Ю.:
Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. Гавроша воспетого Виктором Гюго помнят практически все. А хотя бы одно имя такого же “гавроша” времен Великой отечественной войны вряд ли кто- то назовет. А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Заставка "В путь"
Овод Е.С.:
- В далёкий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
- Весёлые, отважные, простые,
В свой звёздный час не дрогнули они,
И в память о них по всей стране
Горят сегодня вечные огни.
- Нет в Беларуси ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на вас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.
Сергеева А.Ю.:
Сегодня мы расскажем о детях, которым пришлось пережить страшное военное время. (слайд 1-2)
С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло и ширилось движение “Молодежь – на производство”. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т. е. все для фронта.
Студент группы 131 Ремизов Алексей:
Из утреннего сообщения Совинформбюро…
“Молодежь одного из заводов, обязались выпустить ко Дню Красной Армии машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые т. т. Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодежь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана”.
21 февраля 1942 года.
В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стеганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках. ( слайд 3)
Овод Е.С.:
Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.
Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города.
Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?
Но детским чутьём они понимали, что пришла беда большая беда. (слайд 4-6)
Сергеева А.Ю.:
Таня Савичева
Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.
Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.
Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
Овод Е.С.:
140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать вышли их все красноборцы. Несли детям кто что мог:пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были – страшно смотреть – изнеможенные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить кроме Тани Савичевой. Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.
Таню отвезли в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с его “Санаторным” по тем временам питанием и более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была не излечима. Расстроилась координация движения, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню увезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она умерла. (слайд 7)
Сергеева А.Ю.:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улице идут,
Как все живые.
Только не поют:
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые
Всегда среди живым
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет? (слайд 8)
Сергеева А.Ю.:
Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушел партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, её записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником.
Сколь детей нашли свою смерть в Ленинграде, Москве, Сталинграде. Страшно смотреть на эти кадры, но это и есть реалии войны, которая не разбирает, молод человек или стар, русский он или немец, мужчина или женщина.
Овод Е.С.
18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети
Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших:
Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения.
Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты.
Сергеева А.Ю.
Каждый день в четыре часа утра эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из- под овощей, прорезав дыры для рук и головы.
Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. (слайд 9-11)
Овод Е.С.:
Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей. Только на Кубани в период оккупации были убиты 61 тысяча граждан, более 130 тысяч вывезены в Германию из них 40 тысяч детей.
Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин и другие. (слады 12-14)
Сергеева А.Ю.
Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги ("Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь. . . ), и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.
Овод Е.С.
Виталлий и Лена Голубятниковы.
В феврале 1943 года по улицам станицы Брюховецкой шли унылые колонны отступающих немецких войск. Усталые, мрачные и озлобленные фашисты месили густую грязь. Все явственней доносился грозный гул советских пушек. С часу на час жители станицы ждали своих освободителей. Ждала их и семья Голубятниковых – Виталий, Лена и их мама.
Стало тихо. Замолкли орудия. Над станицей нависла настороженная тишина… Виталлий схватил пальто и шапку, сунул в карман галстук, вынутый из тайника, и выскочил за дверь. За ним вышла и Лена. Улицы были безлюдными…
Вдруг Виталий схватил сестру за руку и кивнул в сторону каких-то фигур в конце улицы.
Из боковой улочки показались фашистские автоматчики в стальных касках и серо-зеленых шинелях. Несколько минут – и группа автоматчиков исчезла в стареньком сарайчике, словно ее и не было.
Виталлий и Лена сразу поняли, что из сарайчика фашисты собираются стрелять в наших солдат… Это – засада. Ребята решили пробраться огородами к окраине станицы и предупредить солдат о засаде. Но было поздно. В самом конце прямой станичной улицы появились наши разведчики. Они настороженно всматривались в пустоту улицы.
Разведчики остановились на перекрестке, в двух кварталах от дома Голубятниковых. Один из них махнул шапкой, из-за угла показалась большая группа наших солдат.
Сергеева А.Ю.
Еще мгновение - и разведчиков сразит автоматная очередь. Что же делать?
Виталлий взглянул на сарай, и ему показалось, что в дверях, между досками, он видит фашистские автоматы.
Мгновенно мальчик метнулся через забор. В несколько прыжков Виталий добрался до середины улицы. Выхватив из кармана пионерский галстук, что-то крича, он бежал навстречу советским бойцам.
…Сухо и отрывисто щелкнула автоматная очередь. Виталлий откинулся назад, бессильно опустилась рука с галстуком.
Советские разведчики заметили мальчика, они насторожились и остановились на перекрестке.
Стремительным прыжком Лена перепрыгнула через забор и побежала по улице, предупреждая солдат об опасности.
Залаяли фашистские автоматы. Словно надломленное деревце, упала на землю девочка.
А через мгновение в старый сарай полетела противотанковая граната, грохнул тяжелый взрыв, и стало тихо.
Из укрытия выбежали советские солдаты. Приблизившись к двум лежащим телам , бойцы обнаружили , что брат и сестра были мертвы.
Во дворе средней школы №3 ст. Брюховецкой установлены бюсты Виталия и Лены Голубятниковых.
Овод Е.С.
- Жил мальчишка на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий по сёлам
С холщовой сумой на плече.
В отцовских ботинках тяжёлых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брёл к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя.
Осталась лишь кличка - Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной...
Заставка: "Орленок"
Сергеева А.Ю.
Марат Казей
Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи. Сестру Казея, Ариадну, из-за этого не приняли в комсомол. Казалось бы, от всего этого озлиться должны были Казеи - однако нет. В 1941 году Анна Казей, жена "врага народа", прятала у себя раненых партизан - за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать.
Овод Е.С.
Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу? (слайд15)
Сергеева А.Ю.:
Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях.
На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Овод Е.С.:
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.
Сергеева А.Ю.
В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - нашлась "добрая душа", сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…
В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. (слайд16)
Овод Е.С.:
Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.
Студент группы 123 Кобзарь Владимир:
Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Студент группы 131 Ремизов Алексей:
Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Студент группы 131 Литвинов Владимир:
Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.
Студент группы 123 Кобзарь Владимир:
Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.
Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные "Николаевского центра". По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.
Студент группы 131 Ремизов Алексей:
Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.
Сергеева А.Ю.:
Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей.
В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших безвести объявляется минута молчания.
Овод Е.С.:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью- то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно!
Навсегда!
А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!” (слайд 18)
Сергеева А.Ю.:
- Когда в праздники бывшие фронтовики и партизаны надевают свои боевые награды и выходят на улицы городов и деревень, - они делают это с тайным желанием ещё раз почувствовать нашу благодарность, ещё раз убедиться, что мы действительно любим их и помним об их мужестве.
Так, в праздничные майские и июльские дни мы щедры и добры к ним - улыбаемся старым солдатам, дарим цветы, говорим искренние слова.
но праздники кончаются. А ветераны остаются жить среди нас. Мы не в силах вернуть им то, что они потеряли - молодость, здоровье, близких друзей. Но давайте каждый день будем такими же добрыми к старым солдатам, какими бываем в праздники. Они смотрят нам в глаза. Мы должны иметь право с чистой совестью встречать их взгляд.
Овод Е.С.:
Слава – героем.
Слава – освободителям
Стран от вражеского ига!
Мы всегда будем помнить о вас!
Заставка "Офицеры"
Список использованной литературы:
- Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. / Главный редактор — М. М. Козлов. — Москва: Советская Энциклопедия, 1985.
- C. Г. Леонтьева. Жизнеописание пионера-героя: текстовая традиция и ритуальный контекст // «Современная российская мифология». — М.: Изд-во РГГУ, 2005.
- Давидзон Я. Б. Орлята партизанских лесов. — Киев, Веселка, 1979.
- http://ru.wikipedia.org/
- vip.lenta.ru/topic/victory/pioneers.htm
- pioner-salavat.social-host.ru/info.htm?id=27
Разработка открытого внеклассного мероприятия с использованием электронной презентации «Детство, опаленное войною»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/26/picture-36859.jpg)
классный час "Детство, опаленное войной"
дать знания о ВОВ, познакомить учащихся сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе в годы ВОВ....
Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"
Данный урок-путешествие в историю, посвященный Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок в...
"Детство, опаленное войной"
Разработка сценария выступления учащихся к 9 маю....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60684.jpg)
Детство, опаленное войной
Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....
Детство, опаленное войной
В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-333654-1560163645.jpg)
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...
Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»
Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...