Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса
статья (5 класс) на тему
Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности. Более того, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей класса подразумевает формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к малой и большой Родине и готовностью к её защите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya.docx | 334.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя
в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса
Классный руководитель 10а Печкурова Е.А.
МОУ СОШ №17 г. Подольск, Московской области
Гражданско - патриотическое воспитание - это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности. Более того, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей класса подразумевает формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к малой и большой Родине и готовностью к её защите.
Воспитание гражданина-патриота
В качестве методического решения этой цели я для себя определила основные направления и задачи по патриотическому воспитанию учеников моего класса.
К ним относятся:
- семейное;
- историко-краеведческое;
- гражданское;
- экскурсионно-туристическое.
1.Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной и истории семьи.
Формы работы по данному направлению:
- классные часы («Профессии родителей», «Что обозначает мое имя», «Что для тебя семья», «Кто для тебя авторитет в семье» «На кого ты хочешь быть похожим»);
-составление генеалогического дерева семьи (5 класс);
- семейные праздники (5-6 классы).
2 - 3. Историко-краеведческое и гражданское направление определяет задачи:
- осознание учащимися традиционной культуры своего народа,
- формирование гордости и чувства сопричастности к судьбе Отечества, к деяниям предков и современников,
- привитие учащимся чувства уважения и почтения к символам страны и города,
- расширение знаний о родном крае, гордость за его героическое и трудовое прошлое и настоящее;
Историко-краеведческое и гражданское направление определяет и формы проведения:
- Тематические беседы;
- Уроки мужества, воинской славы, мира.
-Встречи с ветеранами войны ВОВ (Дынниковым И.Ф., Митиным М.В., Зубакиным).
-Встречи с ветеранами Афганской войны из организации «Боевое Братство.
-Встречи с тружениками тыла и ветеранами педагогического труда.
- Встречи с интересными людьми города и страны.
- Праздники, посвященные дню Защитников Отечества и Дню Победы, истории России.
- Участие в демонстрациях, митингах.
- Участие в акциях «Посылка русскому солдату», «Спеши творить добро»; «Письма
благодарности ветеранам».
- Участие в школьных и городских конкурсах «По боевым местам Подмосковья и Подольского района».
- Участие в городском конкурсе песни, посвящённом 65-летию Победы.
Формы гражданско-патриотического воспитания, которые использую в классе:
- акции, месячники, концерты,
- поздравления ветеранов,
- лектории, классные часы,
- спортивные праздники,
- игровые программы.
Все они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.
4.Экскурсионно-туристическое направление ставит своей задачей воспитание потребности в изучении родного края, города, истории школы на примере героического прошлого края и его героев.
Формы проведения:
- Посещение школьного музея.
- Посещение музеев и выставочных залов города.
- Экскурсии по историческим местам.
-Встречи с интересными людьми города.
Подводя итоги моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию класса хочется более подробно остановится на следующих мероприятиях:
(5-10 классы, 2007/2008-20012/2013 учебные годы).
1. Экскурсионно-туристическое направление
2007\2008-2009\2010 учебные годы
5а класс
- 5 поездок за пределы г. Подольска - Бородинская панорама, Царицыно, Клин – фабрика игрушек, музыкальный театр Натальи Сац, Парк птиц.
- 4 экскурсии в пределах г Подольска - Краеведческий музей, Выставочный зал, ДС «Витязь», ДК «Октябрь».
6 а класс:
- 4 поездки за пределы г. Подольска - Мосфильм, Цирк братьев Запашных, Оружейная палата, по следам Московских приведений.
-4 экскурсии в пределах г Подольска - Краеведческий музей, Выставочный зал, ДС «Витязь», ДК «Октябрь».
7а класс
3 поездки за пределы г. Подольска - Поленово, Лосиный Остров, Бункер Сталина.
-2 экскурсии в пределах г. Подольска -Краеведческий музей, Выставочный зал.
2. Патриотическое направление (7а класс) - 2009/2010учебный год
Школьный конкурс презентаций в честь 65-летия Победы
«РЖЕВСКАЯ БИТВА» - итог 1 место в школьном конкурсе; Рогова Анна, Захарова Наталья - лауреаты 1 степени Всероссийского конкурса «Первые шаги» за проект и презентацию по теме «Ржевская битва».
Цель работы: знакомство и выяснение причин «умалчивания» одной из самых кровавых битв войны – Ржевской битвы.
В результате исследования было установлено:
-общие потери Красной Армии под Ржевом составили 1 млн.человек;
- из 5443 жилых домов Ржева уцелело 297.
- Ржев не был взят русскими – немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции
3. Историко-краеведческое направление - 8а класс - 2010/2011учебный год
Открытый тематический классный час: «Подольск – родной город». (Навстречу 230-летию г. Подольска). 11.02.11. В рамках городского конкурса «Классный – самый классный-2011». Результат: классный руководитель полуфиналист и лауреат этого конкурса. Участник шестого Всероссийского конкурса «Мудрая сова», проводимого Учительской газетой.
Цель классного часа: Воспитывать чувства патриотизма, любви, уважения и гордости к родному городу, его истории. Познакомить, расширить и обобщить знания учащихся об интересных фактах из истории возникновения и самой истории г. Подольска, его гербе, достопримечательностях города. Систематизировать знания учащихся о родном городе. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся. Учить работать в группе – команде.
4. Патриотическое направление - 8а класс -2010/2011учебный год
Школьное мероприятие - Литературно – музыкальная композиция «День Победы» в честь Победы в ВОВ. Выступление учащихся 8 «А» класса 06.05.2011.
Выступали 3 раза – длительность каждого выступления 50 минут
1ое выступление – 1 – 4 классы
2ое выступление – 5а, 6а, 7б, ветераны, директор МОУ СОШ №17 Митина Е.П.
3е выступление – 5б, 6б,7а, 8а.
В литературно – музыкальной композиции «День Победы» приняли участие 14 человек:
1.Еськова Кристина 8.Трублаевич Александр
2.Мельников Иван 9.Ковальчук Татьян
3.Рогова Анна 10.Медведев Борис
4.Хачатурян Карен 11.Чернова Вероника
5.Захарова Наталья 12.Цыганов Артём
6.Амелин Андрей 13.Маркина Анна
7.Филина Евгения 14.Родина Юлия
Итог – разработка мероприятия и её автор – победитель Всероссийского Конкурса «Презентация к уроку»
5. Историко-краеведческое направление - 9а класс. 2011/2012 учебный год
Ученик года-2012- Обрубова Александра
Научно – исследовательская работа: ПОДОЛЬСКИЕ ГОСПИТАЛИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Цель: изучение и знакомство с работой медицинской службы г. Подольска и выявление вклада врачей, медсестёр и других работников госпиталей в разгром немецко-фашистских войск под Москвой.
Итог: Саша – полуфиналистка конкурса.
6. Гражданское направление - 9а класс. 2011/2012 учебный год
Городской этап областного конкурса «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА»
Тема работы: Единство прав и обязанностей (Амелин Андрей)
Целью работы явилось изучение Конституции РФ 1993 г - основного закона государства, который обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества. Она защищает наши права и свободы и регламентирует наши обязанности, и говорит о единстве прав и обязанностей граждан нашей страны.
Задачи работы:
1. Изучение Конституции как гаранта моих прав и обязанностей.
2. Сравнение её с предыдущими Конституциями.
3.Опрос одноклассников о своих правах и обязанностях.
4 Выяснение значения принципа единства прав и обязанностей
Итог: грамота за активное участие в конкурсе.
7. Патриотическое направление - 10а класс -2012/2013 учебный год
Открытый классный час: ««Поля ратной славы России» - 23.01.2013
В рамках городского совещания заместителей директоров по воспитательной работе
Цели классного часа: Воспитывать чувства патриотизма, любви, долга, уважения и гордости к истории своего народа. Познакомить, расширить и обобщить знания учащихся об интересных фактах истории русского народа. Развить познавательную активность и творческие способности учащихся. Форма проведения: классный час – беседа.
Заключение
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание классного руководителя в современных условиях объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Более того, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.
Следовательно, классный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным (пусть порой незаметным) трудом по их воспитанию вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
материал из опыта работы....
Реферат "Работа классного руководителя как помощь в воспитании детей"
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей....
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании учащихся.
Доклад по данной теме....
Взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитании учащихся
Успешное решение задач обучения, воспитания и развития возможны только при условии взаимодействия семьи ишколы. Сотрудничество семьи и школы....
статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...
Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и ...