"О грубости и сквернословии" - урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Отзыв
на урок по русскому языку "О грубости и сквернословии" Бобрышевой Н.И., преподавателя русского языка и литературы (высшая квалификационная категория) Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей.
Внеклассное занятие по русскому языку «О грубости и сквернословии» проведено преподавателем в форме круглого стола с учащимися Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей.
На уроке рассматривается проблема сквернословия в современном обществе, определяется понятие сквернословия, анализируются причины распространения в обществе сквернословия и его наиболее агрессивной части мата, объясняется их природа и предлагаются конкретные рекомендации по борьбе с этим явлением.
Такие уроки пробуждают интерес к родному языку, желание к исследовательской работе, позволяют решать не только учебные задачи, но и воспитательные: осознать ответственность за современное состояние русского языка, сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики, способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.
Урок Бобрышевой Н.И. можно рекомендовать в качестве внеклассного занятия по русскому языку для преподавателей русского языка, культуры общения, широкого круга педагогов и воспитателей гимназий, лицеев и общеобразовательных школ, а также для руководителей общеобразовательных учреждений и методистов методических служб.
Кандидат филологических наук, доцент общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета, Козельская Н.А.
Это урок был разработан в Год русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_grubosti_i_skvernoslovii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О грубости и сквернословии.
Урок по русскому языку
Учитель Бобрышева Н.И.,
Воронежский музыкальный колледж
им. Ростроповичей
Цели: осознать ответственность за современное состояние русского языка; сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики.
Задачи: познакомить учащихся с понятием «языковая ситуация», «языковая культура личности», разъяснить понятие «ненормативная лексика», способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.
Форма урока: круглый стол.
Готовясь к уроку, ребята провели анкетирование, получили задания к занятию.
Оборудование: презентация «Ненормативная лексика», анкеты и фрагмент из художественного фильма «Председатель».
Ход урока.
Эпиграф:
I Языковая ситуация.
- Лекция учителя.
О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Говорят ли они на литературном языке, на жаргоне, можно ли услышать диалекты, просторечия. На каком языке мы с вами говорим в период, который назвали периодом «межцивилизационного развития»? В переломные периоды в языке обычно меняется лексика, способ её употребления, общая манера выражения мысли.
Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, массовые отступления от русского литературного языка, резкое падение престижа русской речевой культуры 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка. Я бы прибавила еще и третью беду нашего общества. Это грубость и сквернословие. В нашем общении они получили такое же распространение, как пьянство. В России 70 – 90-х гг. сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Сквернословие охватило все регионы страны, все население, почти все ситуации речи. А. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах. («В круге первом»).
Распространение сквернословия привело к тому, что из области сознания оно проникло в область бессознательных процессов. Хирург не мог оперировать одну очень интеллигентную женщину, потому что, когда ей дали наркоз, она заговорила… Даже если сам не говоришь скверные слова, твои земляки позаботятся о том, чтобы ты их не забыл.
Представьте себе, что есть определенное заболевание-синдром Туретта, когда человек, кроме ряда других признаков этой болезни, обладает и такой особенностью речи: речь утрачивается, а способность к сквернословию сохраняется..
Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. Иностранные студенты усваивают первые русские слова, которые являются непечатными. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Защищают диссертации на эту тему, выпускают словари мата, студенты исследуют в своих курсовых работах язык Лимонова, С. Довлатова и т.д. Итак, сегодняшняя практика пользования родным языком вызывает тревогу. В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам нашего колледжа была предложена анкета. Интересно познакомиться с её результатами.
- Группа учащихся знакомит аудиторию с результатами анкет.
Учитель.
Как видим, анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая.
Чтобы наши размышления на тему сквернословия не были пустыми, давайте проясним некоторые языковые понятия. Где место бранной лексики в родном языке? Прослушайте сообщения ребят по этой теме.
II Сообщение I группы.
Выступающий 1.
В каждом языке выделяют литературную, разговорную и ненормативную лексику. Литературная лексика-это лексика культурная, которая может быть использована в любой ситуации, причем в устной и письменной речи, в общественном месте и в средствах массовой информации. Сюда входят традиционно разграничиваемые книжная, высокая, научная, специальная, официально—деловая и часть традиционно выделяемой разговорной лексики (литературно-разговорная). Например, куда мы отнесём слова «человек», «гражданин», «чувак», «чел». Последние 2 слова НЕ являются литературными.
Выступающий 2.
Разговорная лексика-лексика уместная и допустимая преимущественно в устной речи между своими, в узкой компании близких, хорошо знакомых и равноправных в общении людей; сюда же входит сниженная лексика, общенациональная жаргонная (сленг) и просторечие. Например, человек, человечище, тащиться (медленно идти). Есть разговорные слова нейтральные и сниженные.
Литературная и разговорная лексика образуют лексику нормативную, употребление которой соответствует нормам литературной и разговорной речи.
Выступающий 3.
Ненормативная лексика рассматривается как оскорбляющая собеседника и негативно характеризующая говорящего, в связи с чем в общественном мнении она рассматривается подлежащая исключению из публичного употребления.
Среди ненормативной лексики языковое сознание выделяет два разряда – грубую и нецензурную.
Выступающий 4.
Грубая лексика включает вульгарную и бранную (инвективную). Употребление вульгарной лексики (пузо, плешь) свидетельствует прежде всего о бескультурье говорящего и не адресуется собеседнику как оскорбление; обычно культурного человека оскорбляет просто её употребление кем-либо в его присутствии.
Бранная или инвективная лексика (свинья, собака) обычно употребляется с намерением оскорбить или унизить адресата или третье лицо. Но она в определенных ситуациях может употребляться и без такого намерения, для выброса эмоций. Публичное употребление бранной лексики осуждается общественным сознанием.
Нецензурная (синоним - неприличная) лексика-это экспрессивная лексика, которую общественное сознание современного общества постоянно запрещает в публичном употреблении. На базе приведенной классификации представляется возможным определить термин сквернословие. Сквернословие – это экспрессивные слова с недоброжелательным значением, используемые с намерением или без намерения оскорбить слушающего – бранная и нецензурная лексика. Сквернословие, таким образом, включает бранную лексику (осуждается общественным сознанием) и нецензурную лексику (запрещена к публичному использованию общественным сознанием), но не включает вульгарную (свидетельство о бескультурье говорящего).
Ненормативная лексика включает вульгарную и сквернословие (бранную и нецензурную лексику) и является более широким понятием, чем сквернословие.
Учитель.
Брань есть в каждом языке. Но существует мнение об исключительности русского мата: русский мат самый сильный, все иностранцы его признают, в первую очередь его заучивают и предпочитают ругаться исключительно по-русски.
III Сообщение II группы.
Сквернословие в языках мира.
Выступающий 1.
Ругаться на чужом языке действительно люди любят. Так легче нарушить запрет. Кавказцы, жители Средней Азии часто ругаются по-русски потому, что не решаются ругаться на своём родном языке. Русские в Германии часто ругаются немецкими словами.
Американцы издали словарь «7000 русских ругательств», куда включили слова, которые называют какие-то недостатки человека. Сюда вошли определения глухой, хромой, слепой и под. А немцы издали словарь «100 русских вульгарных слов». Первое из них - аппаратчик. Туда вошли такие слова, как главарь, вкалывать, недотрога, она беременная, мешок, забегаловка, шмотки, кайф, тюрьма, подружка, трус и др. Вряд ли эти слова являются ругательствами – это просто слова, которые дают человеку или предмету неодобрительную оценку, да и то не во всех случаях.
Выступающий 2.
А что понимать под матом? Мат – это самые грубые из инвектив, выражающие крайнюю степень презрения, раздражения, наиболее сильную степень эмоции, обычно – отрицательной. При этом подчеркнём, что к мату относятся некодифицированные единицы, то есть такие, которые не признаются единицами литературного языка, не фиксируются общеупотребительными толковыми словарями и не употребляются в письменной форме, не могут быть употреблены при выступлении перед аудиторией, в печати, в средствах массовой информации, художественных произведениях.
Таких слов в русском языке, как и в других языках, немного, хотя это и не делает их менее заметными, поскольку они, к сожалению, очень часто употребляются в устной речи.
Важным признаком этих слов и выражений является их сугубо устный характер – их нельзя писать, печатать, они чисто устные.
Этот запрет, к сожалению, сейчас начал сплошь и рядом нарушаться нашей прессой, телевидением, современными писателями, что оказывает серьёзное отрицательное воздействие на развитие современного русского языка, на культуру общения и вообще на культуру общества.
Выступающий 3.
Один из наиболее распространенных в мире способов ругаться – поношение святыни. Именно нарушение “святого запрета” и делает такие ругательства очень сильными. В своей докторской диссертации В.И. Желвис сравнивал инвективы в 50 языках мира и установил, что ругательства с компонентом “мать” встречаются в 11 языках. Оскорбление матери – это оскорбление богоматери, удар по святому. Инвективы есть во всех языках, хотя каждый народ находил свои способы выражать недовольство собеседником. Мы скажем: “Дурак!”, а японец использует конструкцию типа “я умнее”, а результат тот же.
О наличии неприличных слов во всех языках свидетельствует и такое любопытное явление: иностранцы, изучающие русский язык, начинают избегать некоторых русских слов, смущаясь при их употреблении. Болгары избегают русского слова “спички”, чехи – “лекарша”, арабы - “зуб”, немцы – “пупс” и т.д.
IV Беседы по вопросам.
Учитель:
-Почему люди ругаются?
Ответы учащихся:
- Снятие стресса, “разрядка” переживаемой в данный момент эмоции.
- Помогает снять физическую и душевную боль.
- Средство защиты своего статуса. Чаще скандал – защитное оружие слабого, кто боится за свое положение, престиж, привилегии и т.д.
- Функция “самоподбадривания”. Боксёры нередко начинают с оскорблений, а затем, с гонгом бросаются друг на друга с кулаками.
- Средство подавления собеседника, как агрессивное средство нападения. Не случайно “браниться” и “поле брани” однокоренные слова. В рукопашной схватке фронтовики всегда матерились.
- Как средство самоунижения. “Ах, я дурак, что наделал!”
- Ругательства помогают человеку скрыть страх, уязвимость. “Иди к чёрту! Чёрт бы тебя побрал!” и т.д.
- В качестве магической силы. “Ругайте меня, когда я буду сдавать экзамен”. Ср.: Ни пуха, ни пера!
- Традиционные ругательства – ритуальные речи: “корительные” русские свадебные песни (поношение жениха), в частушках, куплетах, анекдотах.
- Для демонстрации высокопоставленными людьми своей близости к народу.
- Ругательства часто используются в функции междометий, для “заполнения пауз”, для связи слов в предложении. Например, слово “блин”, ”ёлки-палки”, “ё-моё” и подобные им.
Учитель:
Итак, причин, по которым люди прибегают к сквернословию, много. Но ни одна из них не может служить оправданием. Это первая ступень к нарушению законов общества. С другой стороны, у человека, использующего мат, постепенно атрофируется мыслительная способность.
- Кто, на ваш взгляд, чаще всего использует ненормативную лексику?
Ответы учащихся:
- Дети чаще, чем взрослые, выражают своё недовольство друг другом, используют ругательства, дразнилки, оскорбления. Они обладают повышенной эмоциональностью и не усвоили еще навыков культуры поведения и общения.
- Подростки используют брань как средство повышения статуса, как защиту от возможной агрессии или как демонстрацию агрессии. Или как проявление бунта.
- Чаще ругаются мужчины. Это стремление продемонстрировать мужскую силу или “принадлежность к группе”, показать, что я свой: “И тут нас выручил пожилой солдат, который спустился к самому берегу реки и принялся крыть часового отборными словечками. Только тогда часовой по-настоящему поверил, что на другом берегу свои” (“Неделя”, 1982г.)
- Мужчины и подростки нередко начинают ругаться, оказавшись в мужской компании. Ругаться как бы считается “по-мужски”.
- Люди, занимающие высокое положение в обществе, обычно публично меньше ругаются, чем низы и “слабые” люди.
Учитель:
Правда, в России нередко наблюдается начальственное сквернословие – начальник сквернословит в присутствии подчиненных, подчеркивая свою доминантность, власть. Физик В. Шкловский рассказывал об одном очень серьёзном совещании у Берии: “Берия прервал докладчика и обрушил на собравшихся академиков поток грязной брани. Учёные потупили глаза. И тут встал академик П.Капица и стал в тех же выражениях честить Берию: мол, когда разговариваешь с физиками, …, ты должен стоять по стойке смирно, а не позволять себе такую наглость. Берия тут же прекратил совещание, а на следующий день П.Капица был снят с поста директора Института физических проблем АН СССР и посажен под домашний арест. Материться имел право только Сам…”
- А как вы относитесь к тому, что ругаются женщины?
Учитель:
Публичное употребление ругательств является грубейшим нарушением общественного, морального запрета. Кстати, в некоторых странах есть уголовные статьи, предусматривающие наказание за брань в общественном месте. Верховный суд США в 1978 году официально признал 7 английских слов наиболее непристойными ругательствами. Однако, что характерно – ни одна из американских газет не решилась опубликовать этот список – именно из-за его крайней непристойности.
- А вы знаете о правовой ответственности за употребление ненормативной лексики?
Ответы учащихся:
- Создан Совет по русскому языку при Президенте РФ, разработана государственная программа “Русский язык”, принят Закон “О государственном языке Российской Федерации”, 2007 год был объявлен Годом русского языка, существует статья в Уголовном кодексе “За брань в общественном месте”.
Учитель:
Однако остается много неясного и сложного, в том числе в осуществлении Закона о русском языке.
- Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики в речи и каким образом?
Группа учащихся – исследователей знакомит аудиторию с вариантами ответов анкет.
Учитель:
Итак, подавляющее число опрошенных считают, что необходимо изгнать нецензурщину со страниц газет, с экранов телевидения.
Оптимальный пример изображения сквернословия в художественном произведении мы видим в фильме “Председатель” (просмотр отрывка из фильма “Председатель”).
Свою роль в борьбе со сквернословием должны сыграть женщины – они не должны допускать сквернословия в своем присутствии или в присутствии детей.
Долг интеллигентных мужчин – не допускать в своем присутствии публичного сквернословия.
И, наконец, необходимо демонстрировать образцы культурной, интеллигентной речи.
Итоги урока.
Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что люди должны повышать свою языковую культуру – это их долг перед страной и родным языком.
Домашнее задание.
Написать свои предложения на тему:
“Как бороться с нецензурной бранью”,
“Как я боролся с нецензурной бранью”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...