Классный час в 7 классе по теме "Семья и семейные ценности"
классный час (7 класс) на тему

Глаголева Ирина Александровна

Данный материал был подготовлен на один из интернет-конкурсов, за который получено 3 место. Разработка классного часа не новая, она составлена из различных заинтересовавших меня материалов из сети. Но здесь очень интересная презентация, которая помогает провести занятие ярче. Поскольку презентация большая, она разбита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Классный час – 1 сентября 2012 года»

Тема классного часа «Семья и семейные ценности»

Автор: классный руководитель 7 «А» класса

             МБОУ «СОШ № 47» г. Владимира –

             Глаголева Ирина Александровна

Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.

Задачи:

  1. раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
  2. расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
  3. способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
  4. формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
  5. воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (радуга и ромашки), фломастеры, клей-карандаш, белая бумага.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Слайд 3

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас повзрослевшими. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю, чтобы он был для вас успешным. Сегодня замечательный праздник – День Знаний. В связи с этим у меня сегодня отличное настроение. Мне так хочется поделиться им с вами! Для этого сделаем небольшое упражнение. Слайд 4

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по классу искорку отличного настроения)

2. Введение в тему

Скажите, вы считаете себя счастливыми людьми?

Что делает вас счастливыми?

(высказывания ребят) 

Я предлагаю вам сейчас выбрать положительные качества счастливого человека из перечня на доске. Слайд 5

(Для этого один учащийся выходит к доске, работает с презентацией, остальные помогают с места)

1. сочувствие

2. вежливость

3. жадность

4. хозяйственность

5. оптимизм

6. лицемерие

7. лживость

8. нежность

9. лень

10. хвастовство

11. зазнайство

12. грубость

А теперь подчеркните в данных словах буквы, которые соответствуют номерам клеточки, в которых они находятся. Сложив их правильно, вы сможете определить, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

(Ответ - СЕМЬЯ)

Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.

3. Работа с темой

Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? Слайд 6  (Высказывания ребят)

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников» (запись на доске)

Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.

(Высказывания ребят)

Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? Слайд 7

(Предположения)

                            ***

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я». 

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

(Чтение стихотворения подготовленным учеником)

Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Слайд 8

Почему именно семь? 

(Предположения)

Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь.

(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)

Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков (Приложение 1). Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.

(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку на лист белой бумаги)

А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.

(Прикрепляем ромашки на магнитную доску)

Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.

Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?

(Высказывания ребят)  

Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.

Слайд 9

Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас поделиться на команды (2-4 в зависимости от наполняемости класса) и попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались по словечкам. Помогите им вновь встать на свои места.

В семье / любовь / да совет, / так и нужды нет.

Не будет / добра, / коли в семье / вражда.

Семья / без детей, / что цветок / без запаха.

Родители / трудолюбивы, /  и дети / не ленивы.

(На доске выведены части пословицы. Необходимо составить пословицу и объяснить ее смысл)

Слайд 10

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание – на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Слайд 11

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Какие традиции есть в ваших семьях?

(Высказывания ребят)

Традиции – это  обычные принятые в семье нормы, манеры  поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является  самым уважаемым членом семьи.

Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?

(Высказывания ребят)

Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.

Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?

(Высказывания ребят)

Слайд 12

Общий вид деятельности в семье – еще одна древняя традиция. Именно так создавались целые династии (многие поколения одной семьи), занимающиеся одним делом. Например, династия врачей, учителей, строителей.

Слайд 13

Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?

(Высказывания ребят)

Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.

Какие блюда являются традиционными на ваших семейных застольях?

(Высказывания ребят)

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.

Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

(Высказывания ребят)

Слайд 14

Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция.

У кого из вас есть такая традиция?

(Ребята поднимают руки)

Слайд 15

В свободное время, а особенно во время каникул родители пытаются скрасить ваш досуг. Особенно ценно, когда вы проводите время вместе со своей семьей. Так возникают семейные традиции, связанные с проведением отпуска.

Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?

(Высказывания ребят)

Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по воскресеньям можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.

Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?

(Высказывания ребят)

Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.

Давайте попробуем выбрать составляющие крепкой и дружной семьи.

Слайд 16

(На доске перечень слов, среди них необходимо выбрать те, которые характеризуют счастливую семью)

Ответ: уют, спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие.

Все это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Как вы понимаете это понятие?

(Высказывания ребят)

Слайд 17

Верно. Это общие интересы всей семьи. Мы с ними не рождаемся.

Итак, семейные ценности

  1. не передаются по наследству;
  2. их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Слайд 18

А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.

(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 2) По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)

                       ***

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное -
любовь. 
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе -
дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом
забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое -
терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое -
ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое —
уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее .
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое -
чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

В семье все идет свои чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, а потом прадедушками и прабабушками.

Отсюда можно вынести очень важную обязанность семьи. Только формулировка потерялась в зеркале и никак не выберется. Давайте попробуем ее разгадать. Слайд 19

(Задание на доске: ИЬМЕС ИМАНЕЛЧ ИМЫРАТС И ИМЫНЬЛОБ АЗ ДОХУ)

Ответ: уход за больными и старыми членами семьи.

Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе». Слайд 20

«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

- Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?

- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.

- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.

- Что такое могила?

Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?

- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.

Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?

(Высказывания ребят)

Только люди знают своих родственников, помнят их.

Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.

Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая. Слайд 21

В 2008 году в России тоже появился День семьи, который отмечается 8 июля. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Слайд 22

Напоследок предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать. Слайд 23

1) В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек?
(одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?  
(апельсины покупали дед, отец и сын)
3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть?
(да, если хирург – мама мальчика)
4) У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?

Может ли такое быть?   (да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)
5) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру?  
(Мэри)

В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

Ребята, а наш класс можно назвать семьей? Слайд 24

(Высказывания ребят)

В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье, заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание. И в завершении разговора я хотела бы прочесть стих:

                          ***

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 25

(В завершении занятия ребята забирают с собой ромашки и радугу)

Приложение 1

Раздаточный материал для «семейной» ромашки (на 22 ученика)

 

                 

Приложение 2

Раздаточный материал для «радужной» семьи



Подписи к слайдам:

Семь И Я
Я
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Бабушка
Дедушка
Когда появилось слово
«Семья»?
Семейные традиции
«Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство
»
Конфуций
Венчание
Народная мудрость о семье
Соберите пословицы о семье:

В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
в
семье
любовь
д
а совет
,
так и нужды нет
н
е будет
добра,
коли в семье
вражда
семья
без детей,
что цветок
без запаха
р
одители
трудолюбивы,
и дети
не ленивы


Подписи к слайдам:

Праздники и застолья
Что такое Семейные ценности?
Это общие интересы всей семьи: это любовь, верность, доверие, уважение, понимание, дом, дети.
Семейные ценности:
не передаются по наследству;
их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.
Общий вид деятельности
династии
Династии врачей
Династии учителей
Выберите составляющие счастливой, крепкой, дружной семьи
болезнь
ненависть
любовь
ссора
вражда
здоровье
согласие
уют
добро
грубость
счастье
чистота
спокойствие
дружба
Совместный отдых
Наш семейный фотоальбом
фотоальбомы


Подписи к слайдам:

Наш класс
Фраза в зазеркалье
ИЬМЕС
ИМАНЕЛЧ

ИМЫРАТС


И
ИМЫНЬЛОБ

АЗ

ДОХУ
уход за больными и старыми членами семьи
Загадки
В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек?
(одна)
Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?
(апельсины покупали дед, отец и сын)
Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть?
(да, если хирург – мама мальчика)
Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи
,
Чече
, Чача и
Чучу
,
А младшую как называют сестру?
(Мэри)
Радужная семья
любовь
дети
забота
терпение
ответственность
и дом
уважение
чистота
8 июля – День семьи в России

День семьи, который отмечается
8 июля
. Он посвящен памяти святых
Петра и
Февронии
Муромских
. В православной традиции они считаются покровителями супружеской
верности, любви и семейного счастья
.

Международный день семьи – 15 мая
«Сказка о человеке и стрекозе».

Благодарю за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

Классный час в 9 классе "Семья и семейные ценности"

Классный час о роли семьи в воспитании личности ребёнка и семейных ценностей....

классный час для 7 класса по теме "Семья. семейные ценности".

Наиболее полная разработка классного часа по теме. Материал познавательного характера. Занятие в игровой форме проходит быстро и неутомительно для ребят. Через  данную форму обучающиеся осознают ...

Классный час на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»

Цель классного часа: формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, духовно-нравственных семейных традиций и ценностей....

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).

Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....