Доброжелательность и грубость
классный час (7 класс) по теме

Видершпан Ирина Петровна

 

     Классный час для учащихся средних классов. При проведении этической беседы учитель ставит цель повысить эмоциональную устойчивость детей; формировать навыки принятия собственных негативных эмоций; формировать умения адекватно воспринимать обидные замечания. Показать роль интонации в беседе; способствовать развитию навыков общения; обучать умению отстаивать свою точку зрения доброжелательным тоном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrozhilatelnost_i_grubost.docx24.27 КБ
Файл dobrozhelatelnost_i_grubost.pptx111.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа  № 1»
Ключевского района, Алтайского края.

Доброжелательность и грубость.

                                           (классный час)

Видершпан Ирина Петровна,  учитель химии,

                                                        классное руководство в 7-а классе,

МБОУ «Ключевская СОШ № 1»,

                                                               

                                                                         

с. Ключи 2012 год

Тема.   Доброжелательность и грубость

Цели: 1) - повышение  эмоциональной устойчивости детей;

                - формирование навыков принятия собственных негативных

                  эмоций;

                - формирование умения адекватно воспринимать обидные

                  замечания.

            2) - показать роль интонации в беседе;

                - способствовать развитию навыков общения;

                - обучать умению отстаивать свою точку зрения доброжелательным

                  тоном.

Материалы: - плакат   с изображениями эмоций;

                      - повязки для глаз  (для упражнения «Знакомство с закрытыми    

                        глазами» и   «Рисуем обиду»);

                      - тетради для классных часов.

I. Разминка (слайд № 3).

              Упражнение «Передай ритм по кругу»

   Ведущий хлопает в ладоши, задавая определенный ритм по кругу, дети последовательно передают ритм по кругу.

II. Обсуждение домашнего задания  (слайд № 4)

    Дети рассказывают о «магическом превращении слова»:

    - превращали СЛОВО, с которым работали в классе (или другое)  в магическое;

    - изменились ли чувства в результате  «колдовства», связанные с этим словом, в лучшую сторону.

III. Работа по теме занятия (слайд № 5).

Ребята каждому из вас, наверное, когда-нибудь в своей жизни хоть один раз обидно.

            Обсуждение вопросов:

 - Что такое обида.

 - Что такое обидное замечание.

                                                               2

 - Приведите примеры замечаний, которые вы сами пережили или наблюдали со стороны.

   «Мне было обидно, когда….»

 - Что вы можете сказать или  сделать в ответ на обидное замечание.

    ( Записать варианты ответов)

        Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?» (слайд № 6).

     Обидеть могут и поступок, и речь, причем, не только содержание речи, но и интонация – грубая, высокомерная, презрительная….

     По мнению психологов, люди до 80% информацию получают через интонацию и жесты и только 20%  - словесно. Вот почему важно следить за тем, как вы говорите.

  Разыграть с детьми обидные ситуации, которые они вспомнили.

  Послушайте разговор мамы и Андрея и подумайте, почему мама обиделась

  Обсудить возможные пути выхода из конфликта

        Инсценировка ситуации.

   Мама зовет сына.

    - Иду,- отвечает Андрей, а сам никак не может оторваться от телевизора.

   Приходиться маме звать Андрея еще раз. Мальчик не спешит, ему хочется узнать, чем же закончиться поединок.

    - Иду! Иду!

    - Как ты со мной разговариваешь? Не груби!

    -  А что я такого сказал? Я же сказал «иду».

   (Проводится  обсуждение  ситуации)

                       Упражнение 1. (слайд № 7).

    - Произнесите разной интонацией ответ на вопрос (разговор по телефону): «Ты на меня сердишься?» - «Нисколько».

     

                       Упражнение 2. (слайд № 8).

    - Произнесите фразы, написанные на слайде, с разной интонациями:

          «друг мой» - холодно, ласково;

          «мучитель мой» - с раздражением, ласково;

          «я в восторге» - иронично, с восхищением.

                                                       3

       Как видим, интонация может обидеть, оскорбить, утешить, обласкать…

       Если вы хотите иметь друзей, быть людьми воспитанными, приятными собеседниками, вы должны уметь достигать этого и с помощью правильной интонации.

        - прочитайте узбекскую пословицу, написанную на слайде. (слайд № 9)

    («Достаточно услышать, как человек спорит, чтобы определить все его достоинства и недостатки»)

          - Как вы понимаете эту пословицу?

         -  О чем обычно спорят дети?

         - Часто ли спорят ребята в нашем классе?

         - Можно ли об этих спорах сказать русской пословицей: « О пустяках спорить – дело упустить»?

                 Упражнение 4 «Шутливое письмо» (слайд № 10).

             Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы не безмерно преувеличиваете свои чувства по отношению к нему. Также вы можете преувеличить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом. Желающие могут прочитать это письмо вслух.

          (После того как все дети напишут письма, можно поиграть в игру «Снежинки». Пусть все скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем они окажутся выброшенными.)

                     Упражнение 5 «Учись спорить» (слайд № 11).

    (Работа в парах. Тему спора выбирают сами. Класс слушает 2-3 спора и анализирует их)

      -   что является достоинством в соре?

(не перебивать говорящего;

прежде чем возразить, надо выслушать внимательно собеседника;

стараться понять его позиции;

говорить в доброжелательном тоне;

говорить по существу вопроса, не переходя на личность собеседника, и т.д.)  

       - Что будет недостатком в соре?

       - Какие недостатки в своем поведении должны искоренить вы?

                                                                     4

   Дискуссия на тему занятия (слайд № 12).

  Обсуждение с детьми следующих вопросов:

  - Какой из предложенных вариантов ответов характеризует человека как уверенного, неуверенного, агрессивного?

  - Что можно сказать о людях, которые обижают других, они сами чувствуют в этот момент?

  - Как относиться к обидчику?

  - Как долго сохраняются обиды?

  - Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды?

  - Как выразить обиду?

               Упражнение «Рисуем обиду» (слайд № 13).

   - Вспомните случай, когда почувствовали сильную обиду.

   - Когда это было?

   - Где это было?

   - Кто там  (во время чувства обиды) рядом был?

   - Нарисуйте свою обиду.

   - По желанию в парах обсудите свою обиду.

   - По желанию в классе обсудите свою обиду.

   - Есть ли в них что-то общее?

               Упражнение на релаксацию  (слайд № 14).

      Закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажата в кулак обида, почувствуйте напряжение в кистях, напрягите руки. Почувствуйте напряжение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, отпустите обиды,  чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руку. Ваша обида исчезла.  

               Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами»  (слайд № 15).

     Сейчас вам предоставляется возможность узнать что-нибудь новое друг о друге необычным способом. Для этого нужно распределиться по парам, сесть на стулья, повернувшись лицом друг к другу, и закрыть глаза. Нельзя открывать глаза до тех пор, пока не последует разрешение. Если вам трудно держать глаза закрытыми возьмите повязку на глаза.

       Когда группа распределиться по парам и каждый ребенок закроет глаза, перемешайте пары, осторожно перемещая участников к новому месту. Закончив перемещение, предложите детям вытянуть руки вперед и найти руки своего партнера, затем    

       - познакомиться руками (1 мин),

       - поссориться (1 мин),                   5

       - помириться  (1 мин),

       - подружиться (1 мин),

       - поддержать друг друга (1 мин).

     После окончания упражнения  дети рисуют чувства, которые они испытали (слайд № 16).

     Дети отвечают на вопросы:

    - Что вы испытывали в момент знакомства?

    - Что было наиболее приятно?

    - Что вас удивило?

    - Что было легче делать?

    - Чего не хотелось делать?

    - Какие чувства  вызывали у вас прикосновения к рукам партнера? Что вы можете сказать о партере?

IV. Обсуждение итогов занятия (слайд № 17).

Какие чувства вы испытывали на занятии.

Что вам понравилось.

Что удивило.

Что обрадовало на занятии.

Что получилось.

Чем довольны.

 Какие вопросы остались неразрешенными.

V.Домашнее задание (слайд № 18).

        Когда почувствуете сильную обиду, выполните следующее упражнение: сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажата в кулак обида, почувствуйте напряжение в кистях, напрягите руки. Почувствуйте напряжение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, отпустите обиды,  чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руку. Ваша обида исчезла.  

Литература

  1. Е.Г. Коблик,  Первый раз в пятый класс!  М.,  Генезис, 2003

                                               6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

классный час 7-А кла клас . рук-ль : Видершпан И.П. с. Ключи 2012 год Доброжелательность и грубость МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа № 1» Ключевского района, Алтайского края.

Слайд 2

Цели : 1) - повышение эмоциональной устойчивости детей; - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. 2) - показать роль интонации в беседе; - способствовать развитию навыков общения; - обучать умению отстаивать свою точку зрения доброжелательным тоном. Материалы : - плакат с изображениями эмоций; - повязки для глаз (для упражнения «Знакомство с закрытыми глазами» и «Рисуем обиду»); - тетради для классных часов.

Слайд 3

I . Разминка. Весь класс сидит на стульях, водящий задает какое-либо веселое движение (хлопки, притопы, щелканье языком), остальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если весело живется, делай так».

Слайд 4

II . Обсуждение домашнего задания Рассказать о «магическом превращении слова»: - превращали СЛОВО, с которым работали в классе (или другое) в магическое; - изменились ли чувства в результате «колдовства», связанные с этим словом, в лучшую сторону.

Слайд 5

III . Работа по теме занятия. Ребята каждому из вас, наверное, когда-нибудь в своей жизни хоть один раз обидно. Обсуждение вопросов: - Что такое обида. - Что такое обидное замечание. - Приведите примеры замечаний, которые вы сами пережили или наблюдали со стороны. «Мне было обидно, когда….» - Что вы можете сказать или сделать в ответ на обидное замечание. ( Записать варианты ответов)

Слайд 6

Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?» Обидеть могут и поступок, и речь, причем не только содержание речи, но и интонация – грубая, высокомерная, презрительная…. По мнению психологов, люди до 80% информацию получают через интонацию и жесты и только 20% - словесно. Вот почему важно следить за тем, как вы говорите.

Слайд 7

Послушайте разговор мамы и Андрея и подумайте, почему мама обиделась Разыграем обидную ситуацию. Обсуждение возможных путей выхода из конфликта Упражнение 1. - Произнесите разной интонацией ответ на вопрос (разговор по телефону): «Ты на меня сердишься?» - «Нисколько».

Слайд 8

Упражнение 2. - Произнесите фразы, написанные на слайде, с разной интонациями: «друг мой» - холодно, ласково; «мучитель мой» - с раздражением, ласково; «я в восторге» - иронично, с восхищением. Как видим, интонация может обидеть, оскорбить , утешить , обласкать … Если вы хотите иметь друзей, быть людьми воспитанными, приятными собеседниками, вы должны уметь достигать этого и с помощью правильной интонации.

Слайд 9

- прочитайте узбекскую пословицу «Достаточно услышать, как человек спорит , чтобы определить все его достоинства и недостатки » - Как вы понимаете эту пословицу? - О чем обычно спорят дети? - Часто ли спорят ребята в нашем классе? - Можно ли об этих спорах сказать русской пословицей: « О пустяках спорить – дело упустить » ?

Слайд 10

Упражнение 4 «Шутливое письмо» Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы не безмерно преувеличиваете свои чувства по отношению к нему. Также вы можете преувеличить «провинности» этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом. Желающие могут прочитать это письмо вслух. игра «Снежинки»

Слайд 11

Упражнение 5 «Учись спорить» Работа в парах. Тему спора выбирайте сами. Слушает 2-3 спора и анализирует их. что является достоинством в соре? не перебивать говорящего; прежде чем возразить, надо выслушать внимательно собеседника; стараться понять его позиции; говорить в доброжелательном тоне; говорить по существу вопроса, не переходя на личность собеседника, и т.д.) Что будет недостатком в соре? Какие недостатки в своем поведении должны искоренить вы?

Слайд 12

Дискуссия на тему занятия Какой из предложенных вариантов ответов характеризует человека как уверенного, неуверенного, агрессивного? Что можно сказать о людях, которые обижают других, они сами чувствуют в этот момент? Как относиться к обидчику? Как долго сохраняются обиды? Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды? Как выразить обиду?

Слайд 13

Упражнение «Рисуем обиду» - Вспомните случай, когда почувствовали сильную обиду. - Когда это было? - Где это было? - Кто там (во время чувства обиды) рядом был? Нарисуйте свою обиду. - По желанию в парах обсудите свою обиду. - По желанию в классе обсудите свою обиду. - Есть ли в них что-то общее?

Слайд 14

Упражнение на релаксацию . Закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажата в кулак обида, почувствуйте напряжение в кистях, напрягите руки. Почувствуйте напряжение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, отпустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руку. Ваша обида исчезла.

Слайд 15

Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами». Сейчас вам предоставляется возможность узнать что-нибудь новое друг о друге необычным способом. Для этого нужно распределиться по парам, сесть на стулья, повернувшись лицом друг к другу, и закрыть глаза. Нельзя открывать глаза до тех пор, пока не последует разрешение. Если вам трудно держать глаза закрытыми возьмите повязку на глаза. Когда распределитесь по парам и каждый ребенок закроет глаза, можно перемешать пары, детям вытягивают руки вперед и находят руки своего партнера, затем - познакомиться руками (1 мин), - поссориться (1 мин), - помириться (1 мин), - подружиться (1 мин), - поддержать друг друга (1 мин).

Слайд 16

После окончания упражнения дети рисуют чувства, которые они испытали и отвечают на вопросы: - Что вы испытывали в момент знакомства? - Что было наиболее приятно? - Что вас удивило? - Что было легче делать? - Чего не хотелось делать? - Какие чувства вызывали у вас прикосновения к рукам партнера? Что вы можете сказать о партере?

Слайд 17

IV . Обсуждение итогов занятия. Какие чувства вы испытывали на занятии. Что вам понравилось. Что удивило. Что обрадовало на занятии. Что получилось. Чем довольны. Какие вопросы остались неразрешенными.

Слайд 18

V . Домашнее задание Когда почувствуете сильную обиду, выполните следующее упражнение: сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажата в кулак обида, почувствуйте напряжение в кистях, напрягите руки. Почувствуйте напряжение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, отпустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руку. Ваша обида исчезла.

Слайд 19

Благодарю за работу и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доброжелательность и грубость.

Данная разработка классного часа учит детей быть добрыми и отзывчивыми....

Проблемы подросткового возраста: как пережить грубость?

Подросток, какой сложный возраст! Это не простой момент как для самих подрастающих, так и для их родителей. Сколько разных проблем и  казалось бы неразрешимых ситуаций возникает, когда ребенок по...

"О грубости и сквернословии" - урок русского языка

Отзывна урок по русскому языку "О грубости и сквернословии" Бобрышевой Н.И., преподавателя русского языка и литературы (высшая квалификационная категория) Воронежского музыкального колледжа им. Ростро...

как пережить грубость

Информация для учителей, которые работают с трудными детьми....

"Доброжелательность и грубость". Воспитательное занятие.

Цели: показать интонации в беседе; способствовать развитию навыков общения; обучать умению отстаивать свою точку зрения доброжелательным тоном....

Как правильно реагировать на хамство и грубость

Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Кто-то наблюдает ее проявление со стороны, а кому-то постоянно приходится выслушивать грубые и обидные слова в свой адрес.Известно, что чужая а...

Памятка для родителей "Боремся с подростковой грубостью"

Памятка для родителей "Боремся с подростковой грубостью"...