Разработка классного часа по теме "90-летие ТНР"
методическая разработка (9 класс) на тему
Содержит краткую историческую справку об образовании ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
90let.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме
«90-летие со дня образования ТНР».
Цели : воспитание патриотизма ;
развитие логического мышления.
Оборудование: рисунки с изображением госсимволики РТ,карточки с вопросами, справочный материал по теме.
Ход урока:
- Орг.момент. Поздравления с новым учебным годом.
- Историческая справка об образовании ТНР. Слово учителя.
Путь к созданию суверенной государственности был долгим и тернистым. Революционные потрясения 1917 года повлияли на выбор Тувой дальнейшего пути развития. В июне 1918 года по договору с русским населением края тувинский народ на своем съезде, проходившем в Хем-Белдире, заявил о своем самоопределении. Но ввиду начала военных действий к практической работе по оформлению суверенной государственности не приступил.
К осени 1921 года сложились благоприятные внешние и внутренние условия для самоопределения. Во-первых, революционная Россия официально объявила об отмене всех неравноправных договоров, заключенных царским Правительством с другими странами, признала право народов бывшей Российской империи на самоопределение вплоть до отделения. Этим правом воспользовались Финляндия и Польша.
Китаю, раздираемому внутренними противоречиями, ведущему борьбу за освобождение от колониального господства Англии, пережившему очередную крестьянскую войну, в то время тоже было не до Тувы.
Не могла повлиять на ход событий в Туве и соседняя Монголия, сильно ослабленная борьбой с Китаем и войсками барона Унгерна за свою независимость.
К тому же Россия, Китай и Монголия тогда находились под сильным воздействием Коминтерна, который считал, что интересы отдельного государства следует подчинять интересам мировой революции. Во-вторых, Тува внутренне созрела для принятия и осуществления судьбоносного для нее решения. Если отдельные монгольские руководители ошибочно считали тувинцев монголами, то сами тувинцы, будучи тюрками по происхождению и тюркоязычными, всегда осознавали себя отдельным народом. В период протектората разрозненные тувинские кожууны укрепили связи между собой, сплотились. Благодаря свободе, предоставленной в решении внутренних вопросов, тувинские правители овладели навыками самостоятельного управления страной. Это были опытные люди, имевшие высшее духовное образование, владевшие, как правило, несколькими восточными языками, а также русским. Наконец, они умело воспользовались сложной обстановкой: весной 1919 года во время Хемчикского восстания пошли на временный союз с Китаем и Монголией, чтобы изгнать из Тувы колчаковцев, а затем в 1921 году в союзе с частями Красной Армии нанесли поражение отряду атамана Казанцева и китайским милитаристам. Все это свидетельствует о том, что идея самоопределения не была привнесена извне. Ее реализация в форме создания государства стала возможной благодаря тонкой политике лавирования в быстро меняющейся внешней и внутриполитической ситуации.
Первый Всетувинский учредительный Хурал собрался в местечке Суг-Бажы и работал с 13 по 15 августа 1921 года. На Хурал прибыли делегаты от всех кожуунов, за исключением Хазутского. На съезде присутствовали и участвовали в его работе делегация от Советской России и представители Монголии и Коминтерна. Председательствовал на съезде Буян-Бадыргы. На обсуждение Учредительного Хурала были внесены 26 вопросов, главными из которых были: национальное самоопределение Тувы, принятие Конституции, укрепление дружественных отношений с народами России и Монголии. В принятой в первый день Хурала резолюции указывалось, что “народ Танну-Тувы должен стряхнуть с себя вековые цепи рабства и установить новый порядок и новую народную власть”.
Во второй день обсуждался самый важный вопрос - о самоопределении Танну-Тува (улус). После оживленных прений съезд единогласно принял решение о том, что республика является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством и в международных отношениях действует под покровительством РСФСР. Так, 14 августа 1921 года была провозглашена независимая Тувинская Народная Республика (ТНР).
Затем Учредительный Хурал утвердил Конституцию Тувинской Народной Республики. В её 22-х статьях закреплялись основы народно-демократического государственного строя, выборные центральные и местные органы власти республики и её столица Белоцарск (Кызыл).
Состав Правительства, названного Центральным Советом, определялся из 7 членов - по одному из каждого хошуна: Даа, Бейзы, Ойнар, Салчак, Тожу, Мады и один представитель от Шалк и Сартула-хошунов.Всетувинский Хурал обратился к Советскому правительству с просьбой об оказании помощи в укреплении и развитии молодой республики. Это была дальновидная и мудрая политика молодой тувинской демократии.
Трудно давались молодой республике в 20-е годы первые шаги государственного, хозяйственного и культурного строительства. Многое приходилось возрождать и создавать заново. Совершенствовалась система центральных и местных органов власти. Многое создавалось творчески, впервые, что вызывало невиданный энтузиазм людей, взявшихся за строительство своего государства. История ТНР выявила неиссякаемую силу и мудрость народного творчества в строительстве новых отношений, обусловивших все успехи республики в социальном, политическом, экономическом и культурном развитии, показателем чего явился рост материального благосостояния аратов.
До 1921 года Тува не имела "юридически оформленного флага и герба". В период пребывания в составе Цинской империи, фактический правитель Тувы в чине амбын-нойона имел флаг, состоящий из 1 полотнища с 8 флажками, символизирующими 8 кожуунов и сакральное число 9.
Вид первого государственного флага Тувы, образца 1926 года, удалось восстановить благодаря нашедшим его близ Кызыла чабанам, обнаружившим чей-то скромный клад. По описаниям д.и.н. Юрия Аранчына на красном полотнище с двух сторон идет надпись на старомонгольском «Центральный комитет Танну-Тыва республики» в середине полотна буддийский знак «Колесо Учения» с 8 спицами и красная пятиугольная звезда. Слева от половины солнечного диска вол, основная тягловая сила тувинского земледельца, справа – плуг. Значение половинчатого солнца должно было символизировать подъем всех угнетенных народов Востока.
Второй герб и флаг республики (с 1926 года по 1930г.г.) все еще сохраняли буддийские символы Колеса Дхармы по краям, но с уже с советской символикой. В центре красного полотна герб Тувы: земной шар, окаймленный буддийским кругом, слева от шара сноп пшеницы, справа – сноп степных трав, на синем контуре территории Тувы серп и грабли (для сбора колосьев хлеба) в навершии красная звезда.
Надпись по краям флага на старомонгольском гласила: «Пролетарии всех стран с угнетенными народами Востока соединяйтесь». В период с 1930-по 1935 г.г. из государственной символики полностью вытеснены атрибуты буддизма, в стране начались репрессии против духовенства. Флаг и герб ярко-красного цвета, с суровой и простой символикой укоренившейся впоследствии вплоть до распада СССР: земной шар, колосья, красная звезда. Только надпись вдоль земного шара об объединении угнетенных народов была на латинице – новом тувинском алфавите.
В период с 1935 по 1941 год на герб имел почти тот вид, который Тува имеет сейчас. Профиль всадника в красном был направлен на восток, лучи солнца пронизывали его и карту Тувы, внизу шла надпись на латинице: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы всего мира соединяйтесь». Говорят, что Иосифу Сталину не понравился вид всадника, скачущего явно в противоположном направлении от СССР, и он распорядился развернуть его в сторону дружеской России».
В предпоследней версии государственной символики Тувы, всадника развернули на Запад, несмотря на возражения, что это связано не с политикой, а с движением навстречу восходу солнца. Вернуть тувинского всадника в естественное для человеческого глаза восприятие (слева-направо) удалось лишь в 1992 году и закрепить согласно статей очередной Конституции республики в 1993 году.
На последнем государственном гербе Республики Тыва на голубом фоне изображён всадник в тувинской национальной одежде, скачущий на лошади навстречу солнечным лучам.
Накануне вхождения в состав СССР ТНР была полноправным государством со своими атрибутами. Имела Конституцию, флаг, герб, золотой запас, бюджет и полномочные представительства в СССР и МНР.
- Вопросы на обсуждение.
- Работа с карточками.
- Слово учителя.
Прошлое в немалой мере помогает нам и в строительстве новых отношений с Россией и субъектами Федерации сейчас. Идея равноправных взаимоотношений - не новое слово в политической истории Тувы. Она занимала умы и тех, кто начинал строить ТНР. Время показало, что они были на верном пути.
Мы живем в сложное и интересное время. Возрождаются лучшие народные традиции, обряды и обычаи. Наука меняет свои ориентиры, углубляясь в изучение ранее забытого духовного наследия не только целого народа, но и его отдельных групп. Пусть не сразу, а через десятилетия, но эта работа даст свои плоды. И я уверена, что и вы внесете свой вклад в развитие нашей республики.
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...