Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности
статья на тему
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном направлении для учителя должна быть семья, так как именно в семье ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире. В статье дается краткое описание приемов и методов, которые можно использовать в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_rodit_v_napravlenii_duh-nravst.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями обучающихся в направлении
духовно-нравственного развития личности
(из опыта работы)
Лисенков С.А. учитель географии
Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Школа, в лице педагогов, не способна самостоятельно справиться с такой задачей, как воспитание духовно-нравственной личности в современном обществе. Помощником в данном направлении для учителя должна быть семья. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Именно родитель первый помощник классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в совместной деятельности учителя и родителя произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.
Все что происходит дома - постоянно, постепенно создает правила, которые,
становясь традициями, составляют основу жизни человека.
Свою работу строю на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся.
В работе с родителями сочетаю коллективные и индивидуальные формы.
Одна из основных форм связи школы с семьями обучающихся и педагогического всеобуча родителей – родительское собрание. Оно проводится, прежде всего, в интересах обучающихся и их родителей. Присутствие родителей на собрании – свидетельство уважения родителей к школе, к труду педагогов, их внимания к проблемам и делам своих детей. На родительские собрания привлекаю педагогов школы.
На родительских собраниях провожу тренинги, диспуты и дискуссии на духовно-нравственные темы: «О культуре поведения школьника», «Как мы помогаем детям хорошо учиться», «Как приучать детей к труду», «Об организации внеклассного чтения», «О поощрениях и наказаниях» и другие. Предлагаю родителям в группе разобрать ситуации и высказать свое мнение или поделиться опытом воспитания детей. Рассматриваем такую тему, как «Семейный досуг».
Мы, учителя, не можем организовать в семье семейный досуг, но мы должны обратить внимание родителей на то, как он организуется в их семье, заставить задуматься о результативном совместном времяпровождении и предложить положительные варианты семейного досуга. Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в организации семейного досуга обнаруживается немало и ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. По данным социологического опроса на совместный досуг с ребенком даже в благополучной семье родители тратят в среднем не более 15 минут в день.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Прививая любовь к чтению и, воспитывая детей через чтение книг, в классе проводим внеклассные мероприятия на литературные темы, где участвуют сами дети.
Вовлекая детей к участию в выставках и конкурсах, конечно же, привлекать приходится и родителей. Родители, в своем большинстве, с удовольствием сами участвуют и привлекают, обучают своих детей в конкурсах рисунков по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, здорового образа жизни; в изготовлении поделок, участвуя в школьных и окружных выставках Обучающиеся, получая грамоты за какое-либо место или просто за участие, радуются, гордятся успехами своими и своих родителей. Этот небольшой успех, но в будущем дает свои плоды.
Изучение своего родного края является неотъемлемой частицей в воспитании патриотизма, прививая не только любовь, но и гордость за родной край.
Всегда интересно проходят праздники, которые провожу не только я, как классный руководитель, но активными помощниками являются родители: «Праздник осени», ко Дню защитника Отечества, к 8 Марта. Родители организовывали не только чаепитие, но придумывали интересные конкурсы, а потом сами проводили, привлекая детей. Именно такие мероприятия помогают прививать уважение к старшему поколению.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Вместе с тем, существуют проблемы, над которыми надо еще много работать. Последние годы все труднее находить учителям общий язык с родителями обучающихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
Какую бы информацию не давали нам социологические опросы, учителя порой делают невозможное, чтобы взаимодействие с родителями обучающихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека. Вспоминая слова В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и так дальше будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость отцам и матерям. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Меня всегда очень радует, что большинство родителей в классах, где приходилось мне работать, понимают свою роль в жизни собственного ребенка. Они интересуются победами и неудачами своего чада, развивают его в учреждениях дополнительного образования, проводят свободное время с детьми. И огорчает тот факт, когда в семье родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Поэтому не могут найти или не хотят ту точку взаимодействия со своим ребенком, которая воспитывала бы в ребенке уважение к людям и их труду, развивала в них стремление к получению новых знаний, участию в различных мероприятиях.
Поэтому одной из главных задач в своей работе считаю: показать родителям, как велика роль их собственного примера. Родителям важно не забывать о собственном поведении. Ведь дети хотят быть похожими на своих родителей.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В заключении хочется сказать: родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Они не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, они должны быть активными помощниками в воспитании ребенка. Главное заключается в том, чтобы ребенок чувствовал заинтересованность взрослых в его учебных достижениях, ощущал поддержку и понимание, внимание и доброту со стороны отца и матери. Если в начальной школе ребенок сохранит способность удивляться и интересоваться миром вещей и предметов, можно говорить о том, что дальнейшее его учение принесет свои плоды, которые позволят школьнику достичь успеха на среднем и старшем этапах школьного обучения.
А насколько эффективным будет этот процесс, зависит от нас, учителей, от нашего профессионализма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»
В выступлении ставится задача рассмотреть возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...
"АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ". классный час в 11 классе
А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общим тоном семьи». По мнению Макаренко, «общий тон семьи» возд...
"АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ". классный час в 11 классе
А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общим тоном семьи». По мнению Макаренко, «общий тон семьи» возд...
«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»
Родительское собрание для родителей 6-х классов. Цель: Помочь родителям осознать необходимость авторитета взрослого в процессе воспитания. Ребята готовили маленькие сценки по каждому заявленному...
Родительское собрание "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка"
Родительское собрание....
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка
Собрание для родителей...
"Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирование личности ребенка всем образом жизни. Требовательное отношение к себе – основа авторитета ро...