«Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок в игровой форме показывает учащимся, как заполнить бумаги для поступления или устройстве на работу, воспитывает культуру делового общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Официально-деловой стиль. Деловые бумаги» | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Е.Морозова,
учитель русского языка и литературы
высшей категории, учитель-методист
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
Урок русского языка в 10 классе
«Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»
Цель:
- выявить уровень сформированности у учащихся навыков составления заявления, резюме, автобиографии;
- формировать навык аналитической работы, адаптации к жизни после школы;
- развивать диалогическую речь в ситуации общения, орфографическую и пунктуационную зоркость;
- обогащать словарный запас, воспитывать культуру делового общения.
Оборудование: на доске сверху запись темы урока «Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»; эпиграф «Вернейший способ узнать о человеке, его умственном развитии, его моральном облике, его характере – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачёв); толковаание термина «Виртуальный» (от лат. virtualis –«возможный») – существование вещей, событий, процессов в форме мысленного представления, воображения, невещественного образа»; таблички «Центр занятости», «Приёмная комиссия вуза (техникума», «Предприятие «Фиолент»; рекламный плакат «Вы ищите работу?»; образцы деловых бумаг: карточка-заявление, заявление, резюме, основные положения автобиографии; карточки «Кладовая подсказок»: вопросы для беседы в Центре занятости, а приёмной комиссии вуза, на предприятии; опорная схема «Продолжи предложение»; учебники русского языка для 10 класса.
Ход урока
I.Организационный момент.
Слово учителя:
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, и они надеются увидеть серьёзную работу.
II.Постановка целей и задач урока.
1.Слово учителя:
-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», тему урока: «Официально-деловой стиль. Деловые бумаги…»
Часть темы, как видите, не записана. К концу урока мы должны дописать тему.
Урок русского языка будет проходить в виртуальном Центре занятости, виртуальной приёмной комиссии вуза, виртуальном предприятии.
Мы будем развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас, воспитывать культуру речи, учиться вести диалог.
2.Словарная работа.
-Итак, что обозначает слово «виртуальный»? Обратимся в виртуальное справочное бюро. Прочтите толкование термина, запишите его.
III.Актуализация опорных знаний.
1.Блиц-опрос.
-Что такое официально-деловой стиль? За помощью обратитесь к учебнику русского языка.
(Официально-деловой стиль – это стиль документального общения государств с государствами и граждан между собой.)
-Каковы его особенности?
(Особенности официально-делового стиля – официальность точность, отсутствие эмоциональной речи, использование стандартных выражений.)
-Какие официальные документы вам приходилось составлять?
(Объяснительная, заявление, автобиография, свидетельство.)
-В чем состоит особенность их содержания и строения?
(Для лексики присуще использование стандартных выражений, для строения характерны строгие стандарты расположения частей текста.)
2.Работа с эпиграфом.
Слово учителя:
-Вы, конечно же, знаете, что нет ничего важнее и сильнее слова: по словам Д.С.Лихачёва, «вернейший способ узнать о человеке, его умственном развитии, его моральном облике, его характере – прислушаться к тому, как он говорит».
-Запишите эпиграф в тетрадь.
Индивидуальная работа у доски
(Одновременно у доски работают 3 ученика):
-1-й ученик составляет линейную схему предложения;
-2-й выписывает орфограммы и графически выделяет их;
-3-й ученик графически обозначает орфограммы.
Вывод.
IV.Работа над темой урока. Ролевая игра.
1.Слово учителя. Введение в ситуацию общения:
-А теперь, ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие. У нас есть участники игры и наблюдатели. У наблюдателей на партах – пакет документов. Наблюдатели 1 ряда заполняют документы, которые необходимо предъявить в Центр занятости, наблюдатели 2 ряда – в приёмную комиссию вуза, наблюдатели 3 ряда – при устройстве на работу на предприятие.
2.Ознакомление с первой ситуацией.
-Первая ситуация: выпускник, не поступив в вуз, ищет работу и приходит в Центр занятости.
3.Первая ситуация.
(Примерный диалог:
-Здравствуйте, что вы ищете? Чем могу быть полезна?
-Добрый день. Я хотел бы узнать, какие специальности сейчас больше всего востребованы.
-На сегодняшний день востребованы рабочие специальности: газоэлектросварщика, электрика, сантехника, мебельщика, автослесаря. Что вам по душе?
-Я помогаю папе в ремонте автомобиля. Мне это нравится.
-Значит, вам нужно поступать в автотранспортный техникум.
-Сколько времени нужно учиться на автослесаря?
-После 9 класса учатся 4 года, после 11 класса – 2 года.
-Какие документы я должен заполнить?
-Вот, пожалуйста, карточка-заявление. Присаживайтесь, заполняйте.
-Место проживания указывать полностью?
-Да, вы должны написать почтовый индекс, адрес, номер телефона.
-Спасибо. До свидания.)
Вывод.
В Центре занятости вы сможете воспользоваться самой большой базой данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях; получить исчерпывающую информацию о профессиях, предлагаемых на рынке труда; получить информацию об учебных заведениях; принять участие в семинарах по методике поиска работы.
5.Ознакомление со второй ситуацией.
-Вторая ситуация. Выпускник приходит в приёмную комиссию вуза (техникума), чтобы написать заявление о поступлении.
6. Вторая ситуация.
(Примерный диалог:
-Добрый день, чем могу быть полезна?
-Здравствуйте, я хочу поступить в ваш вуз
-На какой факультет вы хотите поступить?
-Мне очень нравится факультет «Землеустройство и кадастр». Сколько лет нужно учиться на бакалавра?
-На бакалавра учатся 4 года.
-А на специалиста?
-На специалиста – 5 лет.
-Какой проходной балл сертификата по основному предмету должен быть?
-Проходной балл – не менее 145 баллов.
-Какие экзамены сдавать?
-Вы предоставляете сертификаты.
-Спасибо за информацию. До свидания.
-Приходите. Мы вас ждем.)
7.Вывод.
Таким образом, в вуз (техникум) вы предоставляете пакет документов и пишите заявление на имя ректора (директора). Этот документ заполняли и наблюдатели 2 ряда.
8.Ознакомление с третьей ситуацией.
-Третья ситуация. Выпускник приходит на собеседование, чтобы устроиться на работу.
9.Третья ситуация.
(Примерный диалог:
-Здравствуйте. Чем могу помочь?
-Мне бы хотелось устроиться к вам на работу.
-Вы работали раньше?
-Нет, я не работал, я только что закончил школу.
-Возьмите бланк резюме и заполните его.
-Вы прослушали какие-нибудь курсы?
-Да, я закончил компьютерные курсы.
-Подойдите через 2 дня за результатом.
-До свидания.)
10.Вывод:
-Мы увидели, что выпускник заполнил резюме, но его квалификация работодателя не устроила. Он идет на другое предприятие.
11.Ознакомление с четвертой ситуацией.
12. Четвертая ситуация.
(Примерный диалог:
-Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Чем могу помочь?
-В этом году я закончил школу, в вуз поступать пока не планирую. Мне бы хотелось получить у вас работу.
-А почему вы желаете получить работу именно у вас?
-Работа находится недалеко от нашего дома.
-Присаживайтесь. Заполните автобиографию по образцу.
-Участие в общественной жизни школы обязательно заполнять?
-Да, для полного представления о вас.
-А трудовой стаж будет идти?
-Несомненно, мы же заводим трудовую книжку.
-Когда приступать к работе?
-Приходите завтра к 08.00.
-До свидания.)
13.Вывод:
Что нужно указывать в автобиографии?
(Основные положения автобиографии – ФИО, год рождения, дата рождения, состав семьи, где учились, участие в общественной жизни, адрес, подпись.)
14.Слово учителя:
-Вы заполнили заявление, резюме, назвали основные положения автобиографии. Что мы можем дописать в теме урока?
(Учитель дописывает тему урока на доске: «Заявление. Автобиография. Резюме». Все дополняют записи в тетрадях.)
V.Рефлексия.
1.Слово учителя:
-Перед вами незаконченные предложения. Заполните их.
2. Высказывание с использованием приёма «Продолжи предложение».
(Учитель проверяет грамотность деловых бумаг, участники и наблюдатели доролняют высказывания:
Для участников игры
- Мы научились/умеем…
- Больше всего понравилось…
- Не удалось…
- Наши проблемы…
Для наблюдателей
- Больше всего понравилось…
- Не удалось…
- Наши проблемы…
- Остались вопросы…
Вывод?
-Чему вы научились на уроке?
(Мы работали над орфограммами и пунктограммами, узнавали значение слова, составляли линейную схему, пытались составить диалоги по ситуации общения, слушали диалогическую речь одноклассников, заполняли заявление, резюме, вспомнили основные положения автобиографии.)
VI.Оценивание с комментариями.
VII.Разноуровневое домашнее задание.
1.Составить памятку «Что я знаю о деловых бумагах?»
2. Стр. 87, ст. 3 и 13, 1-ое предложение – синтаксический разбор.
3. Стр. 87, ст. 3 и 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 10 классе "Автобиография как жанр официально-делового стиля речи"
Автобиография как жанр официально-делового стиля речи. Эта тема, на мой взгляд, является актуальной для старшеклассников. В рамках урока были поставлены следующие цели и задачи: цели: образовател...
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Презентация "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа"
Презентация по русскому языку "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа" знакомит обучающихся с формой и структурой разных деловых документов. Возможно использов...
Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс
Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...
Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"
Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...