ИГРA-ТЕЛЕПЕРЕДАЧA «ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»
классный час (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»
Задачи:
- выявление склонностей учащихся к различным видам человеческой деятельности;
- знакомство учащихся с миром профессий;
- помощь ученикам в профессиональном самоопределении;
- развитие организаторских, исполнительских и управленческих умений школьников, развитие их навыков коммуникативного общения.
Подготовка
- Определение совместно с активом класса темы и формы проведения мероприятия, составление его программы.
- Проведение инициативной группой учащихся опроса одноклассников на тему «Мир профессий».
- Изучение профессиональных предпочтений учащихся через анкетирование.
- Организация творческой группы по подготовке и проведению игры в форме телепередачи.
- Создание профессионально ориентированных групп учащихся (по результатам диагностики) для подготовки ими презентаций типов профессий.
- Подготовка оформления кабинета.
- Приглашение родителей .
Распределение ролей:
в творческой группе по подготовке и проведению игры:
- журналисты;
- ведущие программы;
- психолог
- режиссеры и сценаристы игры;
- социолог
- поэт
- художники-оформители;
в профессионально-ориентированных группах по типам профессий:
- артисты;
и другие, по необходимости.
Оформление: ручки, карандаши, бланки опросников, телевизионные заставки рубрик, плакаты с высказываниями о труде и профессиях, выставка книг, публикаций, агитационных материалов высших учебных заведений города и страны. Комментарий к формированию групп по типам профессий. Предварительное диагностирование учащихся по склонности к тому или иному типу профессии. Ребятам необходимо было собрать информацию о данном типе профессии.
Сценарное решение
Самый несчастный из людей тот,
для которого в мире не оказалось работы.
Томас Карлейл
Если корабль не знает,
к какой пристани он держит путь,
то никакой ветер не будет ему попутным.
Сенека
1-й ведущий. Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире программа «Человек и профессия» и мы, её постоянные ведущие ...
2-й ведущий. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 1 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них спустя некоторое время возвращаются обратно на прежнее место работы! Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может быть, надо сознательно готовить себя к будущей» профессиональной деятельности? Как правильно выбрать ту единственную, свою профессию, которая бы соответствовала интересами темпераменту, характеру, чтобы она полностью устраивала, и её избрание позволило приносить пользу обществу?
1-й ведущий. Об этом и многом другом пойдёт речь в нашей передаче «Человек и профессия».
Звучит музыкальная заставка. Звукорежиссёр заранее записывает на магнитофон музыку, которая сопровождает короткие паузы между переходами в игре.
2-й ведущий. Традиционно наша передача открывается рубрикой новостей «Свежие профиновости». Сегодня её представляет специальный корреспондент ... Она получила от редакции задание провести опрос среди учащихся на тему «Мир профессий». О том, какие результаты она получила, мы сейчас и узнаем.
Ведущий рубрики «Свежие профиновости». В коридорах школы на переменах было многолюдно и немного шумно, но мне все-таки удалось провести опрос. Результаты проведённого опроса оказались очень интересными, они удивили и озадачили. На вопрос: «Кем вы хотите стать?» - получены следующие ответы:
- менеджером - 1
- шофёром - 1
- дизайнером - 3
- учителем - 3
- Инженер -2
- Офицер- 1
- Повар – 2
- Геолог – 1
- Ветеринар – 3
- Кинолог 1
- Врач -4
- Полицейский -1
- Журналист – 1
Нас интересовало, какие профессии ребята считают профессиями XXI века. Результаты впечатляют! Менеджмент, психолог, электрик, стилист, бизнесмен, космонавт, учитель, аудитор, юрист, банкир, прокурор, врач, юрист. К числу профессий, уходящих в небытие, ребята отнесли профессии сварщики, трубочиста, служанки, учитель, и другие.
Сегодня мы поговорим о выборе профессии. Но вести с вами разговор я решила не одна. К нам на встречу пришли - Поэт, Психолог и Социолог, поприветствуем их.
В класс входят учащиеся-докладчики, играющие роли Поэта, Психолога и Социолога. В классе стол, на котором таблички, указывающие места, определенные для Поэта, Социолога, Психолога и Педагога. Участникам игрового диалога можно сделать «бейджики» с названием соответствующей роли. Гости рассаживаются за столом.
Поэт. Я часто думаю, как всё-таки несвободны наши дети! Буквально с пелёнок, с самого рождения они попадают в жизненную кабалу!
Учитель. С одной стороны, я совершенно с вами согласна, но с другой - я твердо уверена, что любому ребёнку необходимы надзор, опека со стороны взрослых. Если ему предоставить полную свободу, не каждый сможет с ней справиться в сложном жизненном водовороте, и он может просто погибнуть!
Поэт, Да, конечно, но с раннего детства ребёнок закован в тиски постоянных «нельзя», «надо», «должен», «обязан». Ребёнок попадает в жестокий конфликт между личностью и обществом.
Социолог. Можно сказать еще шире. Не просто обществом, но цивилизацией, культурой.
Ребёнок становится зависимым от многих составляющих общественного устройства. Ему трудно понять, что сложно быть в обществе, но без него существование человека невозможно.
Психолог. Да, многие общественные структуры неизбежно в чём-то ограничивают личность, в противном случае они просто не смогут существовать. Однако не всякая личность выдерживает эти ограничения. Именно этот основной конфликт создаёт больше всего проблем психиатрам, а также невропатологам, психоневрологам.
Поэт. На мой взгляд, эти ограничения, часто являясь несправедливыми, сами вредят обществу, которое возвело их в ранг необходимости.
Психолог. Правильно, нет ничего столь совершенного, что нельзя было бы улучшить. Но самое главное - надо понять: в обществе человек страдает, но и без общества он погибает.
Социолог. И на ограничение своей свободы надо идти сознательно.
Учитель. И опять «надо»! Давайте же послушаем, что об этом говорят сами ребята, ставшие перед выбором, что дальше. Эту сценку они сыграют в стиле шуточных рассказов Михаила Зощенко.
«Свободу личности!»
(ролевой диалог)
Действующие лица:
Учащиеся XX века Вася Говорухин
Коля Петушков - его друг с детского сада и ныне одноклассник
Вася Говорухин лежит на диване. Около него сидит его друг Коля Петушков.
Вася. Мне тут на днях 15 лет стукнуло. До чего же, я говорю, время летит! Прямо жить не успеваешь. Только родился, только твердо обеими ногами на четвереньки встал - волокут тебя в ясли, кашу из общего котла подгорелую лопать.
Коля. И то правда, не успел ту кашу распробовать, как топай в детский сад, парами ходить, песни хором распевать и под фортепьяно вприсядку танцевать. Ужас!
Вася. А у меня, Коля, может, сызмальства душа к свободе рвалась. Только, дляпримеру, лягушку поймаю или червяка откопаю - воспитательница кричит: «Зачем в грязь лезешь! Ты опять строй нарушил! Рыжий индивидуалист-коллектив изнутри подрываешь!» Помнишь?
Коля. И то правда, волокут нас в этот коллектив, где всю жизнь Аньку Пчёлкину за липкую руку держи, хотя мне за лягушку и то приятнее взяться было.
Вася. Да, друг, не успел оглянуться - школьные годы ударили. Да чего мне об этом тебе рассказывать, сам знаешь, через эти испытания вместе прошли...
Коля. Да, человек - не блоха, ко всему привыкнуть может.
Вася. Я за эти девять лет тоже почти свыкся, уже и дёргаться перестал. И сижу тихо. А душа моя тем не менее страдает и наружу рвётся.
Коля. Сплошная несообразность...
Вася. Вот уже девятый год обучения завершился. Экзамены... На дворе весна. Травка зеленеет. Почки развиваются.
Коля. Опять же, воздух такой сумасшедший. Птички, я извиняюсь, чирикают. Жизнь бурлит. И об учёбе прямо думать неохота.
Вася. А куда деваться, если тебя опять поволокут за парту в 10-й класс!
Коля. Тут ты не прав, друг. Щас можно только девять классов закончить, а там хошь - дальше учись, а не хошь - иди куда хошь!
Вася. А куда я хочу, мне себя спрашивать не приходится.
Коля. А родительского совета спросил всё-таки?
Вася. Да спросил. Что, говорю, граждане родители, не будет ли каких-либо пожеланий или напутствий для начинающего новую жизнь? Ну, родители, конечно, тут и стараются мне напутствий сделать. Говорухин-старший, отец мой, так мне возражает: «Я, - говорит, -ветеран труда. Тебя растил. А не желаете ли сын, после 11-го класса в вуз?»
Сдержался я на эту грубость, только говорю: «Я на вас прямо удивляюсь. Родной сын, можно сказать, свободным гражданином только себя осознал. Это же немыслимо так зажимать свободную личность!»
Коля. Так и сказал? А отец что?
Вася. А отец говорит: «Я в своих облачных фантазиях видел вас, товарищ сын, крупным спецом. И мне смертельно обидно наблюдать такое непочтенное отношение к дипломному образованию».
Коля. А мамаша как отреагировала?
Вася. Мамаша, гражданка Говорухина, тоже сильно расстраивается, валерианку литрами изводит, говорит: «Я не для того в муках рожала, чтобы родное дитятко в вузе здоровье гробило. Да к тому же от диплома никакой материальной пользы нет, одни убытки и расход психических клеток. Пущай сынок лучше трудовую жизнь помаленьку начинает. Пущай Иваныч на своей фирме его делу научит. И может, он в скором времени будет всю семью кормить и одевать во все не наше».
Коля. А ты что мамаше ответил?
Вася. Я на это мамаше говорю: «Вы меня, мамаша, за кого-то другого принимаете, хоть и в муках меня рожали. Да я, может, тот самый человек, который ради своих идеалов ни перед чем не остановится и вообще способен пожертвовать своим материальным благосостоянием. И даже не только своим. А вы его хотите с малолетства на тяжелых работах сгубить? А может, и вообще в тюрьму засадить с вашим пройдохой, Иванычем?! А только я на это дать своего полного согласия не могу. Даешь свободу!»
Коля. И что дальше?
Вася. Да так и не договорились. А меж тем лето заканчивается. Осень подступает. Травка желтеет. Дождик, гляди заморосит вовсю. Птички коллективом собираются, митингуют насчет южных стран. А я пока так хожу. Свободой наслаждаюсь. Как-никак долго ждал, ну а теперь и огрёб лопатой. Даже малость надоело. И главное, ни в ком сочувствия не наблюдается. Заладили: или работай, или учись. Ну ровно сговорились все.
Коля. А послушайся их, значит, прощай, свобода! За что, я говорю, боролись?
Вася. Это даже прямо думать об этом неинтересно. А не думать нельзя. Недаром многие учёные считают, что человек - думающее животное. И это очень даже возможно, дорогие граждане.
Поэт. Итак, мы услышали, я бы сказал, крик души нашего измученного мыслями о свободе личности и выборе жизненного пути выпускника 9-го класса.
Учитель. Давайте послушаем рассуждения юношей XIX столетия о выборе профессии.
Наш разбег в XXI век
Действующие лица:
Ирина
Андрей
Олег
Андрей. В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия, стоят перед главным выбором - выбором профессии.
Олег. Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!
Ирина. Хотим поделиться с вами не опытом, его еще не так много, а установочными правилами, которые, быть может, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.
Андрей. Правило № 1. «Надо уметь мечтать!»
Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.
Олег. Правило № 2.«Умейте быстро выбирать».
Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться - наш век стремительных скоростей и быстрых решений.
Ирина. Правило № 3. «Только вперед»
Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.
Андрей. Правило № 4. «Ты - главный».
Слушайте только себя. Ищите «фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.
Олег. Правило № 5. «Скажите "Нет!" своим страхам».
Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой и коварный, алчный, жадный и трусливый, подлый, слабый и ленивый, и самый сильный. Как извести его? Изобрети себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя, не поднимешься на пик намеченной вершины.
Ирина. Правило № 6. «Постоянно думать».
«Что я смогу сегодня сделать реально?», «Что я могу?» - эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.Как можно побеждать подобных себе, за счет каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить - живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией. Звёзды притягивают звезды, к неудачникам тянутся неудачники. Всё что вокруг, достойно нас, и мы в нём, как в зеркале, отражаемся, потому что всё, что вокруг, - это мы.
1-й ведущий. Спасибо. А мы продолжаем передачу. Не все знакомы с новыми профессиями, пользующимися в настоящее время большим спросом на рынке труда. Чтобы познакомить вас с ними, мы пригласили к нам в студию их представителей. Знакомьтесь...
Представляются новые участники передачи. Это ребята, которые заранее готовили сообщение о профессии.
Итак, мы предоставляем первое слово человеку, чья профессия связана с финансами. А вы, уважаемые телезрители, можете позвонить к нам в студию и задать свои вопросы. Наши операторы запишут их и передадут в студию.
Ребята класса могут записать свои вопросы на листочке и передать их в «студию».
Аудитор. Уважаемые друзья, я представляю вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах мира все компании, от самых меленьких до транснациональных, должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчетной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.
1-й ведущий. Мы продолжаем нашу встречу, и я представляю вам сестру-геронтолога.
Сестра-геронтолог. Я представляю профессию геронтолога. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро, увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебные и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни, умеющей оказать помощь и поддержать пожилого человека, - это реальный выход во многих случаях. И потому профессия сестры-геронтолога получает все больше признания в обществе.
2-й ведущий. А мы продолжаем нашу встречу, и я представляю вам врача-радиолога.
Врач-радиолог. Моя профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путем специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования: рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и другой техники. Эти средства становятся все более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объем информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.
2-й ведущий. Спасибо за интересную информацию. Надеемся, что у наших телезрителей остаётся всё меньше и меньше сомнений в том, какую профессию они выберут.
Встреча с мамой одного из школьника.
1-й ведущий. А сейчас предоставим слово Гречанниковой Людмиле Викторовне она расскажет о выборе своей профессии.
Вопросы для родителя:
- Как была выбрана вами профессия?
- Что вам нравится и не нравится в вашей работе?
- Хотели ли вы сменить профессию?
- Сколько лет вы работаете на этой должности?
1-й ведущий. Спасибо. Наша передача подходит к концу. Сегодня мы решили провести опрос наших слушателей.
Один из ведущих обходит аудиторию и задает вопросы. Например:
- Кем вы хотите стать в будущем?
- Как вы готовитесь к выбранной профессии?
- Есть ли у вас резервный вариант выбора?
- Что может помешать вам в достижении цели?
- Одобряют ли родители ваш выбор?
2-й ведущий. Таким образом, выбор профессии - это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по её внешним проявлениям, без учёта её внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств - это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.
Готовых решений ни для кого нет. Каждый человек - не столько представитель какого-либо «вида» или «типа», сколько он сам.
Если вы задаёте себе вопрос о выборе профессии, значит, этот вопрос для вас актуален. Любое серьезное решение должно строиться продуманно, основываясь на объективной информации. Хотелось бы пожелать всем удачи. Возможно, вы понимаете удачу как удачное стечение обстоятельств. Но большинство обстоятельств вполне прогнозируемо, а значит, может быть подвластно вам. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете. А выбор остаётся за вами.
1-й ведущий. На этом наша передача подошла к концу. Ваши пожелания и вопросы вы можете направлять в редакцию. Желаем вам не ошибиться в выборе профессии! А мы прощаемся с вами, до новых встреч!
Финальная песня
Ты не нежишься в кровати, ты не дрыхнешь, как сурок,
Ты не «маменькин сынишка», ты не «бабушкин внучок»
И сидеть у них на шее ты бы никогда не стал.
Хочешь научиться делу? Значит, верно ты попал.
Припев:
1гр. поет
Круто ты на передачу попал,
Ты, попал, ты попал
Великим мастером стал!
2 гр. поет
Ты на передачу попал,
Будешь ты, будешь ты
Как профессионал!
Здесь тебя научат делу и профессию дадут
Так что все вокруг воскликнут: «Хорошо!», «О кей!», «Зер гут!»
Заработаешь для жизни честно суперкапитал,
Уважаем всюду будешь, значит, круто ты попал.
Припев:
1гр. поет
Круто ты на передачу попал,
Ты, попал, ты попал
Великим мастером стал!
2 гр. поет
Ты на передачу попал,
Будешь ты, будешь ты
Как профессионал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
Элективный курс "Человек и профессия"
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...
Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия".“Путь в тысячу миль начинается с одного шага”
"Путь в тысячу миль начинается с одного шага." Конфуций.Задачи:- знакомство воспитанников с миром профессий; Цель:- дать воспитан...
Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»
Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...
Профессиональная проба Тип профессии «Человек-природа» Профессия: Аквариумист.
Профессиональная пробаТип профессии «Человек-природа»Профессия: Аквариумист....