Классный час "Воспитанный ли вы ребенок"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Маматкулова Гульназ Гамировна

Конспект классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Воспитанный ли вы ребенок?»

Цели и задачи: формирование культурного поведения в семье; воспитание чувства   сопереживания; формирование самостоятельности в решении семейных проблем.

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность.

Средства воспитательного воздействия: красочно оформленные сочинения о мамах (с фотографиями).

План

  1. Вводная часть.
  2. Что я могу сделать для своей семьи? (работа в малых группах).
  3. Анкетирование «Воспитанный ли вы сын / дочь?»
  4. Составление свода правил поведения в семье (работа в малых группах).
  5. Заключительная часть. Подведение итогов классного часа.

  1. Вводная часть.

Учащимися класса инсценируются две ситуации с одними и теми же героями, в одной из которых вечер в семье испорчен из-за нежелания детей взять на себя часть обязанностей по дому и возникновения конфликта на этой почве, а в другой - вечер проходит прекрасно в связи с тем, что каждый член семьи умеет сопереживать другому, знает круг своих обязанностей и ответственно подходит к их выполнению.

Ребятам предлагается поразмышлять над обеими ситуациями и сделать вывод о том, что же такое сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность. (сценарий ситуаций прилагается).

  1. Работа учащихся в группах (4 группы)

Ребятам предлагается 4 ситуации, рассмотрев которые, они должны постараться ответить на вопрос: что надо сделать детям в семье, чтобы в ней были мир и покой?

Послушайте рассказы родителей:

а) Пока ребята малы, они привыкают, что о них заботятся. Но те, кто постарше, могли бы уже понимать, что и взрослые нуждаются в заботе. Когда Зина сдавала экзамены в девятом классе, я освободила ее от всех домашних дел и помогала как могла. Даже билеты переписывала. А потом мы на работе заканчивали проект. Я приходила в 8 часов вечера. Голова болит. Да еще и домой брала чертежи. Хоть бы раз догадалась мне помочь.

б) Мои ребята, в общем-то, все делают: полы моют, в магазин ходят, белье в прачечную сдают. Но иногда им приходиться чуть ли не по 20 раз напоминать: «Вадик, сходи за сахаром», «Лена, пора убирать». Бывает, до того надоест, что лучше бы сама сделала. Да только времени не хватает. Если бы не это, жили бы мы очень дружно и счастливо.

в) Мы с женой долго мечтали о сыне. Наконец, появился у нас Сережа. Думали, будем друзьями. Никаких наказаний, нотаций и представить не могли. Самое тяжелое для меня дело – ругать сына. Обидно, что отношения у нас чаще бывают испорчены из-за пустяков: невоспитанный он человек, не любит порядка. Портфель прямо в коридоре валяется, вечно мать об него спотыкается или о коньки ногу царапает. Кеды мокрые снял – и на полку, завтра на игру идти – не в чем. Апельсин ест – кожура на журнальном столике. Уроки делает – все тетради по комнате разбросаны. Взял бы себя в руки, приучился к порядку – и лучше сына нам не надо.

г) Я старый человек, болею часто. Как давление поднимется, в ушах шум, голова болит, плохо мне. Приму таблетку да полежу тихонько час-другой, мне и полегче. Только разве полежишь при моих-то внуках! Они говорить нормальным голосом не могут, кричат, как в лесу, и без конца у них какие-то глупые споры: «Дай!» - «Не дам!» - «Получишь!» - «Сам получишь!» - «От кого?» - «От меня!» - «Я от тебя?» - «Ты от меня!» - «Может, наоборот» - «Посмотрим!»

И так целый день. Умываться идут – спорят, постели убирают – спорят. А мне иногда так худо, что «скорую» вызывать приходится.

Весь класс размышляет над вопросами:

  1. в какой мере отношения, покой, порядок, радость в семье зависят от детей?
  2. какие «мелочи» могут создать настроение в семье?

  1. Проведение анкеты «Воспитанный ли вы сын / дочь?»

(дети на листочках ставят «+» за ответ «да» и «-» за ответ «нет»)

  1. если тебе приходится неожиданно задержаться где-нибудь или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)?
  2. бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка и т.д.), а тебя отправляют куда-нибудь, чтоб «не крутился под ногами»?
  3. вспомни свою комнату в данный момент. Нет ли в ней вещей, которые лежат не на месте?
  4. можешь ли ты сразу назвать дни рождения родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
  5. случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
  6. известно ли тебе, какая вещь срочно нужна матери и отцу и когда они собираются приобрести ее?
  7. мама угощает тебя чем-то вкусным. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым, а может, ты веришь, что взрослые не любят сладости?
  8. у родителей выдался свободный вечер. Они куда-то собираются. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
  9. у вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе о том, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым и не вмешиваться в разговор?
  10. стесняешься ли ты дома или в гостях подать маме пальто?

Ключ к анкете

Если ты не очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны стоять такие: + - - + + + + - - -

Если картина получилась прямо противоположная, стоит задуматься всерьез, каким ты растешь человеком. Если есть некоторые несовпадения, не огорчайся – дело можно поправить.

  1. Работа по группам над сводом правил.

 - давайте попробуем выработать в группах хотя бы небольшой свод правил поведения в семье.

Вот некоторые из правил, разработанные ребятами:

  1. Быть внимательным к членам семьи
  2. Ответственно относится к своим обязанностям
  3. Считаться с интересами всех членов семьи.

  1. Рефлексия

Поделимся впечатлениями:

а) поднимите руку, кому понравился наш сегодняшний разговор?

б) какие выводы для себя сделал каждый из вас благодаря классному часу?

Выводы:

     Сегодня, я надеюсь, каждый из вас, возвращаясь из школы, подумает, какой приятный сюрприз он может приподнести маме: вычистить чайник, убрать у себя в комнате, приготовить вкусное блюдо, похвалиться отличными отметками и т.п. И не забудьте посмотреть, какие будут у мамы глаза, когда она увидит ваш сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правам ребенка

Разработка включает в себя знакомство детей с конвенцией о правах детей, и примеры различных ситуаций с нарушением прав детей, которые обсуждаются на классном часе, кроссворд с основными правами детей...

классный час "Кто я? Ребенок или взрослый?"

Классный час помогает ребятам разобраться насколько они взрослые, в ходе него применяются игры -активаторы, что вносит в классный час характер непринужденного разговора....

Классный час «Семья глазами ребенка»

Семья - это начало всех начал для ребенка. Зачастую ему нужно помочь сформировать добрые отношения с родными, потому что от семейного климата зависит его поведение и то, каким человеком он станет в бу...

классный час по правам ребенка

материалы к классному часу по правам ребенка, конвенция по правам ребенка...

Диагностический инструментарий. Анкета для родителей и классного руководителя "Критерии агрессивного ребенка".

Анкета для родителей и классного руководителя "Критерии агрессивного ребенка" предназначена для обследования детей младшего школьного возраста (1 класс) состоит из 20 вопросов, на которые взрослый отв...

Конспект классного часа "Право быть ребенком"

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни...

Классный час о правах ребенка.

Данный материал предназначен классным руководителям для использования на классных часах....