"Стиль делового человека"
классный час (11 класс) по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Цикл классных часов для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_stil_delovogo_cheloveka.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Стиль делового человека»

цикл классных часов для старшеклассников

(беседы по материалам  научно-популярных статей по психологии и  журнала «Воспитание школьника»)

«Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше.  Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа... Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, и жизнь промчится»,— так писал древнеримский философ Сенека в самом начале нашей эры. В те самые, заметьте, годы, когда пределы скоростей связывали со всадником да летящей стрелой. И не было на горизонте даже отдаленных признаков грядущей научно-технической революции. Но проблема времени, как видим, уже была.

За неполные два тысячелетия, что прошли с тех пор, мы твердо убедились, что время — это деньги, но, в отличие от денежных знаков, его нельзя дать в долг или вернуть. Знаем и о его свойствах, порой весьма странных. Если любой школьник вам скажет, что 45 мин порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.

Зададим сакраментальный вопрос: куда же девается наше быстротекущее время? Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь у многих состоит в том, что они делают не то, что надо.

Откровенным транжирам времени известный энтузиаст научной организации труда ученый А. К. Гастев предлагал сделать три шага к рациональному распорядку дня: режим дня — первый шаг, составление плана — второй, их выполнение — третий и решающий.

Как видим, откровений тут никаких. Но именно на этих трех положениях держатся все остальные советы насчет того, как именно действовать.

Не тратьте на деловую беседу больше времени, чем нужно для решения вопроса. Общаясь с приятелем по телефону, постарайтесь не увязать в разговорах. Чтобы не превратить беседу в болтовню, сразу же уясните, зачем звоните. То же самое, не откладывая, попробуйте выяснить и у позвонившего вам словоохотливого собеседника.

Греки называли людей, которые напрасно растрачивают время, хроно фагами (пожирателями времени). Эти люди способны растащить ваш день по минутам, оставив лишь грусть по несделанному. Что ж, у вас есть несколько способов им противостоять. Для этого нужно либо тактично дать понять, что вы заняты; либо, если возможно, найти уединенное место. Своих хронофагов попытайтесь приучить к тому, что   у  вас   имеются   неприкосновенные   часы работы.

Писатель Андре Моруа в «Письмах к незнакомке» посвятил хронофагам отдельное письмо: «Чаще всего это человек, который, не имея серьезных занятий и не зная, что делать с собственным временем, принимается пожирать ваше.

...Он добивается совершенно бесполезного свидания и, если кто-то имеет несчастье не отказать, злоупотребляет им до тех пор, пока раздражение хозяина не возьмет верх над вежливостью». Писатель полагал, что с хронофагами нужно быть суровым и безжалостно их уничтожать, как хищников, покушающихся на вашу жизнь: «Ибо что такое наша жизнь, если не время?»

Чужое время пенит тот, кто бережет свое. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Уважайте время. Неважно чье — свое или чужое, время работы или отдыха: в любом случае оно невосполнимо. Конечно, у подростков еще много времени впереди, но, как гласит немецкая пословица, чего не выучил Гансик, того не будет знать Ганс. Хотя дело тут, как вы понимаете, не только в невыученных уроках.

Бестолковая суета — худшее, что может быть для делового человека. Никогда не путайте ее с быстротой реакции. Когда опаздываете в кино, то могут выручить ноги. Но если подвела голова и, увидев билетершу, вы вспоминаете о забытом билете, то тут уж никакая резвость не поможет. Постарайтесь трезво оценить ситуацию и только потом действуйте. Спокойно и быстро. Но не спешите, сначала подумайте. Избавив себя от необходимости исправлять ошибки, вы сэкономите много времени.

Давно известно, что никакую работу нельзя сделать быстро и хорошо, если испытывать к ней отвращение. Вы могли бы справиться с ней в 2—3 раза быстрее, если бы были терпимее. Поэтому не лучше ли сосредоточиться не на своих чувствах, а на работе? Вам вполне по силам относиться, по крайней мере, спокойно к необходимым, но не очень приятным делам. Ведь другого выхода нет, не так ли?

Теперь о том, с чего начать задуманное дело.

1.Определите цель. Если вы не знаете, куда идете, то никогда не узнаете, дошли или нет.

2.Составьте  план.  Ничего,  если он  будет невелик.  Выпишите на листке важнейшие дела на неделю, месяц, год, и пусть они будут у вас перед глазами.

3.        Наметьте сроки. Это поможет вам от разговоров перейти к делу. Только не старайтесь установить рекорд скорости.  Гораздо важнее
довести дело до конца. Не беритесь за работу прежде, чем не закончите предыдущую.

Не откладывайте работу на завтра. «Сделаю завтра» — это отговорка лентяев. Сегодня же спланируйте и ближайший день, учтя при этом, что любая работа требует больше времени, чем кажется на первый взгляд. Придумайте стимул. Он поможет выполнить то, что вам не хочется.

А теперь скажите себе: «Пора». Если вы семь раз  отмерили,  то  режьте  же,  наконец. Обдумав как следует ситуацию, не тяните время.
Входите в работу постепенно, начинайте с легкого.

Начните с главного. Что именно для вас главное — самое срочное или самое важное,— решите сами. А заодно и установите очередность дел.

Используйте время полностью. Много времени у нас уходит на поездки в транспорте, вынужденное ожидание. Имейте с собой хотя
бы журнал. Не думайте, будто заниматься можно только в библиотечной тиши. Сторонники этой точки зрения на самом деле лишь стараются оттянуть  неприятную минуту,  когда надо браться за учебник.

Заведите дневник расходования времени. Учитывать время — значит, дольше жить, полагал А. К. Гастев. Известный ученый А. А. Любищев всю свою сознательную жизнь, с 1916 до 1972 года, вел учет расхода времени. Ему удалось сделать то, к чему стремился: наполнить смыслом каждую минуту своей жизни.

Не отчаивайтесь, если собственные подсчеты вас шокируют, убедив в том, что из многих часов ушедшего дня по-настоящему трудовыми оказались час-полтора.

Безусловно, слепо копировать индивидуальные привычки выдающихся людей не стоит. И все же, присмотревшись к их методам работы, специалисты по научной организации труда выявили некоторые непременные условия успеха.

1. Последовательность и система — едва ли не самые важные из них. За письменный стол надо садиться по привычке, не дожидаясь вдохновенья. Эта гостья, по утверждению П. И. Чайковского, не любит посещать ленивых. Ту же самую мысль на Востоке выражают иначе: медленно иди в гору, и ты достигнешь вершины.

Ну, а если идти в гору не хочется?

«...Нашло на меня вновь безблагодатное состояние. Изгрызлось перо, раздражались нервы и силы — и ничего не выходило. Я думал, что уже способности писать просто отнялись от меня»,— писал Н. В. Гоголь поэту В. А. Жуковскому.

«В половине пятого меня начинает мучить ужасающая тоска... уныние, лишающее всех душевных сил»,— отмечал в дневнике Стендаль.

Речь тут, как можно догадаться, вовсе не о безволии или лени, а о биоритмологии.

2. Еще одно условие успеха — ритм. Для умственной работы он бывает разный — суточный, многодневный, сезонный... Любители утренних часов — «жаворонки» — просыпаются рано и наиболее активны в первую половину дня. Их среди нас 15—20 %. Есть еще «совы» — у тех пик работоспособности приходится на вечер. Каждый третий человек — «сова». Зато примерно половина людей вообще не замечает этих пиков и действует по обстоятельствам или по привычке. Есть даже такие, кто попеременно, в зависимости от сезона, ведет себя то как «жаворонок», то как «сова».

Эти группы обнаружены и среди школьников: одни лучше работают до полудня, другие — после, третьи — до и после, но с длинным перерывом в середине дня, а четвертые в разные дни ведут себя по-разному.

С помощью этого теста выясните, кто вы — «сова» или «жаворонок».

1.        Трудно ли вам вставать рано утром?

а)        Да, почти всегда        3

б)        иногда        2

в)        редко        1

г)        очень редко        0

2.        В какое время вы предпочли бы ложиться
спать?

а)        После 1 часа ночи        3

б)        с 23.00 до 1 часа ночи        2

в)        после 22 часов        1

г)        до 22 часов        0

3.        Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?

а)        Плотный        3

б)        менее плотный        2

в)        вареное яйцо или бутерброд        1

г)        достаточно чаю или кофе        0

4.        Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?

а)        В первой половине дня

б)        во второй половине дня

5.        От чего вам легче отказаться?
а) От утреннего чая или кофе

б) от вечернего чая

6.        Легко ли вам переменить свои привычки,
связанные с едой?

а)        Очень легко        0

б)        достаточно легко        1

в)        трудно        2

г)        не меняю        3

7.        Утром вас ждут важные дела.        Насколько
раньше обычного вы ляжете спать?

а)        Более чем на 2 часа        3

б)        на 1—2 часа        2

в)        менее чем на 1 час        1

г)        как обычно        0

8.        Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.

а)        Вы поторопились        0

б)        опоздали        2
Теперь подведем итога. Если в сумме вы
набрали от 0 до 7 баллов, вы «жаворонок»; от 8 до 13 — аритмик; от 14 до 20 — «сова».

  1. Порядок. Закончив дело, возьмите себе за
    правило  убрать  на  столе  ненужное,   а то  и полностью очистить его.
  2. Сосредоточенность. Не следует хвататься за несколько дел сразу, это верный способ вечно спешить и ничего не успевать. Сосредоточьтесь
    на одном деле.
  1. Собранность. Чтобы не спешить утром, приготовьте все, что нужно, с вечера. Не позволяйте мелочам вроде затерявшейся ручки или
    куда-то запропастившегося проездного  билета испортить вам день. Приучите себя к автомати ческим действиям перед уходом из дому: проверить, взято ли все необходимое и в порядке ли то, что остается дома. Если вам надоело ломать дверь из-за потерянных ключей, сделайте, наконец, запасные и храните их у друзей. Составьте список вылетающих из головы мелочей и держите  его  перед  глазами.   Заведите   записную
    книжку. Она отчасти поможет восполнить отсутствие памяти.
  2. Чередование труда и отдыха. Работать до изнеможения,   а   потом   долго   приходить   в себя — далеко не лучший режим.

Давно замечено, что человек по-настоящему отдыхает от одной работы, когда берется за другую. Меняйте занятия. Маяковский писал: «Запомни правило простое: работаешь — сидя, отдыхай — стоя!» Недогрузка мозга, работа вполсилы дают себя знать — неизвестно отчего появляется усталость. Такое состояние называют усталостью от безделья. Профессор Петербургского университета Н. Б. Введенский однажды заметил, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают.

Проводя целые дни за учебниками, полезно помнить, что человеческий организм на такую жизнь не рассчитан. Выкраивайте часок-другой на спорт или хотя бы серьезную физическую нагрузку.

7.        Самоконтроль. Оценив задним числом свои дела, нередко обнаруживаешь, что много времени ушло на суету, а первоочередное осталось несделанным. Такой самоконтроль в конце концов помогает сформулировать следующий принцип: не откладывать в течение дня важные дела  и   безжалостно   отодвигать  все,   что   не важно.  Тем  более что  многое из  неважного решается само собой.

Выполняйте работу равномерно, без затяжного безделья и авралов. Действуя ежедневно и в постоянном темпе, вы многое сумеете.

Постарайтесь, не откладывая, закончить начатую работу. Школьник не должен расслабляться на уроке в надежде на то, что параграф можно будет спокойно прочитать дома. Дома наверняка найдутся другие дела. 

Учитесь властвовать собой. Это следует делать по разным причинам. Первейшая из них — чтобы оставаться здоровым. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы в конце концов приведут к неврозам, и лечиться, возможно, придется всю оставшуюся жизнь. 

По мнению создателя учения о стрессе Г. Селье, стресс — это реакция организма на любое предъявленное ему требование. Но в обиходе под стрессом обычно понимают реакцию на чрезвычайные обстоятельства, на сверхсильные раздражители, т. е. то, что специалисты называют дистрессом. Поскольку жить вообще без стрессов не может никто, надо постараться переносить их с наименьшими нервными затратами.

Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм. Так что в расхожем утверждении, что все болезни от нервов, есть немалая доля истины.

С помощью этого несложного теста вы можете проверить состояние своих нервов. Ответьте на такие вопросы:

  1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?
  2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?
  1. Теряете ли самообладание в споре?
  2. Прерываете ли собеседника?
  3. Разговаривая, размахиваете ли руками?
  4.  Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?

7. Говорите ли вы иногда сами с собой?

8. Обижаетесь ли по пустякам?

9.        Долго ли не можете вечером уснуть?
Если набралось 9 «да», знайте: ваше нервное
 напряжение перешло все границы и вам нужно срочно заняться своим здоровьем. Если 7 «да» — намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру. Если среди ваших ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать свои нервы в порядке.

Состояния, сопутствующие человеку накануне ответственного дела с неопределенным исходом, психологи называют предстартовыми. Это может быть волнение накануне экзамена, ответственного разговора или важного решения, ожидание, что вызовут отвечать невыученный урок и т. п.

Для психически сильного и натренированного человека такой период означает более напряженную деятельность, мобилизацию всех своих резервов. Если же этих качеств нет, то чаще всего возникают опасение не справиться с делом, суетливость, бесплодные размышления о возможных неприятностях. Порой человек оказывается настолько деморализованным, что практически «выбывает из игры». Чтобы этого избежать, прежде всего постарайтесь трезво оценить вероятность того, что нежелательное событие или даже беда действительно наступят. Надо ли, скажем, отказываться от услуг Аэрофлота только потому, что на днях потерпел катастрофу какой-то самолет? Несложные подсчеты показывают, что владелец автомобиля, садясь за руль, рискует больше авиапассажира. Рискует и пешеход, даже неукоснительно соблюдающий правила уличного движения: ведь ситуация на дороге может осложниться так, что машину вынесет на тротуар. Поэтому не стоит переживать из-за неприятностей, вероятность которых ничтожна. Если же вероятность стопроцентная и событие неизбежно, то и в этом случае нет никакого смысла расстраиваться. Право же, неглупо поступают западные бизнесмены, кладя на видное место листок с таким изречением: «Научи меня, Господи, спокойно воспринимать события, ход которых я не могу изменить, дай мне энергию и силу вмешиваться в события, мне подвластные, и научи меня мудрости отличать первые от вторых». Если заменить вмешательство высших сил собственным анализом ситуаций и выдержкой, то станет ясно, что совет не лишен смысла.

Существуют приемы, которые позволяют справиться с предстартовым волнением. Вот наиболее простые и эффективные из них.

Попробуйте многократно осмыслить предстоящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неопределенное. Но не притупите необходимую осторожность.

Мысленно проанализируйте успешно решенные задачи, и вы придете к выводу: «Я решал сложные проблемы, решу и эту». Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.

Проанализируйте и собственные ошибки, породившие проигрышные ситуации. Затем, учтя их, попробуйте оценить свои шансы на успех.

Заранее подготовив себя к вероятной неудаче, пережив ее, можно в худшем случае, если мрачные прогнозы оправдаются, сохранить присутствие духа. А в лучшем — победить.

Есть еще прием, противоположный предыдущему. Убедите себя, что все будет в порядке.

Известно, как меняется лицо человека от тревожного внутреннего состояния. Если вы чем-то обеспокоены, посмотрите на себя в зеркало и постарайтесь придать лицу спокойное выражение. В этом случае в силу обратной связи может успокоиться и нервная система. В час, когда у вас оптимистическое, деловое настроение, скажите себе, что вы вовсе не безвольный, слабый человек и если захотите, всегда сможете преодолеть любые житейские трудности.

Но, предположим, с вами случилась неожиданная и серьезная неприятность. В такой момент велик риск поступить необдуманно, опрометчиво. Вы встревожены, в голове неотступно повторяется пережитое, и в результате оказывается, что вы не способны ни о чем больше думать. Запомните правило: не торопитесь действовать, особенно если вами движут такие чувства, как раздражение, нетерпение, гнев и т. п. Успокойтесь и хорошенько осмыслите ситуацию.

Организм под действием стресса приготовился к защите, в нем все мобилизовано для интенсивной работы. Вот и дайте себе мышечную работу. Неважно, какую именно. Можно пренебречь лифтом и подняться по лестнице пешком, можно поотжиматься до изнеможения от пола, если позволяют условия, полезно пробежаться, быстрым шагом пройти какое-то расстояние. Через несколько минут вы почувствуете, как усталость вытесняет навалившуюся на грудь тяжесть, нервное напряжение исчезает. Конечно, сама неприятность от этого не исчезнет, но зато теперь вы готовы подумать над ответным ходом.

Но бывает и иначе: горе настолько велико, что ноги подкашиваются и нет сил стоять, а не то что бежать. В подобной ситуации лучше всего полностью расслабиться, отдохнуть. Можно и поплакать. Врачи считают: «Горе, излитое в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Но лучше просто лечь и отдохнуть. Если удастся, то и уснуть, сон хорошо успокаивает нервы.

Обязательно попытайтесь определить свое отношение к случившемуся. Примите неудачу. Согласитесь, что вы, как все остальные люди, не гарантированы от промахов и ошибок. Значит, их надо принимать как неизбежное. Это та цена, которую мы платим за опыт.

Убедите себя, что не все потеряно. Напомню, что написано в романе «Анна Каренина»: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен».

Да и так ли уж серьезны многие наши неприятности?

Известен случай, когда некий книголюб получил инфаркт и стал инвалидом только потому, что ему не удалось подписаться на дефицитное собрание сочинений: нахалу, который влез без очереди, достался последний абонемент. Многие люди, услышав о таком, лишь скептически усмехнутся: какие, мол, страсти...

Главный персонаж одной из басен И. А. Крылова — лисица — нашла неплохой способ не поддаваться житейским огорчениям. Когда из попыток полакомиться виноградом ничего не вышло, она утешилась тем, что тот-де «зелен». С точки зрения психолога лиса обесценила неудачу, избежав тем самым ненужных переживаний: ведь переносить малые потери куда легче, чем большие. Поэтому поучимся умению принижать значение неудачи, убедив себя, что потеря не стоит того, чтобы впадать в уныние. Не волнуйтесь по пустякам и почаще вспоминайте слова философа Сенеки: «Если вам кажется, что вы имеете недостаточно, то вы будете считать себя несчастным даже в том случае, если завладеете всем миром». Иначе говоря: беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

Другой пример. Инженер Н. долго и упорно работал над диссертацией. Но работу, которая много лет отнимала у него все свободное время, на защите провалили. Чем не катастрофа, не крушение научной карьеры? Если с этим согласиться, то можно потерять сон, аппетит и в скором времени обзавестись язвой желудка. Но ситуация изменится, если инженер не зациклится на своей неудаче и найдет для себя новую цель.

Короче говоря, принимайте неизбежное и будьте готовы к худшему. Но при этом помните, что многое зависит только от вас.

Учитесь забывать о неприятностях, неудачах. Китайский мыслитель Конфуций утверждал, что быть обманутым и ограбленным — это значительно меньшая беда, чем продолжать помнить об этом. Европейские ученые подтвердили его мысль. Немецкий философ В. Гумбольдт писал, что хранить в памяти негативные представления равносильно медленному самоубийству. Но как их забыть? Способ один: постарайтесь пореже вспоминать. Переживать по поводу событий, которые уже случились, бесполезно. Бели они могут повториться, то следует извлечь урок из неудачи, а не заниматься бесплодными самообвинениями или, того хуже, впадать в затяжное уныние.

Решайте свои проблемы по очереди. Взялись за одну — не думайте о другой, а закончив сегодняшние дела, забудьте о них до завтра. Пусть ни вчерашние неприятности, ни завтрашние проблемы не портят вам настроение сегодня. Хотите поверить в свои возможности — почаще вспоминайте об удачах.

Хорошим лекарством от стресса может стать работа. Займитесь каким-нибудь делом. Это могут быть и ваши увлечения, и просто физическая нагрузка — до усталости, до пота.

Самозабвенный труд снимает напряжение. Увлеченность любимым делом составляет один из секретов долголетия. Скука же утомляет, и потому праздность — надежный способ сократить себе жизнь. Не сидите сложа руки, даже если устанете. Переключаясь с одних дел на другие, можно неплохо отдохнуть и во время работы.

Хорошо тому, у кого есть хобби: рыбалка или коллекционирование марок, собирание книг и т. п. Любимое занятие способно надежно отключить человека от житейских передряг.

Вернуть хорошее настроение могут и интересная книга, и любимая мелодия. Любопытны отзывы испытавших на себе благотворное влияние музыки. Так, М. Шагикян, слушая одну из сонат Д. Шостаковича, заметила: «...побыла полчаса на пределах углубленного ощущения мира и почувствовала успокоенность, уверенность в себе».

Может улучшить настроение и обыкновенная прогулка. Так поступает, например, лирический герой Б. Окуджавы:

Когда мне невмочь пересилить беду, Когда наступает отчаянье, Я в синий троллейбус сажусь на ходу, Последний, случайный...

Новые впечатления оттесняют неприятное на задний план.

Не замыкайтесь на себе, своих переживаниях. Лучше сосредоточьте внимание на окружающих. Словом, пробуйте, ищите свое лекарство, только не бездействуйте. Недаром Б. Шоу считал, что причина несчастного существования — иметь досуг беспокоиться о том, счастливы вы или нет. Положительные эмоции, радость способны вернуть душевное равновесие. Врачи на этот счет единодушны. Французский врач Пиаре еще в XVI в. пришел к, может быть, несколько категоричному выводу, что «веселые люди всегда выздоравливают». Но как бы там ни было, будьте оптимистичны. Это поможет вам находить в жизни куда больше радостей, чем  угрюмому человеку. При этом не стоит путать радости с удовольствиями. Бели источник удовольствия может быть недоступен, скажем, из-за дефицита или дороговизны, то источник радости неиссякаем, и каждый носит его в себе.

По словам писателя К. Чапека, юмор — это всегда немножко защита от судьбы. Умение пошутить над собой и своей неудачей — черта душевно стойких людей. Подчеркнем: над своей неудачей. Бели же кто-то пытается шутить над чужой неприятностью, когда нужна его помощь или хотя бы сочувствие, то ясно, что мы имеем дело с недобрым человеком.

Кто не встречал патологических оптимистов, готовых хихикать над чем угодно, даже над собственным унижением.

Бывает, что человек смеется, чтобы не плакать.

Юмор — отличное средство победить собственные комплексы. Смотрите на свои неудачи с улыбкой. Нельзя быть совершенным во всем, таких людей попросту нет.

Неудачи учат нас не спотыкаться дважды на одном и том же месте. Но не все оказываются способными учениками. Нередко у человека бывает столько неприятных историй, что их с лихвой хватило бы многим, но конца этому не видно. «Неудачник,— говорят о таких,— вечно с ним что-то случается». Выводы он, конечно, делает, стараясь не повторять ошибок, но ведь и жизнь щедра на сюжеты. И беда неудачника в том, что он никак не увидит главную причину своих бесконечных проблем — самого себя.

Да, в большинстве случаев источником стресса становимся мы сами. Не умеем управлять эмоциями, забываем о том, что надо анализировать поступки, извлекать из них уроки. Уступая чужому нажиму, принимаем не лучшие решения. А главное, плохо знаем самих себя, и поэтому первым делом требуется коррекция наших представлений о себе. Философ А. Г. Спиркин пишет: «Неадекватное представление о себе является нередко источником выбора ложных путей к самоутверждению, непомерных претензий и, в конечном счете, серьезных срывов, болезней и различного рода трагических исходов. Порой даже умные, талантливые люди страдают слепой переоценкой собственной персоны».

Трезво оценить свои достоинства и недостатки — значит, сделать первый шаг к победе над собой. Но только первый. Затем полезно взять за правило постоянно анализировать свои промахи, ошибки.

И наконец, нужно учиться ежедневно преодолевать собственные слабости. Известный летчик М. М. Громов как-то заметил: «Умение заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется, т. е. поступать в согласии с сознанием необходимости и убеждением, но вразрез с желанием — основное, наиболее трудное условие проявления воли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

Я – деловой человек  (урок-игра по теме «Употребление предлогов  в деловой речи», 7 класс)

Методическая разработка урока обобщения и повторения по теме "Предлоги" в 7 классе. Урок преследует следующие цели:– в непринужденной обстановке закрепить и обобщить знания об официально-деловом ...

Я – деловой человек  (презентация к уроку-игре по теме «Употребление предлогов  в деловой речи», 7 класс)

Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Употребление предлогов" в 7 классе...

Я – деловой человек  (презентация к уроку-игре по теме «Употребление предлогов  в деловой речи», 7 класс)

Презентация для использования на обобщающем уроке по теме "Употребление предлогов" в 7 классе...

«Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»

Урок в игровой форме показывает учащимся, как заполнить бумаги для поступления или устройстве на работу, воспитывает культуру делового общения....

Рабочая программа кружка "Деловому человеку - деловая речь"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку.Кружок "Деловому человеку - деловая речь" для учащихся 9-11 классов....