Классный час "Воспитанный ли вы ребенок"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
«Воспитанный ли вы ребенок?»
Цели и задачи: формирование культурного поведения в семье; воспитание чувства сопереживания; формирование самостоятельности в решении семейных проблем.
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность.
Средства воспитательного воздействия: красочно оформленные сочинения о мамах (с фотографиями).
План
- Вводная часть.
- Что я могу сделать для своей семьи? (работа в малых группах).
- Анкетирование «Воспитанный ли вы сын / дочь?»
- Составление свода правил поведения в семье (работа в малых группах).
- Заключительная часть. Подведение итогов классного часа.
- Вводная часть.
Учащимися класса инсценируются две ситуации с одними и теми же героями, в одной из которых вечер в семье испорчен из-за нежелания детей взять на себя часть обязанностей по дому и возникновения конфликта на этой почве, а в другой - вечер проходит прекрасно в связи с тем, что каждый член семьи умеет сопереживать другому, знает круг своих обязанностей и ответственно подходит к их выполнению.
Ребятам предлагается поразмышлять над обеими ситуациями и сделать вывод о том, что же такое сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность. (сценарий ситуаций прилагается).
- Работа учащихся в группах (4 группы)
Ребятам предлагается 4 ситуации, рассмотрев которые, они должны постараться ответить на вопрос: что надо сделать детям в семье, чтобы в ней были мир и покой?
Послушайте рассказы родителей:
а) Пока ребята малы, они привыкают, что о них заботятся. Но те, кто постарше, могли бы уже понимать, что и взрослые нуждаются в заботе. Когда Зина сдавала экзамены в девятом классе, я освободила ее от всех домашних дел и помогала как могла. Даже билеты переписывала. А потом мы на работе заканчивали проект. Я приходила в 8 часов вечера. Голова болит. Да еще и домой брала чертежи. Хоть бы раз догадалась мне помочь.
б) Мои ребята, в общем-то, все делают: полы моют, в магазин ходят, белье в прачечную сдают. Но иногда им приходиться чуть ли не по 20 раз напоминать: «Вадик, сходи за сахаром», «Лена, пора убирать». Бывает, до того надоест, что лучше бы сама сделала. Да только времени не хватает. Если бы не это, жили бы мы очень дружно и счастливо.
в) Мы с женой долго мечтали о сыне. Наконец, появился у нас Сережа. Думали, будем друзьями. Никаких наказаний, нотаций и представить не могли. Самое тяжелое для меня дело – ругать сына. Обидно, что отношения у нас чаще бывают испорчены из-за пустяков: невоспитанный он человек, не любит порядка. Портфель прямо в коридоре валяется, вечно мать об него спотыкается или о коньки ногу царапает. Кеды мокрые снял – и на полку, завтра на игру идти – не в чем. Апельсин ест – кожура на журнальном столике. Уроки делает – все тетради по комнате разбросаны. Взял бы себя в руки, приучился к порядку – и лучше сына нам не надо.
г) Я старый человек, болею часто. Как давление поднимется, в ушах шум, голова болит, плохо мне. Приму таблетку да полежу тихонько час-другой, мне и полегче. Только разве полежишь при моих-то внуках! Они говорить нормальным голосом не могут, кричат, как в лесу, и без конца у них какие-то глупые споры: «Дай!» - «Не дам!» - «Получишь!» - «Сам получишь!» - «От кого?» - «От меня!» - «Я от тебя?» - «Ты от меня!» - «Может, наоборот» - «Посмотрим!»
И так целый день. Умываться идут – спорят, постели убирают – спорят. А мне иногда так худо, что «скорую» вызывать приходится.
Весь класс размышляет над вопросами:
- в какой мере отношения, покой, порядок, радость в семье зависят от детей?
- какие «мелочи» могут создать настроение в семье?
- Проведение анкеты «Воспитанный ли вы сын / дочь?»
(дети на листочках ставят «+» за ответ «да» и «-» за ответ «нет»)
- если тебе приходится неожиданно задержаться где-нибудь или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)?
- бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка и т.д.), а тебя отправляют куда-нибудь, чтоб «не крутился под ногами»?
- вспомни свою комнату в данный момент. Нет ли в ней вещей, которые лежат не на месте?
- можешь ли ты сразу назвать дни рождения родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
- случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
- известно ли тебе, какая вещь срочно нужна матери и отцу и когда они собираются приобрести ее?
- мама угощает тебя чем-то вкусным. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым, а может, ты веришь, что взрослые не любят сладости?
- у родителей выдался свободный вечер. Они куда-то собираются. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
- у вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе о том, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым и не вмешиваться в разговор?
- стесняешься ли ты дома или в гостях подать маме пальто?
Ключ к анкете
Если ты не очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны стоять такие: + - - + + + + - - -
Если картина получилась прямо противоположная, стоит задуматься всерьез, каким ты растешь человеком. Если есть некоторые несовпадения, не огорчайся – дело можно поправить.
- Работа по группам над сводом правил.
- давайте попробуем выработать в группах хотя бы небольшой свод правил поведения в семье.
Вот некоторые из правил, разработанные ребятами:
- Быть внимательным к членам семьи
- Ответственно относится к своим обязанностям
- Считаться с интересами всех членов семьи.
- Рефлексия
Поделимся впечатлениями:
а) поднимите руку, кому понравился наш сегодняшний разговор?
б) какие выводы для себя сделал каждый из вас благодаря классному часу?
Выводы:
Сегодня, я надеюсь, каждый из вас, возвращаясь из школы, подумает, какой приятный сюрприз он может приподнести маме: вычистить чайник, убрать у себя в комнате, приготовить вкусное блюдо, похвалиться отличными отметками и т.п. И не забудьте посмотреть, какие будут у мамы глаза, когда она увидит ваш сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по правам ребенка
Разработка включает в себя знакомство детей с конвенцией о правах детей, и примеры различных ситуаций с нарушением прав детей, которые обсуждаются на классном часе, кроссворд с основными правами детей...
классный час "Кто я? Ребенок или взрослый?"
Классный час помогает ребятам разобраться насколько они взрослые, в ходе него применяются игры -активаторы, что вносит в классный час характер непринужденного разговора....
Классный час «Семья глазами ребенка»
Семья - это начало всех начал для ребенка. Зачастую ему нужно помочь сформировать добрые отношения с родными, потому что от семейного климата зависит его поведение и то, каким человеком он станет в бу...
классный час по правам ребенка
материалы к классному часу по правам ребенка, конвенция по правам ребенка...
Диагностический инструментарий. Анкета для родителей и классного руководителя "Критерии агрессивного ребенка".
Анкета для родителей и классного руководителя "Критерии агрессивного ребенка" предназначена для обследования детей младшего школьного возраста (1 класс) состоит из 20 вопросов, на которые взрослый отв...
Конспект классного часа "Право быть ребенком"
Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни...
Классный час о правах ребенка.
Данный материал предназначен классным руководителям для использования на классных часах....