Урок-сказка
классный час по теме
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-skazka.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Цель: повторить сведения о числе имен существительных, известных учащимся с младших классов, углубит сведения о числе имен существительных; научить различать имена существительные , которые имеют только форму единственного числа от существительных , которые имеют только форму множественного числа, учить орфографическим и пунктуационным нормам.
Воспитательная цель: Воспитание навыков культуры речи, развитие творческого потенциала у учащихся.
Оборудование урока: опорные схемы по теме имя существительное, лото, раздаточный материал, репродукция картины Левитана « Март».
Ход урока:
Однажды две сестры собственные и нарицательные имена существительные со своими друзьями одушевленными и неодушевленными именами существительными отправились в путешествие по своей замечательной стране « Морфологии».
Было лето, кругом все цвело и пело, к вечеру друзья поднялись на высокую гору и увидели двоих стражников КТО? и ЧТО?
-Что за хозяева у этого мрачного замка?- спросили друзья. Стражники ответили, что здесь живет ее величество королева Имя Существительное со своими неразлучными друзьями Родами, Числами и Падежами.
-Это ее дворец, но пройти вы можете только тогда, когда правильно назовете части речи в загадке.
Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его бояться, а он людей боится.(Филин)( глагол, предлог, существительное ,глагол, союз, существительное, существительное, местоимение и т. д.
Стражники отперли ворота и впустили гостей. В это время королева Существительное сидела в тронном зале. Сюда позвали гостей. Она рассказала, как скучно они живут. Она лишь называет ПРЕДМЕТЫ и так много лет подряд. Соседи их уважают, потому что без них стране Морфологии не обойтись. Одна отрада - мои самые близкие друзья ЕДИНСТВЕННОЕ и МНОЖЕСТВЕННОЕ число.
Королева предложила поселиться всем вместе в ее дворце, но при условии, если гости выполнят ее задание. А мы , ребята поможем героям сказки.
- Расскажите историю слова каникулы.
Желанный отдых после труда, но не все знают , что такое слово вполне земное , появлением обязано небу. Каникулой от латинского canis ( собака) в древности называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса-Сириуса. Она появлялась в самый разгар лета, в конце июля. Именно тогда учащиеся получали передышку в честь звезды. Эти дни прозвали каникулярными. Узнать историю слов помогает этимологический словарь.
Два ученика работают у доски по карточкам.
2
Синтаксический разбор предложения. Найдите собственные имена существительные.
На каникулах наш класс поедет на экскурсию в город - герой Волгоград.
Морфологический разбор имени существительного в город.
Расставь ударение, определи род имен существительных.
Средства, добыча, мозоль,(ж) центнер, приговор, комбайнер, шампунь(м)
Два ученика раскладывают в конвертики имена существительные по родам.
Толь(ж), тюль(м), мозоль(ж), шампунь(м), вестибюль(м), туфля, молодежь, рельс(м), рояль(м), картофель(м),яблоко(ср.), впечатление(ср.),
У доски.
II. Класс записывает слова, указывая род. Работа с сигнальными карточками.
Гармонь, бюро, пальто, трамвай, фамилия, море, тюль, дочь, шалаш, жираф, мозоль, кофе, ветчина, росток, морковь, лимон, вермишель, малина, сердце.
В словари запишем каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, силос, хлопок.
III. - Что называется именем существительным?
-Назовите морфологические признаки.
- Какова синтаксическая роль имен существительных?
-Чем отличаются одушевленные имена существительные от неодушевленных имен существительных?
Королева Имя Существительное предложила гостям игру.
Превратите имена существительные в имена собственные.
Птица орел-город Орел
Цветок роза- девушка роза
Воздушный шарик-собака Шарик
Плодородная земля-планета Земля Переставьте буквы в словах так, чтобы получить новые слова.
Куст-стук
Атлас-салат
Кайма-майка
Сосна-насос
Тем временем Единственное и Множественное Число поспорили, кто из них важнее.
Чтобы помирить друзей ее величество Королева прибегла к крайней мере. Она создала правила. Давайте познакомимся с ними.
В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Они обозначают такие предметы, которые нельзя сосчитать. Они могут обозначать.
3
вещество | Группу предметов как единство | Признак качество |
Материал | Листва | Зелень |
Бензин | детство | текучесть |
пшено |
Жители дворца и гости помирились и решили не разлучаться.
С тех пор Имя Существительное живет со своими друзьями дружно, и работает в стране МОРФОЛОГИИ. Мы тоже будем работать над закреплением новой темы. Читается отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Дети должны назвать абстрактные существительные.
Преданность, верность
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней
Королевич Елисей.
Помолясь усердно богу ,
Отправляется в дорогу
За красавицей – душой
За невестой молодой.
-Подумайте , как называется то нравственное качество, которое заставляет королевича Елисея отправиться в путь, объясните, в чем заключается это качество?
Воспитанность, скромность.
И царевна к ним сошла, Честь хозяевам отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Зависть.
Какие нравственные качества царицы ясно видны в этой сцене?
На девичник собираясь,
Вот царица ,наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
« Я ль, скажи мне , всех милее.
Всех румяней и белее?
Выберите существительные только ед. числа.
Сахар, растение, родня, простота, аккуратность, магазин, вермишель, ветчина, молодость, певец, величие, измерение, темнота, потемки.
4
- Величие (что?) сущ.
- Начальная форма. - величие, нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, средний род, единственное число, именительный падеж,
- Величие.
Работа с учебником, упражнение № 496.
Творческая работа.
Левитан. « Март».
Передо мной картина « Март» Левитана.
Поражает ослепительность белого утра.
Март – предвестник весны. Снег уже мешается с землею. Уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворечниками. До предела доведена ослепительность белого мартовского утра.
Это выражено в игре света, на корке « осевшего снега», в контрасте тени и деревьев, в темно-зеленых ветвях сосен.
- О каком месяце идет речь? О марте.
( Весны еще нет, а воздух нагревается под теплым солнышком, налетает ветерок, в котором чувствуются влажные запахи весны.)
Д/з
Упражнение 497.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"
Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Урок-сказка по теме "Натуральные числа" (по мотивам сказки "Золотой ключик")
Презентация к уроку...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"
Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.2. Разв...