Классный час "Хочу. Могу? Надо!"
классный час по психологии (9 класс) на тему
Классный час "Хочу. Могу? Надо!" разработка с использованием тренинговых методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_khochu_mogu_nado.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час - тренинг «Хочу! Могу! Надо!» |
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Конфуций
Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
Цель: Способствовать формированию у обучающихся долгосрочной осознанной мотивации повышения успешности учебной деятельности.
Задачи:
- Диагностировать мотивацию достижения цели
- Обозначить перед учениками взаимосвязи между целью и работой по ее достижению.
- Способствовать осознанию учащимися факторов способствующих достижению цели и оказывающих негативное влияние на него.
- Мотивировать учащихся на успешность.
- Организационный момент.
«Живые руки»
Цель: формирование положительного эмоционального настроя.
Вспомогательные материалы: карточки с надписями эмоций и чувств.
Процедура проведения. Участники рассаживаются в два ряда, друг напротив друга на расстоянии около 40 см. При этом одним участникам предлагается закрыть глаза и положить руки на колени, а другим — ведущий показывает карточку с надписью чувства (эмоции), которое нужно постараться передать партнеру из второго ряда, используя лишь контакт рук. Следующее чувство второй ряд аналогично передает с помощью рук первому. В течение упражнения участники могут обменяться 4—6 чувствами (эмоциями).
- Актуализация темы классного часа
Диагностика Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б).
Человечек
Возьмите чистый листочек. Нарисуйте человечка. Мы вернемся к анализу этого рисунка через некоторое время.
«Если бы…»
Одним из серьезных препятствий на пути человека к успеху является выражение «Если бы…» Быть может, мы нечасто произносим его вслух, но в мыслях у многих оно возникает постоянно. Сейчас предлагаю вспомнить и записать, какие «если бы» приходят в голову к вам. На это 3 минуты.
Ответьте на вопросы:
- Сколько своих «если бы» вы способны вспомнить?
- Какие «если бы» преобладают – с внешней или внутренней локализацией?
- Какие «если бы» преобладают – относящиеся к прошлому, настоящему или будущему?
На пути к успеху
Представим себе такую 10-балльную шкалу:
(неудачник 0 |––––––––––––––––––––| 10 успешный)
Обозначьте человечком, в каком месте на этой шкале поместили бы вы себя. Теперь разместите своих партнеров, подпишите имена. Теперь я предлагаю показать друг другу, что получилось. Сравните, где вы разместили себя, и где вас поместили партнеры.
«Солнышко»
Цель: осознание факторов, оказывающих активизирующее влияние на успешность личности.
Вспомогательные материалы: листы бумаги и карандаш.
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Возьмите снова листочек и нарисуйте солнышко с расходящимися лучами. Представьте себе, что солнышко это вы, а лучики — то, что позволит вам достичь успеха в жизни. Напишите на лучиках, что будет являться вам помощью в этом. ».
Упражнение «Тучка»
Цель: осознание негативных факторов, мешающих достичь успеха.
Вспомогательные материалы: листы бумаги и карандаш.
Процедура проведения. «На листе бумаги изобразите тучку. Представьте, тучка это вы, когда вас постигла неудача. Нарисуйте капельки дождя и подпишите каждую капельку той причиной, которая возможно мешает достигать вам успеха. Значительные, на ваш взгляд, промахи изобразите большими капельками, а мелкие, маленькими. Результаты обсуждаются группой».
«Черное и белое»
Цель: самопознание, осознание наличия положительных и отрицательных сторон в каждом человеке.
Вспомогательные материалы: лист ватмана, поделенный на две колонки, обозначенные сверху как «+» и «–», фломастеры, по пять белых и черных карточек на каждого участника, черная коробочка или мешочек.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий может начать упражнение со слов: «В каждом из нас есть разные качества, часть из них нравится нам и окружающим, эти качества помогают нам общаться с людьми. Но не всеми чертами характера мы гордимся, есть у нас и отрицательные, которые часто проявляются в самый неподходящий момент. Они, естественно, не нравятся ни нам самим, ни нашим близким. Это те качества, от которых нам хотелось бы избавиться». Ведущий раздает участникам по пять белых и пять черных карточек и предлагает написать на каждой из них по одному своему качеству, причем на белых нужно писать те качества, которые нравятся как самому человеку, так и окружающим его людям, а на черной те, которые ему неприятны и мешают в общении. На заполнение карточек дается 5—7 минут. Ведущий подчеркивает, что участники могут писать печатными буквами и не опасаться быть искренними при заполнении черных карточек, так как они собираются вместе и перемешиваются. Когда все заполнено, участники складывают свои черные карточки в мешочек, а белые оставляют у себя. Затем участники зачитывают свои положительные качества, при желании рассказывают о них подробнее.
Ведущий просит кого-то из группы записывать сказанное участниками на доске или на листе ватмана в колонку со знаком «+» и их «вес» — цифру, показывающую, сколько участников приписали себе это качество, например, добрый — 5, веселый — 3 и т. д. Сам же ведущий в это время перемешивает черные карточки в мешочке и приступает к аналогичному заполнению колонки, обозначенной знаком «–». Мешочек с черными карточками ведущий сохраняет, они понадобятся в дальнейшем.
После окончания этого этапа ведущий объявляет, что записанные на доске качества можно рассматривать в целом как психологический автопортрет группы. Участники группы внимательно рассматривают списки и приступают к обсуждению.
«Из минуса делаем плюс»
Цель: осознание интеграции и взаимозависимости между позитивными и негативными качествами личности.
Вспомогательные материалы: черная коробочка, содержащая карточки с негативными качествами участников (см. упражнение «Черное и белое») и примеры их позитивных эквивалентов
Процедура проведения. Работа в группе происходит в форме «мозгового штурма». Ведущий достает из черной коробочки качество, например, «трусливый» и предлагает участникам группы поискать позитивные аспекты этого качества в различных жизненных ситуациях. Результатом такой групповой работы должна стать позитивная трансформация негативных качеств и нахождение их позитивных эквивалентов. Например, по отношению к качеству «трусливый» — качества «осторожный» или «осмотрительный», по отношению к качеству «жадный» — «экономный» или «бережливый». Позитивный эквивалент можно записывать на листе ватмана фломастером другого цвета. Желательно за время выполнения упражнения найти позитивные эквиваленты для трех-четырех негативных качеств.
«Рекламный ролик»
«Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете.
Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут.
«Весы удовлетворенности»
Цель: осознание значимости проведенного тренинга, закрепление позитивного результата.
Процедура проведения. Участникам предлагается закрыть глаза и представить, что их руки — это чаши весов, на одной из которых находится их полная удовлетворенность занятием, а на другой — абсолютная неудовлетворенность. Нужно подобрать такое положение весов, которое отражало бы соотношение удовлетворенной и неудовлетворенной части личности участников. Когда все участники подберут это положение, ведущий предлагает им открыть глаза, внимательно посмотреть на чаши весов участников и сделать вывод об эффективности данного занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с родителями "Старших надо уважать!"
Классный час совместно с родителями «Старших надо уважать!» Цели: закрепить навыки поведения в театре; воспитывать уважение к старшим....
Классный час "Здоровьем надо дорожить"
Классный час о здоровье...
Профориентационный классный час «Хочу – могу - надо» (предпрофильная подготовка учащихся).
Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии....
Классный час "О человеке надо говорить!"
На примере жизненных историй дети рассуждают на извечную тему: есть ли герои у нашего времени? В конце беседы на этапе рефлексии сажают символическую аллею героев....
Классный час "Быть добрым надо по привычке"
Презентация к классному часу...
Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)
Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...
Презентация к классному часу Рушева Надя Николаевна
Презентация предназначена для учащихся 8 класса. о жизни и творчестве Нади Рушевой, знаменитой художнице Тувинской АССР....