Формирование коммуникативной компетенции в системе работы классного руководителяя
методическая разработка (5 класс) на тему

Тормозова Ирина Владимировна

Показана система работы классного руководителя,направленная на формирование коммуникативной компетенции учащихся, на примере 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_kompetentnosti.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции в системе работы классного руководителя

Тормозова Ирина Владимировна, учитель математики

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,

внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить,

когда нечего больше сказать.

                                              И. Лафатер

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетенция определяет владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet

Коммуникативные компетенции:

  • Умение  жить и работать в коллективе, иметь понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
  • Представление о способах выхода из конфликтных ситуаций.
  • Владение  навыками взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).

Значение  коммуникативной компетенции 

  • Влияет на учебную успешность.
  • От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
  • Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни.

Для развития данной компетенции необходимо:

  • -определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;
  • -применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;
  • -в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.

Уровни коммуникативной  компетентности

  • первый уровень – неосознанная компетентность;
  • второй – репродуктивная компетентность;
  •  третий – продуктивная компетентность;
  • четвертый – творческая компетентность.

Критерии уровней коммуникативной компетентности:

  • Критерием первого уровня является  несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя, когда педагог ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог. Такая ситуация имеет место в том случае, когда не повезло с педагогом или когда ученик испытывает большие трудности в формировании общих учебных понятий и способов учебной деятельности.

  • Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, учитель ожидает от ученика успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между учениками.

  • Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно–логической формой. Учитель организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации старшеклассников как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального культурного продукта учебной деятельности (письменного текста).

  • Критерием четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство» (В. Я. Ляудис), транслируя социальную ответственность – высший уровень социализации.

Среди выделенных нами четырех уровней сформированности коммуникативной компетентности языковой личности наивысшим является четвертый уровень – творческая компетентность. 

       Ученики, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам, на партнерство.

Коммуникативные действия обеспечивают

  • социальную компетентность и учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В состав коммуникативных действий входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

  • метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
  •  метод коммуникативного тренинга;
  • метод творческого поиска.

Формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников.

      В 5 классе в начале учебного года  было проведено социометрическое исследование, в результате которого

  • установлены микрогруппы с положительными и отрицательными связями между членами этих групп. Эта работа позволила выделить учащихся, у которых коммуникативные компетентности развиты недостаточно, а также школьников, которые взаимодействуют с ними и оказывают как положительное, так и отрицательное влияние.
  • Индекс групповой сплоченности( степень интереса группы ,как единого целого)- 0,3.

        Хороший показатель групповой сплоченности-0.6.

  • Уровень психологической атмосферы в коллективе-29,9.

На шкале от благоприятного к неблагоприятному показателю значение соответствует положительной, комфортной атмосфере.

  • Проведен тест коммуникативных качеств  школьника.

       

Для развития коммуникативных способностей методом «создания воспитывающих ситуаций» были проведены следующие внеклассные мероприятия:

  1. Игра «Последствия», которая ориентирует участников на ценность человеческой жизни и человека как творца собственной жизни. Направлена на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения).
  2. День добрых сюрпризов - этическое занятие, направленное на формирование умения оказывать знаки внимания, пробуждение желание доставлять окружающим благо. Направлена на развитие восприятия и понимания другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия (перцептивная функция общения).
  3. День тайного друга - учить искусству принимать знаки внимания и оказывать их(перцептивная функция общения).
  4. Занятия по этикету - практические занятия по этикету, которые помогают ученикам  приобрести необходимые навыки и освобождают их от неуверенности в правильности своих действий (информационная функция общения - передача партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями).
  5. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Цель: воспитывать гражданские чувства: патриотизм, уважение к военным, ветеранам, любовь к Родине(информационная функция общения).
  6. Экскурсия в Русский Музей. Цель - просвещение в духе традиционной российской культуры (информационная функция общения).


Для развития коммуникативных способностей
методом коммуникативного тренинга были проведены следующие внеклассные мероприятия:

  1. Игра «Волшебный стул», которая направлена на развитие интереса к человеку и содействие формированию достоинств как черты личности, на развитие восприятия и понимания другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия (перцептивная функция общения).
  2. Корреспондентский марафон - маленькое открытие, касающееся не только ученика,  о котором собираешь информацию, но и того, кто действительно тебе интересен в классе, но пока не вполне доступен для общения. Направлена на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения).
  3. Театр-экспромт - психологическое раскрепощение школьника, формирование чувства уверенности и поддержании чувства достоинства(интерактивная функция общения).
  4. Устный журнал «Это интересно» (информационная функция общения).
  5. Игра «Кораблекрушение» направлена на выявление эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе, определение лидеров классного сообщества, на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения).


Для развития коммуникативных способностей методом творческого поиска были проведены следующие внеклассные мероприятия:

  1. Создание коллективного проекта « Русские художники.
  2. КТД « Мир моих увлечений».
  3. Инсценировка «Сказка о мертвой  царевне и семи богатырях».
  4. КТД « Моя семья»
  5. Проект праздника совместно с родителями, посвященный 8 Марта

Высказывания учащихся о проведенных мероприятиях:

8 марта

-обрадовались мы и мамы;

Корреспондентский марафон

-мне было интересно увлечение окружающих;

-я узнал много нового о личностях нашего класса;

-помог лучше узнать друг друга.

День добрых сюрпризов

-понравилось проявление доброты в человеке;

-все делали друг другу приятное

День тайного друга

-всем было приятно получать подарки;

-понравилась загадочность этого дня и много радости;

-понравилось, когда искали тайного друга.

Игра последствия

Понравилось, потому что мы узнали, надо нам это делать или нет.

Мир моих увлечений

 -понравился тем, что все показали свое творчество.

Волшебный стул

-можно высказать свое мнение;

-понравилось, когда мы каждому говорили приятные слова

Мне понравились все классные мероприятия, было весело, интересно, много общения.

В конце учебного года было проведено  повторное социометрическое исследование.

  • На начало года

индекс групповой сплоченности - 0,3.

  • На конец года

индекс групповой сплоченности - 0,464

Проведен повторно тест на изучение коммуникативных качеств  школьника.

 

 Улучшения показателей  социометрического исследования характеризует эффективность проведенной работы с учащимися класса.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Хорошая коммуникативная среда позволяет воздействовать на нравственное развитие ребенка, на мировоззрение школьника, формирует ценности, самооценку, этику поведения.

А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ

Выстетленеи на педагогическом совете....

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...