Методические рекомендации учителя русского языка и литературы в реализации учебных действий с учащимися с нарушением речи в школах, обучающих детей с УО (ИН)
методическая разработка по русскому языку на тему
В данной работе даются рекомендации учителя русского языка педагогам школ, обучающих детей с легкой степенью умственной отсталости, для организации работы с учащимися с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_s_rekomendatsiyami.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
учителя русского языка и литературы в реализации учебных действий
с учащимися с нарушением речи в школах, обучающих детей с УО (ИН)
Речь есть, прежде всего,
средствосоциальногообщения,
средство высказывания и понимания.
Л.С. Выготский
Речь-это форма общения, сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, опосредованная языком. Она изменяет и совершенствует язык. Речь является основным механизмом мышления, вне речи невозможно формирование сознания.
Нельзя не сказать о связной речи учащихся с легкой степенью отсталости.Связной может быть названа такая устная речь, в которой описание фактов происходит последовательно в их временной взаимосвязи и имеет законченную мысль.
Можно выделить следующие особенности связной устной речи у умственно отсталых детей легкой степени:
- Использование ситуативной речи.
- Трудность формулировки высказывания.
- Замена высказывания мимикой и жестом.
- Малая развёрнутость фрагментарность высказывания.
- Трудности при общении с окружающими.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.
Педагогам, работающим с учащимися с легкой степенью умственной отсталости необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. Известно, что письмо присутствует на уроках каждого предмета, и то, как учащийся может устно или письменно выразить свою мысль или даже просто записать слова учителя, показывает, насколько нашим детям согласно их психофизическим данным сложно это сделать.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений устной и письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испытывающих затруднения в овладении письменной речью. Отклонения в формировании речевой деятельности приводят к трудностям овладения письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звукобуквенный анализ слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также недостаточной выразительности чтения.
Особую значимость в организации коррекционной работы в школе имеет совместная деятельность учителя русского языка и литературы и учителя-логопеда. Эта деятельность требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы общие задачи. Основной из них является:
• обеспечение успешного овладения базовыми универсальными действиями (БУД) учащимися с нарушением речи.
Осуществление данной задачи зависит от контакта логопеда, учителя русского языка и литературы и всех педагогов школы. Очень важным и ответственным в работе является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. И здесь уже каждый учитель осуществляет контроль над правильной речью, участвует в формировании навыков самоконтроля учащихся.
Чаще всего учитель-логопед рекомендует:
• Соблюдать педагогический такт к детям, имеющим нарушения речи.
• При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
• Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
• Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихи с пройденными звуками.
• Следить за правильным произношением звуков детьми.
• Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.
Учитель русского языка и литературы рекомендует педагогам на каждом уроке или мероприятии ставить задачи, которые тесно связаны с их предметом и развитием предметных действий обучающихся:
- развитие речи детей, пополнение словарного запаса;
- воспитание интонационной выразительности речи;
- совершенствование коммуникативной компетенции учащихся;
- воспитание у учащихся самоконтроля за речью;
- формировать умение творчески применять знания;
- развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.
При этом необходимо обращать на результаты базовых учебных действий:
1.познавательные:
- сравнение (нахождение общего и различного в изучаемом материале);
- анализировать изучаемый материал, делать выводы, строить рассуждение по образцу.
2. коммуникативные:
- взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци;
- умение отвечать на поставленные вопросы;
- умение владеть собой и регулировать свое поведение в разных обстоятельствах.
3. личностные:
- осуществлять целеполагание;
- стремиться к личностному самоопределению;
- стремиться к обогащению собственной речи.
4. регулятивные:
- контроль за результатами деятельности;
- коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению;
- выбор способов действия.
Успех коррекционной - развивающей работы с учащимися с ОВЗ заключается в создании творческого союза всех педагогов школы, общая цель которого: развитие письменной и устной речи ребенка. Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования устной и письменной формы речи наших учащихся необходимо постоянно следить и выявлять характерные трудности в работе над произношением и написанием звуков и букв, над словом, предложением, текстом. И только основываясь на полученных результатах корректировать и строить свою совместную работу педагогов с учителем русского языка и литературы и логопедом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к успеху. Деятельность методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ
Презентация представляет краткий план и анализ деятельности методического объединения учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ....
План работы Методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011/2012 учебный год
Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при составлении плана работы МО учителей русского языка и литературы на учебный год....
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....