Формирование коммуникативной компетенции в системе работы классного руководителяя
методическая разработка (5 класс) на тему
Показана система работы классного руководителя,направленная на формирование коммуникативной компетенции учащихся, на примере 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_kompetentnosti.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции в системе работы классного руководителя
Тормозова Ирина Владимировна, учитель математики
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить,
когда нечего больше сказать.
И. Лафатер
В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Коммуникативная компетенция определяет владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet
Коммуникативные компетенции:
- Умение жить и работать в коллективе, иметь понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
- Представление о способах выхода из конфликтных ситуаций.
- Владение навыками взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).
Значение коммуникативной компетенции
- Влияет на учебную успешность.
- От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
- Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Для развития данной компетенции необходимо:
- -определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;
- -применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;
- -в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.
Уровни коммуникативной компетентности
- первый уровень – неосознанная компетентность;
- второй – репродуктивная компетентность;
- третий – продуктивная компетентность;
- четвертый – творческая компетентность.
Критерии уровней коммуникативной компетентности:
- Критерием первого уровня является несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя, когда педагог ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог. Такая ситуация имеет место в том случае, когда не повезло с педагогом или когда ученик испытывает большие трудности в формировании общих учебных понятий и способов учебной деятельности.
- Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, учитель ожидает от ученика успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между учениками.
- Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно–логической формой. Учитель организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации старшеклассников как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального культурного продукта учебной деятельности (письменного текста).
- Критерием четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство» (В. Я. Ляудис), транслируя социальную ответственность – высший уровень социализации.
Среди выделенных нами четырех уровней сформированности коммуникативной компетентности языковой личности наивысшим является четвертый уровень – творческая компетентность.
Ученики, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам, на партнерство.
Коммуникативные действия обеспечивают
- социальную компетентность и учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В состав коммуникативных действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга;
- метод творческого поиска.
Формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников.
В 5 классе в начале учебного года было проведено социометрическое исследование, в результате которого
- установлены микрогруппы с положительными и отрицательными связями между членами этих групп. Эта работа позволила выделить учащихся, у которых коммуникативные компетентности развиты недостаточно, а также школьников, которые взаимодействуют с ними и оказывают как положительное, так и отрицательное влияние.
- Индекс групповой сплоченности( степень интереса группы ,как единого целого)- 0,3.
Хороший показатель групповой сплоченности-0.6.
- Уровень психологической атмосферы в коллективе-29,9.
На шкале от благоприятного к неблагоприятному показателю значение соответствует положительной, комфортной атмосфере.
- Проведен тест коммуникативных качеств школьника.
Для развития коммуникативных способностей методом «создания воспитывающих ситуаций» были проведены следующие внеклассные мероприятия:
- Игра «Последствия», которая ориентирует участников на ценность человеческой жизни и человека как творца собственной жизни. Направлена на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения).
- День добрых сюрпризов - этическое занятие, направленное на формирование умения оказывать знаки внимания, пробуждение желание доставлять окружающим благо. Направлена на развитие восприятия и понимания другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия (перцептивная функция общения).
- День тайного друга - учить искусству принимать знаки внимания и оказывать их(перцептивная функция общения).
- Занятия по этикету - практические занятия по этикету, которые помогают ученикам приобрести необходимые навыки и освобождают их от неуверенности в правильности своих действий (информационная функция общения - передача партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями).
- Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Цель: воспитывать гражданские чувства: патриотизм, уважение к военным, ветеранам, любовь к Родине(информационная функция общения).
- Экскурсия в Русский Музей. Цель - просвещение в духе традиционной российской культуры (информационная функция общения).
Для развития коммуникативных способностей методом коммуникативного тренинга были проведены следующие внеклассные мероприятия:
- Игра «Волшебный стул», которая направлена на развитие интереса к человеку и содействие формированию достоинств как черты личности, на развитие восприятия и понимания другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия (перцептивная функция общения).
- Корреспондентский марафон - маленькое открытие, касающееся не только ученика, о котором собираешь информацию, но и того, кто действительно тебе интересен в классе, но пока не вполне доступен для общения. Направлена на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения).
- Театр-экспромт - психологическое раскрепощение школьника, формирование чувства уверенности и поддержании чувства достоинства(интерактивная функция общения).
- Устный журнал «Это интересно» (информационная функция общения).
- Игра «Кораблекрушение» направлена на выявление эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе, определение лидеров классного сообщества, на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения).
Для развития коммуникативных способностей методом творческого поиска были проведены следующие внеклассные мероприятия:
- Создание коллективного проекта « Русские художники.
- КТД « Мир моих увлечений».
- Инсценировка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- КТД « Моя семья»
- Проект праздника совместно с родителями, посвященный 8 Марта
Высказывания учащихся о проведенных мероприятиях:
8 марта
-обрадовались мы и мамы;
Корреспондентский марафон
-мне было интересно увлечение окружающих;
-я узнал много нового о личностях нашего класса;
-помог лучше узнать друг друга.
День добрых сюрпризов
-понравилось проявление доброты в человеке;
-все делали друг другу приятное
День тайного друга
-всем было приятно получать подарки;
-понравилась загадочность этого дня и много радости;
-понравилось, когда искали тайного друга.
Игра последствия
Понравилось, потому что мы узнали, надо нам это делать или нет.
Мир моих увлечений
-понравился тем, что все показали свое творчество.
Волшебный стул
-можно высказать свое мнение;
-понравилось, когда мы каждому говорили приятные слова
Мне понравились все классные мероприятия, было весело, интересно, много общения.
В конце учебного года было проведено повторное социометрическое исследование.
- На начало года
индекс групповой сплоченности - 0,3.
- На конец года
индекс групповой сплоченности - 0,464
Проведен повторно тест на изучение коммуникативных качеств школьника.
Улучшения показателей социометрического исследования характеризует эффективность проведенной работы с учащимися класса.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Хорошая коммуникативная среда позволяет воздействовать на нравственное развитие ребенка, на мировоззрение школьника, формирует ценности, самооценку, этику поведения.
А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива...
Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя
Сообщение об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....
Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ
Выстетленеи на педагогическом совете....
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...