Организация воспитательного процесса при переходе в основную школу
методическая разработка (5 класс) по теме

Дзикун Татьяна Анатольевна

В материале рассматривается система работы классного руководителя по изучению нового классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация воспитательного процесса при переходе в основную школу

Дзикун Т.А.,

классный руководитель 6б класса

      Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

    Воспитание – взаимодействие взрослых и детей, старших и младших по реализации совместных планов по поиску жизненных ценностей. Задача школы – выработать способы взаимодействия, правила общения. Только совместная выработка нравственных ценностей составляет суть воспитания.

        Что делает школу родным домом? Три фактора:

- дружба с ровесниками и учителями

- исполнение личностных желаний

- собственная значимость

       Для того чтобы школа стала родным домом классный руководитель должен приложить немало усилий. Он – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и социума. В процессе взаимодействия с учащимися и их родителями классный руководитель решает несколько типов задач.

- социальные (защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение его в систему соц.связей)

- воспитательные (ориентация детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизации нравственных норм в реальной жизни)

- процессуальные (выбор эффективных средств планирования работы с классом)

- диагностические (правильная организация системы воспитания)

  Переход из начальной школы в среднюю связан у 5-классников со многими трудностями, но сегодня мне бы хотелось поговорить о трудностях, с которыми сталкиваемся мы, классные руководители, когда берем новый класс.

   Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.

  Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

- наблюдение

- опросники

- сочинения

- анкеты

- графические и рисуночные темы  

Все они помогают решить следующие педагогические задачи

- изучение общих и специальных способностей класса

- изучение личностных качеств учащихся класса

- изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе

- учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел

- отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

  В 2010 году я вновь стала руководителем 5 класса. В нашей школе давно работает программа адаптации учащихся, и мы тесно сотрудничаем с учителями начальной школы по вопросам преемственности. Тем не менее, диагностические методики помогают понять, как лучше решить вышеперечисленные задачи.

  Я почему-то больше тяготею к графическим и рисуночным темам, хотя часто в работе использую анкеты и опросники. Вашему вниманию я хочу предложить несколько конкретных диагностик.

Для изучения уровня взаимоотношений учащихся в коллективе

Микропрактикум «Мой класс».

(Для учащихся 5 классов)

   Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса.

Ребята! На этом рисунке схематично представлен ваш класс. За столом сидит учитель, занятый своим делом, ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и первую букву фамилии .Затем отметьте тоже крестиком на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и первую букву фамилии .

   На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов:

-решение задачи у доски;

-совместное чтение книги;

-вопросы, задаваемые учителю (в паре).

В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельство-вать об адекватности социально – психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов.

  1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
  2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
  3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принима-емым учителем.
  4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Диагностическая методика «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек – 5.  можно одну ступеньку определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Для изучения личностных качеств учащихся класса существует очень много методик. Например  «Ранжирование нравственных понятий»

Задача: проранжируйте понятия по степени личной значимости:

семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благососто-яние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.

После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

Для изучения семей учащихся

    Интересные результаты дают рисуночные тесты, которые можно предложить и детям и родителям, а потом сравнить. Например «Выходной день в моей семье»

Детям предлагается нарисовать круги, куда будут помещены предметы и занятия всех членов семьи

Мама

книга

кухня

 

Папа

телевизор

диван

Я компьютер

друзья

Предложенные выше методики дают результат, если классный руководитель будет внимателен при анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке данных, будет использовать полученные результаты неформально. Их использование может

сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей.

В заключение хотелось бы сказать, что, работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

  1. содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат
  2. диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  3. результаты не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к делам класса.
  4. по результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы в планирование воспитательной работы в классе.
  5. любые результаты должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
  6. необходимость диагностики должна учащимся разъясняться.

Задача педагога при этом  не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса при переходе на ФГОС

Описание необходимых условий образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Учащиеся внимательно читают каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбирают для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действит...

Анализ   организации учебно-воспитательного процесса в экспериментальном  классе  МБОУ Школы №105   г.о. Самара за 2012-2016 гг.

Из выступления на пленарной части районного методического дня "Особенности организации учебно-воспитательного процесса как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов"....

Анализ результатов адаптации при организации воспитательного процесса.процесса социально – педагогической

В начале года меня назначили классным руководителем 5 класса,  в котором 46% учащихся мигрантов. Необходимо было создать все условия для адаптации учащихся.. Дети были не активны, замкнуты,...

«Направления организации воспитательного процесса» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»

              Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта ...