Классный час "Хочу. Могу. Надо"
классный час (9 класс)
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача -помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_teme.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме
ХОЧУ – МОГУ – НАДО
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача -помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).
Оформление:
- крупными буквами сверху доски написать тему классного часа так, чтобы справа оставалось место для слов «осознанный выбор профессии»;
- написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;
- написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
1. Врач 3-ей категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
2. Учитель математики высшей категории, директор школы.
3. Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
4. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-ей бригады.
5. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;
- картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий).
План классного часа.
- Интерактивная беседа по теме: «Профессиональная характеристика».
- Игра «Визитка».
- Групповая работа по теме: «Самые нужные профессии».
- Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
- Мини-лекция «Формула профессии».
- Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
- Тестирование.
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
- Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различия между этими словами? (Дети дают ответы)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите насколько близки вы были к истине. Итак.
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
- Игра «Визитка»
Классный руководитель: После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии и отчества содержатся профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске написаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике. (Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят «Артист в своем деле».
- Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира утроят выпуск своей продукции и все магазины будут забиты молоком, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень сложно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит пропадет и чей-то труд, деньги, прибыль…)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список: «Самые модные профессии».
Вторая группа – «Самые забытые профессии».
Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа – «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети составляют списки).
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.
Самые забытые профессии: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т.п.
Самые отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т.п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
- Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «давят» родители;
- идут за модой;
- ничего не знают о профессии, которую выбрали;
- выбирают «за компанию»;
- не хотят узнавать о негативных сторонах профессий;
- не имеют способностей и наклонностей к этой профессии;
- подражают героям кино или сериалов.
Классный руководитель: Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и возможностей, но как же тогда правильно выбрать профессию?
- Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину вашей классной комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты).
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу», «надо»? (Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения).
Я открою вам секрет: получится правильные выбор профессии. Специалисты по профориентации, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.( Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии – пишет учитель на доске).
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личный устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
- Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».
Классный руководитель: Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии) (К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, горноспасателем, водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители сейчас требуются везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.
Классный руководитель: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать как работает формула осознанного выбора профессии? (Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
- Тестирование
Классный руководитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их нужно зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения 30 секунд. (Дети рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание)
А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству. Хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
- Заключительное слово
Классный руководитель: Выбор профессии – это очень важное событие в жизни человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
- Подведение итогов (рефлексия)
Рефлексия, то есть обратная связь.
Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".
Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску.
Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационный классный час «Хочу – могу - надо» (предпрофильная подготовка учащихся).
Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии....
Классный час "Хочу. Могу? Надо!"
Классный час "Хочу. Могу? Надо!" разработка с использованием тренинговых методик...
Классный час по профориентации «Хочу – могу - надо»
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, ...
Классный час "Могу - хочу - надо"
Конспект классного часа по профессиональному самоопределению...
Разработка профориентационного классного часа "Хочу, могу, надо" в 8 классе
Цель классного часа: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к ос...
Классный час. Выбор профессии. ХОЧУ – МОГУ – НАДО
Расширение представления детей о различных профессиях; формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту; побуждение детей к поиску информации о профессиях, к осознанному...
классный час "Хочу-могу-надо"
профориентационный классный час для 9 класса...