Древо жизни
классный час по теме

Дикая Алёна Николаевна

разработка классного часа, посвященного Дню семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassny_ychas_k_dnyu_semi.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Древо жизни»

( посвященный Дню семьи )

 Цели:

  1. Воспитывать интерес к семейным традициям, истории происхождения некоторых фамилий и имен.
  2. Прививать интерес к историческому прошлому страны, традициям и обычаям родного края.
  3. Воспитывать чувство любви к родителям и членам семьи, чувства гордости за свою семью.

Ход занятия:

Ведущий 1:

Добрый день, честной народ!

Приглашаем в хоровод,

Хоровод – то не простой:

Папа, мама, я с сестрой.

Ведущий 2:

Старший брат, любимый дед,

Охраняющий от бед,

Бабушка – всему душа,

В общем – вся моя семья!

Ведущий 1:

В этом дружном хороводе

Разговор мы поведем

О родном для нас народе:

О семье, и как живем.

Учитель:

Семья начинается с детей. Дети, по словам народной мудрости, - «благодать Божья».

Какое без них семейное счастье!

Дети – это чудо света,

Я увидела сама.

 И причислила чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети!

Трудно с ними – ну и пусть!

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа  и мам, дедушка и бабушка. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции. А еще это опора во всех бедах и ненастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

«В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушившиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга? – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явится во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и тоже слово «ПОНИМАНИЕ» - пока не написал сто раз. Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга! – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя».

Как вы думаете, ребята, неужели тому старику ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, или отшлепать баловников? Как это было бы просто взять и выпустить накопившийся внутри пар, но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного из неспокойного или злого сердца. Он был человеком воспитанным.

Ведущий 2:

« У кого детей много, тот не забыт от Бога!» - так говорили на Руси. Пословицы и поговорки и мудрости широко отражают отношение людей к детям и семьям с детьми. «Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях», «Детки хороши – отцу- матери – венец, худы – отцу- матери конец».

Ведущий 1:

От опечаленных детьми отцов – матерей ходят по Руси такие поговорки: « У кого детки – у того и бедки», «Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – большие беды будут». Но откуда они – плохие-то?

Ведущий 2:

Тут народная мудрость дает четкий ответ: «Каковы батьки – таковы дитятки», «Яблочко от яблони не далеко падает», «Дитятко, что тесто – как замесил так и выросло», «Глупому сыну и умный отец разума не пришьет».

Учитель:

«Послушай, Зин, не трогай шурина. Какой ни есть, а он –родня», поется в популярной песне Владимира Высоцкого. А вот, что за родня – шурин, знает не каждый. К сожалению, теперь, когда семьи не так велики и патриархально прочны, как прежде, категории семейного родства частично утратили свое значение. Мы порой не знаем, как назвать нашего родственника, и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. К примеру: она – жена брата моего мужа, т.е. просто – напросто – невестка – краткое, живое обозначение степени родства. Не владея должным образом «словарем родства», мы порой лишаем красок нашу речь и затрудняем восприятие литературы, фольклора, мудрости прошлого, его бытовых традиций.

Ведущий 1:

А теперь обратимся к «словарю родства» и попытаемся вспомнить некоторые определения:

Свекор – отец мужа.

Свекровь – мать мужа.

Ведущий 2:

Тесть – отец жены.

Тещя – мать жены.

Зять – муж дочери, сестры.

Ведущий 1:

Невестка ( сноха) – замужняя женщина по отношению к родным ее мужа.

Деверь – брат мужа.

Золовка – сестра мужа.

Ведущий 2:

Шурин – брат жены.

Своячница – сестра мужа.

А вот что говорят русские пословицы, отражающие всю многогранность семейных отношений: «Братская любовь лучше каменных стен»,  «На что и клад, коли в семье лад».

Учитель:

О том, как русские люди в старину чтили своих родителей, можно судить по внутреннему убранству жилища. В деревянных избах висят на стенах фотографии…. Знаете, что такое красный угол? Это куда иконы помещают. А рядом ищите фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на самом видном месте – увеличенные портреты родителей…

Вдруг вбегает маленькая девочка

- Здравствуй, ты кто такая? Как тебя зовут?

Девочка: Зовут Зовуткой!

Учитель:

Это что за имя такое – Зовутка? Ребята, давайте дадим нашей гостье настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители. Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю любовь и большие надежды. В роду каждого из вас есть свои страницы, я предлагаю вам составить родословную нашего класса.

( ученики рассказывают о значении своего имени и отпечаток своей ладошки прикрепляют к дереву класса на панно, а корни дерева уходят в основание школы, на слайде высвечивается фото семьи ученика)

Ведущий 1:

Пять ступенек, краской крытых,

Сколько раз вы мною мыты!

Пять простых ступеней в дом!

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбом!

Это тыщи дум моих

Среди сумерек глухих

Вьются там уж без меня,

В тишине родной звеня.

Счастье – родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени,

По которым в мир сошли.

Ведущий 2:

Эта девушка покинула свое село, но вспоминает дом родной, святые сени…  Человеку свойственно возвращаться в мыслях к своим истокам. Дом, улица, где живут друзья, соседи, где остался кусочек души. Именно так порой и возникает щемящее чувство Родины.

Ведущий 1:

Вот что писал, размышляя по этому поводу, великий русский педагог Ушинский: «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной зовем потому, что в ней мы родились, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

Учитель:

Особое чувство вызывают у нас те люди, которые дав нам жизнь, сделали нас наследниками всего того, что мы называем Родиной. Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – все это от них, от наших родителей. Есть даже поговорка о том, что человеку нельзя жить без памяти, т.е быть «Иваном, не помнящим родства». Вот почему у каждого из вас есть не только имя, но и фамилия. Что такое фамилия?

Слово «фамилия» означает семья, общесемейное имя. На заре нашей государственности как таковых фамилий не было, их заменяли имена и прозвища: Неупокой Карга, Первой Добрыня, зовимый Чернобровец.

Мы привыкли, что наши русские фамилии заканчиваются на –ов, -ев, - ин. Но оказывается до сих пор сохранились в неприкосновенности и те формы, что были тысячу лет назад: Бегун, Варенье, Маляр, Неделя, Кривич, Жаворонок… Не следует удивлятся, что фамилия может быть многогранной – в разных краях державы одно и тоже слово толкуется по разному. Главное же надо помнить неукоснительно: любая нынешняя фамилия не зависит от ее первозначения, она вне морали, ее не следует стыдится. Мы стали Ведьмаковыми, Злобниными, Змеевыми лишь потому, что предки пытались отогнать подобным способом болезни и нечистую силу.

Семья – высшая ценность нашего общества, и не случайно правительством РФ 15 мая учрежден как День семьи. В семье формируются идеалы, обычаи, традиции, общества. В ней создаются и моральные ценности: доброта, трудолюбие, чистоплотность, профессионализм.

Все начинается с семьи.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Все начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть –

Все начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

И только не сдаваться!

Все начинается с семьи.

И на этом наша встреча подошла к концу. Спасибо за ваши улыбки! Берегите свою семью! Сделайте своих близки счастливыми!

Ребята, а наш класс можно назвать семьей? Я думаю можно! Хочу чтоб про нас говорили друзья: какая хорошая ваша семья!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древо жизни.

Цель: формирование потребности изучения ребёнком своей семьи. Задачи: - на примере «древа жизни», показать всестороннюю   связь человека с окружающим миром;   - познакомить детей с новыми словами и ...

Методическая работа "Древо Жизни" по предметам:декоративно-прикладное искусство, скульптура, композиция.

В этой работе я начинаю с подробного объяснения различных символов, характерных для славянского декоративно-прикладного творчества, но возникших гораздо раньше -- в эпоху индоевропейского единства, и ...

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."

Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...

Урок ИЗО в 5 классе «Древние образы в искусстве. Древо жизни - символ мироздания» по программе Т.Я.Шпикаловой

Урок проводится в 1 четверти в 5 классе. При составлении плана использован местный краеведческий материал, что помогает лучше понять тему....

Открытый классный час в 5 классе "Древо жизни".

Открытый классный час в 5 классе «Древо жизни». Цели и задачи:- адаптация детей при переходе из начальной школы в основную;- улучшение микроклимата в классном коллективе;- создание комфортн...

тренинг "Древо Жизни"

тренинг на формирование ценностного отношения к себе и своей жизни...