Профориентационный классный час «Хочу – могу - надо» (предпрофильная подготовка учащихся).
классный час (9 класс) по теме

Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu-mogu-nado.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационный классный час.

Тема: «Хочу – могу - надо»

(предпрофильная подготовка учащихся).

Провела классный руководитель: Суворова Галина Владимировна.

Дата проведения: 20.09. 2011г.

Класс: 7-8-9.

                                                                                                 «Истинное сокровище для

людей – умение трудиться».

        Эзоп.

         Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии.

         В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16 % молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь ребятам найти востребованную специальность.

         Цели: - расширить представление о различных профессиях; - формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; - побуждать к поиску информации о профессиях; - к осознанному профессиональному выбору.

         Форма проведения: час общения.

         Подготовительная работа: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.

        Оформление:

  1. крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы

  справа осталось место для слов «=осознанный выбор профессии»;

  1. написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация,

  должность;

  1. написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:

  1. Врач 3-й категории хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
  2. Учитель математики высшей категории, директор школы.
  3. Инженер - механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
  4. Токарь – карусельщик 6-ого разряда, бригадир 3-й бригады.
  5. Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
  1. картинки, фотографии (процессы труда, люди различных профессий).

План классного часа:

  1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
  2. Игра «Визитка».
  3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
  4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
  5. Мини-лекция «Формула профессии».
  6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
  7. Тестирование.
  8. Заключительное слово.
  9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

        Классный руководитель. Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот  начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

        На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

        (Дети дают ответы).

        Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

  1. Профессия – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.
  2. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
  3. Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
  4. Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

        Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Игра «Визитка».

        Классный руководитель: после родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержаться и профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

        (Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).

        В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своём деле».

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Классный руководитель: ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т.п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).

        Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвёртая группа – «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб - дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.  

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк – подводник, лётчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на весь мир, на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, если бы начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выборе профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии».

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a*b=S)? (Площадь классной комнаты).

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечёркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предложения.)

        Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трёх слов названия классного часа: «Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).

Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:

- хочу + могу + надо;

- хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

- надо – это всё, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй, сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Ученик 2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.

Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между – «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Тестирование.

Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки).

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание).

А теперь слушайте ключ к тексту.

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумавший свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово.

Классный руководитель: выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что, оказывается, у меня тип учёного, это очень странно.

- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Хочу. Могу? Надо!"

Классный час "Хочу. Могу? Надо!" разработка с использованием тренинговых методик...

Разработка профориентационного классного часа "Хочу, могу, надо" в 8 классе

Цель классного часа: расширить представление детей о различных професси­ях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональ­ному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к ос...

классный час "Хочу-могу-надо"

профориентационный классный час для 9 класса...

Заметка о профориентационном классном часе "Хочу+могу+надо=осознанный выбор"

В статье кратко описывается провдение классного часа по профориентации для учазщихся 8а класса....

Классный час "Хочу-могу-надо".

Классный час "Хочу-могу-надо"....

Классный час:"Хочу-могу-надо"

Классный час:" Хочу-могу-надо"...

Классный час "Хочу. Могу. Надо"

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает раб...