Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса
статья (5 класс) на тему

Печкурова Елена Анатольевна

Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности.  Более того, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей класса подразумевает формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к малой и большой Родине и готовностью к её защите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_klassnogo_rukovoditelya.docx334.89 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя

в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса

Классный руководитель 10а Печкурова Е.А.

МОУ СОШ №17 г. Подольск, Московской области

Гражданско - патриотическое воспитание - это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности.  Более того, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей класса подразумевает формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к малой и большой Родине и готовностью к её защите.

Воспитание гражданина-патриота

В качестве методического решения этой цели я для себя определила основные направления и задачи по патриотическому воспитанию учеников моего класса.                                                                                                                          

К ним относятся:

- семейное;

- историко-краеведческое;

- гражданское;

- экскурсионно-туристическое.

1.Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной и истории семьи.

Формы работы по данному направлению:

- классные часы («Профессии родителей», «Что обозначает мое имя», «Что для тебя семья», «Кто для тебя  авторитет в семье» «На кого ты хочешь быть похожим»);

-составление генеалогического дерева семьи (5 класс);

- семейные праздники (5-6 классы).                                                                              

 2 - 3. Историко-краеведческое и гражданское направление определяет задачи:

- осознание учащимися традиционной культуры своего народа,

- формирование гордости и чувства сопричастности к судьбе Отечества, к деяниям предков и современников,

- привитие учащимся чувства уважения и почтения к символам страны и города,

- расширение знаний о родном крае, гордость за его героическое и трудовое прошлое и настоящее;

Историко-краеведческое и гражданское направление определяет и формы проведения:  

- Тематические беседы;

- Уроки мужества, воинской славы, мира.

-Встречи с ветеранами войны ВОВ (Дынниковым И.Ф.,  Митиным М.В., Зубакиным).

-Встречи с ветеранами Афганской войны из организации «Боевое Братство.

-Встречи с тружениками тыла и ветеранами педагогического труда.

- Встречи с интересными людьми города и страны.

- Праздники, посвященные дню Защитников Отечества и Дню Победы, истории России.                  

- Участие в демонстрациях, митингах.

- Участие в акциях «Посылка русскому солдату», «Спеши творить добро»; «Письма

благодарности ветеранам».

- Участие в школьных и городских конкурсах «По боевым местам Подмосковья и Подольского района».

- Участие в городском конкурсе песни, посвящённом 65-летию Победы.      

 Формы гражданско-патриотического воспитания, которые использую в классе: 

- акции, месячники, концерты,

- поздравления ветеранов,

 - лектории, классные часы,

-  спортивные праздники,

 - игровые программы.

Все они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.

4.Экскурсионно-туристическое направление  ставит своей задачей воспитание потребности в изучении родного края, города, истории школы на примере героического прошлого края и его героев.

Формы проведения:

- Посещение школьного музея.

-  Посещение музеев и выставочных залов города.

- Экскурсии по историческим местам.

-Встречи с интересными людьми города.

Подводя итоги моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию класса хочется более подробно остановится на следующих мероприятиях:

(5-10 классы, 2007/2008-20012/2013 учебные годы).

1. Экскурсионно-туристическое направление

2007\2008-2009\2010 учебные годы

5а класс

- 5 поездок за пределы г. Подольска - Бородинская панорама, Царицыно, Клин – фабрика игрушек, музыкальный театр Натальи Сац, Парк птиц.

- 4 экскурсии  в пределах г Подольска - Краеведческий музей, Выставочный зал, ДС «Витязь», ДК «Октябрь».

6 а класс:

 - 4 поездки за пределы г. Подольска - Мосфильм, Цирк братьев Запашных, Оружейная палата, по следам Московских приведений.

-4 экскурсии  в пределах г Подольска - Краеведческий музей, Выставочный зал, ДС «Витязь», ДК «Октябрь».

7а класс

3 поездки за пределы г. Подольска - Поленово, Лосиный Остров, Бункер Сталина.

-2 экскурсии  в пределах г. Подольска  -Краеведческий музей, Выставочный зал.  

2. Патриотическое направление  (7а класс)   -  2009/2010учебный год

Школьный конкурс презентаций в честь 65-летия Победы

«РЖЕВСКАЯ БИТВА»  - итог 1 место в школьном конкурсе; Рогова Анна, Захарова Наталья - лауреаты 1 степени Всероссийского конкурса «Первые шаги» за проект и презентацию по теме «Ржевская битва».

Цель работы: знакомство и выяснение причин «умалчивания» одной из самых кровавых битв войны – Ржевской битвы.

В результате исследования было установлено:

-общие потери Красной Армии под  Ржевом составили 1 млн.человек;

- из 5443 жилых домов Ржева уцелело 297.

- Ржев не был взят русскими – немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции

3. Историко-краеведческое направление - 8а класс - 2010/2011учебный год

Открытый тематический классный час: «Подольск – родной город».  (Навстречу 230-летию г. Подольска). 11.02.11. В рамках городского конкурса «Классный – самый классный-2011». Результат: классный руководитель полуфиналист и лауреат этого конкурса. Участник шестого Всероссийского конкурса «Мудрая сова», проводимого Учительской газетой.

Цель классного часа: Воспитывать чувства патриотизма, любви, уважения  и гордости к родному городу, его истории.  Познакомить, расширить и обобщить знания учащихся  об интересных фактах из истории возникновения и самой истории г. Подольска, его гербе, достопримечательностях города. Систематизировать знания учащихся о родном городе. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся. Учить работать в группе – команде.

4. Патриотическое направление  - 8а класс -2010/2011учебный год

Школьное мероприятие - Литературно – музыкальная композиция  «День Победы» в честь Победы в ВОВ. Выступление учащихся 8 «А» класса 06.05.2011.

Выступали 3 раза – длительность каждого выступления 50 минут

1ое выступление – 1 – 4 классы

2ое выступление – 5а, 6а, 7б, ветераны, директор МОУ СОШ №17 Митина Е.П.

3е выступление – 5б, 6б,7а, 8а.

В литературно – музыкальной композиции «День Победы» приняли участие 14 человек:

1.Еськова Кристина                                 8.Трублаевич Александр

2.Мельников Иван                                    9.Ковальчук Татьян

3.Рогова Анна                                          10.Медведев Борис

4.Хачатурян Карен                                  11.Чернова Вероника            

5.Захарова Наталья                                  12.Цыганов Артём

6.Амелин Андрей                                     13.Маркина Анна

7.Филина Евгения                                    14.Родина Юлия

Итог – разработка мероприятия  и её автор – победитель Всероссийского Конкурса «Презентация к уроку»  

5. Историко-краеведческое направление - 9а класс. 2011/2012 учебный год

Ученик года-2012-  Обрубова Александра                                                             

       Научно – исследовательская работа: ПОДОЛЬСКИЕ ГОСПИТАЛИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ

Цель: изучение и знакомство с работой медицинской службы г. Подольска  и выявление  вклада   врачей,  медсестёр  и других  работников госпиталей в разгром немецко-фашистских  войск  под Москвой.

Итог: Саша – полуфиналистка конкурса.

6. Гражданское направление - 9а класс. 2011/2012 учебный год

Городской этап областного конкурса «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА»

Тема работы: Единство прав и обязанностей  (Амелин Андрей)

Целью работы явилось изучение Конституции РФ 1993 г - основного закона государства, который обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества. Она защищает наши права и свободы и регламентирует наши обязанности, и говорит о единстве прав и обязанностей граждан нашей страны.

Задачи работы:

1. Изучение Конституции как гаранта моих прав и обязанностей.

2. Сравнение её с предыдущими Конституциями.

3.Опрос одноклассников о своих правах и обязанностях.

4 Выяснение значения принципа единства прав и обязанностей

Итог: грамота за активное участие в конкурсе.

7. Патриотическое направление - 10а класс -2012/2013 учебный год

Открытый классный час: ««Поля ратной славы России» - 23.01.2013

В рамках городского совещания заместителей директоров по воспитательной работе

Цели классного часа: Воспитывать чувства патриотизма, любви, долга, уважения и гордости к истории своего народа. Познакомить, расширить и обобщить знания учащихся  об интересных фактах истории  русского народа. Развить познавательную активность и творческие способности учащихся. Форма проведения: классный час – беседа.

Заключение

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание классного руководителя в современных условиях объективно является и признано государством ключевым  в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Более того, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.

Следовательно, классный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным  (пусть порой незаметным) трудом по их воспитанию вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа классного руководителя как помощь в воспитании детей"

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей....

Взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитании учащихся

Успешное решение задач обучения, воспитания и развития возможны только при условии взаимодействия семьи ишколы. Сотрудничество семьи и школы....

статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...

Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и ...