Классный час « Воля и её развитие».
классный час (7 класс) по теме
Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.
Эпиграф: « Воля и труд человека, дивные дива творят». Н. Некрасов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_volya_i_eyo_razvitie.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Воля и её развитие».
Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.
Эпиграф: « Воля и труд человека, дивные дива творят». Н. Некрасов.
Ход классного часа.
Классный руководитель. Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается ещё и как личность. В этом случае главное внимание уделяется его поведению и деятельности. Каждый из нас, стремясь достичь определённого уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т.е. действовать. Другое дело, что люди - разные. Они и поступают по – разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом – безвольный. Воля человека, его волевые решения помогают ему вести здоровый образ жизни. Как же это всё происходит?
Некоторым людям приходится уговаривать себя, чтобы сделать что – то хорошее, полезное. Особенно непросто даётся режим дня, но нужно находить убеждающие доводы.
А некоторые считают, что убедить себя сделать что – то полезное, проще, чем не делать чего – то плохого. Это им даётся труднее. Следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые становятся постепенно навыками, помогающими нам что – то делать или чего – то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесёт вред твоей репутации, здоровью и.д.
Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ, действовать для достижения своих целей.
Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и потребностей, он ещё и сознательно управляет своей волей для достижения определённых целей.
Человеку приходится управлять своими желаниями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания ( явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.
Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.
Я считаю, что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Естественно , желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим. Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.
- Согласны ли вы с высказыванием, что нужно довольствоваться каким-то минимумом, малостью?
- Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего ( я говорю о благородных целях). Но прилагая волевые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно рассчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.
Некоторые считают, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрицательному результату. И в итоге мы получаем – стресс. Вот где понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.
Задание 1
- Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? ( Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получится, равнодушие людей.) Выберите 2-3 наиболее значимые для вас категории , выскажите свои чувства, приведите примеры ситуаций, скажите как вы справляетесь с отрицательными эмоциями.
- Что вызывает у вас наибольший всплеск положительных эмоций? ( Похвала; признание достоинств; осознание преимущества по сравнению с кем – либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; успех, к которому давно стремился; красота в любом её проявлении и т.д.).
Задание 2
Нарисуйте ( изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом « воля».
Ребята рисуют, объясняют:
- жирная точка (« Так надо – и точка!» );
-? и ! ( « Что, надо? Придётся!»)
- руки, сгибающие стальной прут ( « Воля – это сила!» ) и др.
Классный руководитель.
Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чём же заключалась мудрость7 в том, что они были сдержаны во всём: в мыслях, словах и поступках. Мудрость древних заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чём мы сегодня с вами и говорили. Эмоции – одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили ( сдержанность, умеренность), то, разумеется, всё отрицательное, что происходит в нашей жизни,( а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.
Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости.
Сейчас мы проведём с вами тест. Чем искренне вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своём поведении, когда вам придётся решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.
Тест « Самооценка стрессоустойчивости личности».
Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1-редко, 2-иногда, 3-часто.
- Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3
- Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. 1 2 3
- Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3
- Я бываю, настроен агрессивно. 1 2 3
- Я не терплю критики в свой адрес. 1 2 3
- Я бываю раздражителен. 1 2 3
- Я стараюсь быть лидером, где это возможно. 1 2 3
- Меня считают человеком напористым и настойчивым. 1 2 3
- Я страдаю бессонницей. 1 2 3
- Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3
- Я болезненно переживаю неприятности. 1 2 3
- У меня не хватает времени на отдых. 1 2 3
- У меня возникают конфликтные ситуации. 1 2 3
- Мне недостаёт уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3
- У меня не хватает времени для любимых дел. 1 2 3
- Я всё делаю быстро. 1 2 3
- Я испытываю страх за своё будущее. 1 2 3
- Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков. 1 2 3
Обработка результатов.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по следующей таблице:
Сумма баллов Уровень стрессоустойчивости
51-54 1-очень низкий
53-50 2- низкий
49-46 3- ниже среднего
45-42 4- чуть ниже среднего
41-38 5- средний
37-34 6- чуть выше среднего
33-30 7- выше среднего
29-26 8- высокий
25-18 9- очень высокий
Классный руководитель.
Процесс развития человека долгий и сложный. В его ходе формируются разные качества личности. Одно из качеств- воля. Оно сознательно направляется человеком на преодоление препятствий на пути достижения целей.
В большей степени всё зависит от уровня воспитанности человека и его умения преодолевать жизненные трудности и свои комплексы.
Людей , полностью довольных собой, не так много. Мы часто испытываем недовольство по тому или иному вопросу, случаю, событию или своему действию. Но некоторые очень сильно зацикливаются на своих комплексах. И стремятся снять чувство тревоги за свою « неполноценность» (я не такой, как все; у меня ничего не получается; жизнь отвернулась от меня и т.д) алкоголем, наркотиками, преступлениями.
А вы когда-нибудь задумывались серьёзно о том, чего вы стоите? У каждого из нас свои комплексы. А ваши? Выберите в каждом пункте предлагаемого теста ответ, который, как вы считаете , наиболее соответствует вашему состоянию. Подсчитайте сумму баллов и обдумайте результат.
Тест « Ваши комплексы»
1. Люди меня не понимают:
а) часто-0;
б) редко-3;
в) такого не бывает-5.
2. Чувствую себя « не в своей тарелке»:
а) редко-5;
б) всё зависит от ситуации-3;
в) очень часто-0.
3. Я оптимист:
а) да-5;
б) только в исключительных случаях-3;
в) нет-0.
4. Радоваться чему попало – это:
а) глупость – 0;
б) помогает пережить трудные минуты -3;
в) то, чему стоит научиться – 5.
5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие:
а) да - 0;
б) временами – 3;
в) это меня не трогает – 5.
6. У меня слишком много недостатков:
а) это правда - 0;
б) это не моё мнение – 3;
в) неправда – 5.
7. Жизнь прекрасна!
а) и это действительно так – 5;
б) слишком общее утверждение – 3;
в) вовсе нет-0.
8. Я чувствую себя не нужным:
а) часто – 0;
б) временами – 3;
в) редко – 5.
9. Мои поступки окружающим не понятны:
а) часто – 0;
б) иногда – 3;
в) очень редко – 5.
10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:
а) часто - 0;
б) иногда – 3;
в) очень редко -5.
11. У меня масса достоинств:
а) да -5;
б) кое-какие есть;
в) нет – 0.
12. Я пессимист:
а) да – 0;
б) в исключительных случаях – 3;
в) нет -5.
13. Как всякий думающий человек анализирую своё время:
а) часто – 0;
б) иногда – 3;
в) редко – 5.
14. Жизнь – грустная штука:
а) вообще, да – 0;
б) утверждение слишком общее – 3;
в) это не так – 5.
15. Смех – это здоровье:
а) банальное утверждение – 0;
б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях – 3;
в) вовсе нет – 5.
16. Люди меня недооценивают:
а) увы, это так – 0;
б) не придаю этому большое значение – 3;
в) вовсе нет – 5.
17. Сужу о других слишком строго:
а) часто – 0;
б) иногда – 3;
в) редко – 5.
18. После полосы неудач всегда приходит успех:
а) верю в это, хотя и знаю, что эта вера наивна – 5;
б) может и так, но научного подтверждения этому нет – 3;
в) не верю в это, потому что эта вера наивна – 0.
19. Веду себя агрессивно:
а) часто – 0,
б) иногда – 3;
в) редко – 5.
20. Бывает одиноко:
а) очень редко – 5;
б) иногда – 3;
в) редко – 0.
21. Люди недоброжелательны:
а) большинство – 0;
б) некоторые – 3;
в) вовсе нет – 0.
22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочется:
а) потому, что не знаю того, кому это удалось – 0;
б) иногда, это всё- таки удаётся – 3;
в) это не так, я - верю! – 5.
23. Требования, которые ставит передо мной жизнь, превышают мои возможности:
а) часто – 0,
б) иногда – 3;
в) редко – 5.
24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью:
а) я думаю, да – 0;
б) наверное, некоторые – 3;
в) я так не думаю – 5.
25. Когда я что-то, делаю или говорю, бывает, меня не понимают:
а) часто – 0;
б) иногда – 3;
в) очень редко – 5.
26. Я люблю людей:
а) да – 5;
б) утверждение слишком общее – 3;
в) нет – 0.
27. Случается, я сомневаюсь в собственных способностях:
а) часто – 0;
б) иногда – 3;
в) скорее редко – 5.
28. Я доволен собой:
а) часто – 5;
б) иногда – 3;
в) редко – 0.
29. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям:
а) да – 0;
б) не знаю – 3;
в) нет – 5.
30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:
а) да -5;
б) по-разному это бывает – 3;
в) нет – 0.
Подведение итогов:
0-40 баллов. К сожалению, вы человек закомплексованный. Чем меньше набрали баллов, тем больше у вас комплексов, и тем сильнее они затрудняют вам жизнь.
Более того – в изрядной мере вы сами несёте ответственность за такое положение.
О себе думаете в негативных категориях. « Зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках (а ведь они есть у каждого!). Постоянно боритесь с собой, а это только усугубляет ситуацию, осложняет отношения с людьми. Каждый порой бывает не в ладах с самим с собой, но это вовсе не трагедия. Попробуйте подумать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, положительного и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и окружающему миру.
41-80 баллов. У вас есть все возможности для того, чтобы самому прекрасно справляться со своими комплексами. В общем-то, они не очень мешают вам жить. Чем больше вы набрали баллов, тем меньше вы страдаете. Тревожит, пожалуй, только то, что временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки; вы лавируете, отступаете, любой ценой стремитесь уклониться от конфликта. Поэтому не всегда можете справиться с проблемами, когда они появляются. А появляться они будут, это неизбежно. Запомните: прятать голову в песок – дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведёт и может только на время разрядить обстановку. У вас хватит сил справиться с любыми проблемами. Смелее!
81-130 баллов. Вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Чем больше баллов, тем лучше. Вы оцениваете своё поведение и поступки людей взвешенно и объективно. Ваше ровное душевное состояние помогает вам преодолевать превратности судьбы. Вы никогда не опускаете рук и считаете, что безвыходных ситуаций не бывает. Не полагаетесь на счастливый случай и везение. Может, именно поэтому судьба к вам и благосклонна. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же в вашем обществе. Если кто-то утверждает обратное – не верьте: наверняка этот кто-то сам имеет массу комплексов. Вам же можно посоветовать одно – так держать!
131-150 баллов. Вы полагаете, что у вас совсем нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Лучше всё-таки знать свои сильные и слабые стороны и брать «быка за рога», когда этого требует ситуация, нежели просто повторять себе: у меня нет проблем, у меня всё о, кей. Придуманный вами мир и собственный образ, далеки от реальности. Это может стать причиной того, что ваша способность твёрдо стоять на земле в один прекрасный момент подведёт вас. Прислушайтесь к тому, что о вас говорят другие, позволяйте им говорить искренне. Может быть, услышите о себе что – то такое, что позволит вам оценивать себя более реально. Самообман вообще не безопасен, потому что, в конце концов, приведёт к ощущению постоянного беспокойства и напряжения. Это может стать причиной расстройства вашего здоровья, например головных болей. Хотя врачи будут говорить, что с медицинской точки зрения у вас всё в порядке. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того и существуют, чтобы с ними справляться или чтобы их любить. Вас хватит и на то и другое!
Итог.
Классный руководитель
« Воля и труд человека, дивные дива творят»,- утверждал Н.Некрасов. И нет оснований сомневаться в этом.
И в заключении послушайте стихотворение.
Я - сильный, умный, волевой,
И всё в порядке с головой,
И с моим телом, и душой.
Фонтан эмоций не приемлю,
Страшный порок во мне не дремлет.
Сдержан в поступках и словах,
А также в мыслях и делах.
Вы спросите, не скучно ли
Со мною всем водиться?
Отвечу- нет, а мой совет,
Уверен пригодиться
Всем тем, кто в жизни этой
От крайностей страдает,
И тем, кто не задумавшись,
Пороки примеряет.
Умом и волею пиши судьбу свою,
Как можно дольше ты останешься в строю.
Из года в год, из века в век-
Такую цель вот ставит человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся
Из опыта работы классного руководителя Евдаковой Л.Г. по теме «Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся»....
Сообщение на тему: «Создание классным руководителем оптимальных условий, для развития и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями».
laquo;... среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, важное место принадлежит музыке. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека».В.А. Сухомлински...
Роль классного руководителя в определении и развитии индивидуальной траектории обучающегося
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возло...
Классный час Мы можем развиваться! Развитие креативности
Мы можем развиваться!Развитие креативности...
Классный час в 5 классе. Развитие внимания
Психологический классный час в 5 классеКлассный час на тему «Мой помощник – внимание»,5 класс...
«Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности»
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. «Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, ...