Как правильно реагировать на хамство и грубость
план-конспект занятия по психологии (10 класс)

Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Кто-то наблюдает ее проявление со стороны, а кому-то постоянно приходится выслушивать грубые и обидные слова в свой адрес.

Известно, что чужая агрессия всегда трансформируется в аутоагрессию, отсюда и плохое настроение, снижение самооценки, работоспособности и т.д. Как же защититься от чужеродной агрессии и правильно среагировать на грубость?Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах грубости.

  Их бывает несколько, и для каждой из них можно предложить разные варианты ответных реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_reagirovat_na_hamstvo_i_grubost.pptx715.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как правильно реагировать на хамство и грубость Молодежный психологический клуб «Школа жизни» Ткаченко С.В.

Слайд 2

Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Кто-то наблюдает ее проявление со стороны, а кому-то постоянно приходится выслушивать грубые и обидные слова в свой адрес. Известно, что чужая агрессия всегда трансформируется в аутоагрессию, отсюда и плохое настроение, снижение самооценки, работоспособности и т.д. Как же защититься от чужеродной агрессии и правильно среагировать на грубость? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах грубости. Их бывает несколько, и для каждой из них можно предложить разные варианты ответных реакций.

Слайд 3

1. Метод «Спокойствие» В общении с обидчиками никогда не показывайте, что вы растеряны. Честно, твердо и открыто выражайте свою точку зрения. Не защищайтесь и не обороняйтесь! Говорите спокойно и расслабленно. Хамы – трусы, они не привыкли к откровенности и спокойствию. Им нужно вывести вас из себя, чтобы подпитаться вашей энергетикой. Не доставляйте им такой радости. Пример: Кондуктор в автобусе: «Что вы мне 500 рублей подаете? У меня сдачи нет! Сейчас высажу!» Вы: серьезным, но спокойным тоном: «Что, простите?» Кондуктор: «Сдачи нет!» Вы: «Мне далеко ехать. Буду очень признателен, если у вас получится разменять купюру»

Слайд 4

2. Метод «Психологическое айкидо» Он заключается в использовании энергетики противника против него самого же. Необходимо соглашаться с «критикой» противника (иногда это требуется сделать несколько раз), в результате чего ситуация доводится до абсурда или становится очень смешной. И не забывайте хвалить хама – это окупится с лихвой! Пример: Нервный пациент (НП) в клинике второму пациенту (ВП): «Что, глаз нет? Не видишь, тут очередь! Куда лезешь? Самый умный что ли?» ВП: «У меня действительно нет глаз. Какой вы внимательный. А я, как самый умный, полез без очереди». НП (опешив): «Я же стою, как и все...» ВП: «Да, вы стоите, как и все. Не то, что я – лезу без очереди». Обычно двух-трех уходов от нападения бывает достаточно. Хам впадает в состояние психологической гроги – он растерян и дезориентирован. Если публика к этому времени уже «загибается» от смеха, вам будет проще. Хам быстрее ретируется и больше не будет рисковать. Особенность метода – требует длительной практики и усилий, так как требует разрыва собственных шаблонов поведения.

Слайд 5

3. Метод «Юмор» Когда человек желает сказать что-то плохое, он набирает воздуха в легкие. Если его в этот момент рассмешить, он расслабится. Сопроводите вашу шутку улыбкой, можно даже похвалить оппонента. Пример: Секретарь зашла к директору во время совещания, чтобы занести чай. Но ее постигла неудача. Зацепившись каблуком о ковер, она хлопнулась на пол, опрокинув все чашки. Увидев побагровевшее от злости лицо директора, секретарь выпалила: «Вы настолько сногсшибательны!» Все в зале тут же засмеялись.

Слайд 6

4. Метод «Констатация» Иногда простой констатации факта «Вы – хам» бывает достаточно, чтобы собеседник замолчал. Но можно подойти к ситуации и творчески. Пример: Покупатель: «Дайте мне, пожалуйста, витамины… забыл, как называются. Вот эти», - показывает на витрину. Продавец: «А вам не надо, случайно, таблеток от памяти?» Покупатель: «А вам? От хамства?»

Слайд 7

5. Метод «Чихание» Он подходит в качестве ответа на длительный грубый монолог. Если ваш оппонент долго и нудно спускает на вас пар и не может остановиться, помогите ему в этом. Слушайте его со спокойным видом до тех пор, пока хам не убедится, что он - хозяин ситуации, и вы так и будете молчать. А потом громко и демонстративно чихните. И в возникшую паузу вставьте фразу: «Извините, у меня аллергия на чушь». И с чрезвычайно вежливым видом спросите: «Так на чем вы остановились?» Другие эффектные ответы на обидные фразы: «Это все?» или «И что?» «Я о вас был лучшего мнения» «Хамство никому не идет, а уж вам – тем более» «Вам вежливо ответить или правду сказать?» «Я так и думал, что артистизм вам не к лицу» «Почему вы всегда стараетесь выглядеть хуже, чем вы есть на самом деле?» «У меня совершенно нет времени, чтобы лелеять ваши комплексы» «Что, простите? Вы, вероятно, оговорились?»

Слайд 8

6. Метод «Настойчивая вежливость и ангельское терпение» Есть люди которые привыкли постоянно хамить, и другие модели поведения им малоинтересны Главное правило общения с подобными хамами – вежливость, доброжелательность и терпение. Нельзя идти на провокацию, заряжаться негативом, становиться ведомым. Не забывайте, что грубиян ждет ответной агрессии, а не получая ее, впадает в транс. Вежливость и улыбка выбивают его из колеи, заставляют общаться по-другому, непривычному для него сценарию. Благодаря этому вы получаете возможность контролировать ситуацию. Иногда хам бывает зациклен на негативе, тогда можно говорить с ним так же вежливо, но громче, чем обычно. Нестандартность ситуации также заставит хама замолчать. Пример: Продавец: «Мужчина, что вы так долго копаетесь? Будете брать или нет?» Покупатель: «Покажите, пожалуйста, еще вон ту кружку». Продавец: «Вы уже полчаса тут стоите. Я вам не девочка на побегушках!» Покупатель громче, чем обычно: «Покажите, пожалуйста, ту кружку».

Слайд 9

7. Метод «Занудливость» Он подойдет для администраторов форумов, групп в социальных сетях и т.д. Известно, что многие участники сообществ, прекрасно зная общие правила, сознательно нарушают их, а потом взрывают лички администраторов, выражая искреннее несогласие с тем, что их забанили . Когда кончаются доводы, начинается хамство. Конечно, можно забанить недовольного и в личке , но если вам необходимо отстоять правоту, попробуйте без эмоций, подробно описать все огрехи нарушителя. Собеседник первое время будет спускать пар в надежде развлечься, но встретившись с сухим казенным языком, заскучает и отстанет. Пример: Участник: «За что меня забанили ? Это произвол! Тогда и напишите на странице: «Творим, что хотим, баним того, кого хотим!» Администратор: «Вы нарушили пункт 2 правил таких-то. Согласно правилам форума, вам назначен бан на 2 недели». Участник: «Ничего я не нарушала и фотки у меня нормальные! Это вы там придираетесь, сами ничего не понимаете в фотографиях, так не лезьте!» Администратор: «За оскорбление администрации ваш бан будет продлен еще на 2 недели».

Слайд 10

8. Метод «Шокирование» (на любителя) Для борьбы со стереотипным хамством хорошо подходит метод разрыва шаблонов, а говоря простым языком – шокирование. Можно заранее приготовить пару-тройку фраз, совсем не относящихся к делу. И чтобы шокировать собеседника, в ответ на вопрос «Будете покупать или нет?» можно спросить: «Не подскажете, чем вчера сериал закончился?» Другие эффектные ответы на обидные фразы: • «Жаль, что вам не удается ответить на это оригинальностью» • «Что-то мне расхотелось с вами беседовать» • «Мне не нравятся те люди, которых вы пытаетесь изобразить» • «Оценил глубину вашей мысли. Спасибо» • «Оценил вашу шутку. Спасибо» • «Спасибо, что вы так внимательны к моей личности» • «Не совсем остроумно, но уже кое-что» • «Остроумно и смешно» (после перейти на другую тему разговора)

Слайд 11

Страх обидчика перед вами Большинство хамов – слабые люди, имеющие низкую самооценку и ярко выраженную зависть. Как только они понимают, что вы достигли в жизни большего, чем они, в них тут же просыпается страх конкуренции. Этот страх они маскируют прекрасным умением хамить. Как правильно реагировать? Метод 9 «Забота о ежике» Представьте себе ежика, который выпустил колючки от страха. С одной стороны, ежик злой и колючий, а с другой – маленький и испуганный. Стоит только о нем позаботиться, как он размякнет, спрячет колючки и будет довольно пыхтеть, попивая из блюдечка молоко. Так и с обидчиком. Займите снисходительно-жалостливую позицию. Похвалите его, похлопайте дружески по плечу, поддайтесь, дайте выиграть партию-другую, пожелайте всего самого прекрасного, что есть на белом свете. Ведь это совсем нетрудно сделать. Успокоившись, обидчик перестанет вас бояться и, скорее всего, поймет, что кроме вражеской конкуренции существует мирное сосуществование и партнерство.

Слайд 12

Также в этом случае хорошо помогают методы, представленные ранее «Психологическое айкидо» и «Спокойствие». Не рекомендуем методы: «Юмор», поскольку завистники плохо понимают шутки, «Чихание», поскольку завистники обладают повышенной обидчивостью, а это может только усугубить агрессию. Другие эффектные ответы на обидные фразы: «Бывает, что жизнь не удается. Но у вас все получится» «Конечно-конечно. Проходите. Пусть сегодня вам повезет» (это помогает, когда кто-то лезет, толкаясь, без очереди) «Хамство никому не идет, а уж вам – тем более» «Похоже это – не ваша роль. А что на самом деле вам нужно?» «Спасибо, что вы так внимательны к моей персоне» «Вы хотите меня обидеть? А смысл?» «Это все?»

Слайд 13

10. Метод «Игнорирование» И общий метод для всех причин грубости – «Игнорирование». Ведь иногда молчать – хорошо, безопасно и… красиво. Если вам ничего не нужно от обидчика, вы психологически не готовы вступать в схватку с ним, или ваш обидчик, как вам кажется, психологически нездоров, опасен для жизни и здоровья – используйте метод «Игнорирование». Как реагировать на грубость: ответы на обидные фразы Недаром народная мудрость гласит: «Дурак кричит, а умный молчит», «Из двух спорящих неправ тот, кто умней». Хамы всегда стремятся завоевать ваше внимание, им же надо как-то питаться вашей энергией. А потому обычное игнорирование для них – одно из страшнейших наказаний.

Слайд 14

Важно учесть: игнорирование должно быть правильным. Без обидного взгляда и грустных вздохов. Хам не должен принять ваше игнорирование за проглатывание обиды, неумение ответить или прощение. Никаких эмоций быть не должно. Обидчик для вас – пустое место. Вы - счастливый, успешный человек, которому некогда замечать подобные глупости.

Слайд 15

Вы, наверное, замечали, что одним людям почти никто не грубит, а другие постоянно попадают под «раздачу»? Многие хамы обладают недюжинной интуицией и наблюдательностью. Своих жертв они выбирают по принципу силы-слабости: «Вот этот остер на язык, с ним лучше не связываться, а вот с этим можно и поразвлекаться . Наверняка скажет что-нибудь несуразное в ответ». В последнюю категорию попадают люди с низкой самооценкой, чересчур культурные и воспитанные, люди с повышенным чувством вины, боящиеся случайно обидеть другого, а также люди, избегающие конфликтов и конфликтных ситуаций. Как правильно реагировать? Прежде чем вступать в схватки с обидчиками, надо поработать над своей самооценкой, уверенностью в себе и внутренней силой. Ведь сильному нахамить практически невозможно.

Слайд 16

Интернет ресурсы https://avernus.ru/masterstvo-obscheniya/kak-reagirovat-na-grubost#ixzz6MCwFluip https://energy-family.ru/kak-pravilno-otvetit-na-hamstvo/ Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны...

Конспект урока на тему: Подготовка к выполнению 25 задания КИМ ЕГЭ (на основе фрагмента статьи С. Довлатова «Это непереводимое слово « хамство»).

Данный конспект урока будет полезен при подготовке учащихся 10-11 классов к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку  (написание эссе)....

Классный час "Хамство. Как реагировать на хамство"

В функционал "Школьной службы примирения" входит не только разбор реальных конфликтных ситуаций, организация примирительных встреч, но и профилактическая работа, направленная на обучение уча...

Хамство и агрессивное поведение подростка: что делать родителям

Причины агрессивного поведения подростков...

Памятка для родителей «КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ОШИБКИ РЕБЁНКА»

Советы родителям как правильно реагировать на ошибки ребенка....

Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом

Как правильно реагировать на поведение ребёнка с диагнозом аутизм...

Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом

Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмомМожно ли наказывать или игнорировать ребенка-аутистаПо последним международным данным, аутизм встречается у каждого 54-го ребенка. Адаптировать...