Классный час по правам ребенка
методическая разработка (6 класс) по теме

Данилова Мария Петровна

Разработка включает в себя знакомство детей с конвенцией о правах детей, и примеры различных ситуаций с нарушением прав детей, которые обсуждаются на классном часе, кроссворд с основными правами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_po_pravam_rebenka.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:  

  1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
  2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Форма: Беседа с элементами дискуссии.

Эпиграф классного часа:

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка.

Ф.М. Достоевский

Материалы и оборудование: Конвенция о правах ребенка, карточки с ситуациями, ватман с кроссвордом.

Ход мероприятия

Учитель. Зачитываю эпиграф классного часа.

   Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой мыслью.

   В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

   Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегает 50 тыс. детей. 60% сирот, достигшие трех лет, попадают в спец интернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.

   Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка.

   Так 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН. В России она вступила в силу 1 октября 1990 г. Конвенция имеет 54 статьи. Конвенция включает в себя группы:

  1. Основные права – на жизнь, на имя;
  2. Обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
  3. Свободное развитие личности (свобода мысли, совести, религии);
  4. Здоровья детей (право на медицинское обслуживание);
  5. Образование детей и их культурное развитие;
  6. Защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Но, тем не менее, все чаще права ребенка нарушаются, растет детская преступность…

   А случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав? (у каждого ребенка на руках выдержки из Конвенции).

   Дети высказывают сои мнения.

   Учитель. Я предлагаю вам разделиться на четыре группы, и, проанализировав ситуацию, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребенка? Какие? Оцените действия. (Карточки с ситуациями см. Приложение 1)

   Учитель. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка. (Кроссворд и вопросы см. Приложение 2)

В заключении я предлагаю вам высказать свое мнение:

  1. Для чего нужна Конвенция?
  2. Зачем ребенка знать свои права?
  3. Что делать, если ваши права нарушены?

Учащиеся отвечают на вопросы.

  Учитель. Впереди у нас большая работа по претворению в жизнь положений Конвенции о правах ребенка. Надо при этом почаще вспоминать, что основной смысл этого документа можно выразить так: «Надо проявлять как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!»

Приложения

Приложение 1

Ситуация 1.

   В лютый мороз ребенка не пустили в школу из– за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как у него дома никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.

Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?

Ситуация 2.

   Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, они списывают. И поэтому сказала, что она будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».

Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Кто прав?

Ситуация 3.

   Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это их ребенок, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

Ситуация 4.

   Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.

Приложение 2

Кроссворд.

По вертикали:

  1. Согласно ст. 29 конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…
  2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и …
  1. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?
  2. Право ребенка, на что закреплено в ст. 28 Конвенции?
  1. Неотъемлемое право ребенка, на что закреплено в ст. 6 Конвенции?

По горизонтали:

  1. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка?
  2. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства – участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе».
  1. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (Каким?)
  1. Согласно ст. 18 Конвенции государства принимают все необходимые меры, с целью зашиты ребенка от всех форм физического и …(какого?) насилия.
  2.  Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию по правам ребенка?

Ответ:

По вертикали: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь.

По горизонтали: 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.

        

По вертикали:

  1. Согласно ст. 29 конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…
  2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и …
  1. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?
  2. Право ребенка, на что закреплено в ст. 28 Конвенции?
  1. Неотъемлемое право ребенка, на что закреплено в ст. 6 Конвенции?

По горизонтали:

  1. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка?
  2. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства – участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе».
  1. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (Каким?)
  1. Согласно ст. 18 Конвенции государства принимают все необходимые меры, с целью зашиты ребенка от всех форм физического и …(какого?) насилия.
  2.  Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию по правам ребенка?

Ситуация 1.

   В лютый мороз ребенка не пустили в школу из– за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как у него дома никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.

Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?

Ситуация 2.

   Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это их ребенок, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

Ситуация 3.

   Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Права ребенка"

Презентация к классному часу "Права ребенка"...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

классный час по правам ребенка

материалы к классному часу по правам ребенка, конвенция по правам ребенка...

"Я и мои права" Классный час для учеников 5 «а» класса МБОУ СОШ №3 в рамках Всемирного дня прав ребенка. Владикавказ, 2014 год

Ребенок имеет право на семью.Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей....

Классный час «Права ребенка – это ваши права»

На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую...

Классный час о правах ребенка.

Данный материал предназначен классным руководителям для использования на классных часах....

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...