Классный час "Я – гражданин России"
классный час (5 класс) по теме
Как вы думаете, кто же такой "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
Мы живём в великой стране России, поэтому как истинные граждане мы должны знать национальные символы и с чувством уважения относиться к ним. Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы их суверенитета. В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Тогда же символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что гербы и флаги не существовали ранее.
В новое тысячелетие Россия вступила с обновлённой государственной символикой. Наши новые и старые символы представляют собой зримые вехи многовекового пути России. Музыка советского гимна, императорский флаг, двуглавый орёл московских царей – всё это символы, несущие в себе мощный импульс исторических образов и ассоциаций. Сегодня вокруг государственных символов, время от времени, вспыхивают отнюдь не научные, а политические страсти, складываются новые мифологические ряды, основанные и на традиционных легендах, и на современных геральдических байках. Трудно ждать от общества единства в восприятии обновлённой государственной символики – для этого нужны долгие десятилетия.
В древности говорили: «Всё течёт, всё меняется». И в полной мере это крылатое изречение относится к любым символам любого государства.
У эмблем и флагов есть собственная история. Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. И сейчас я расскажу вам как, именно, изменились символы нашей страны. Но слушайте внимательно, поле этого вам придётся ответить на мои вопросы, правильные ответы на которые будет приносить вашим командам баллы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ya_grazhdanin_rossii.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Я – гражданин России"
Цели и задачи: определить отношение каждого ученика к позиции, "каким должен быть гражданин”; Воспитывать в учениках любовь к родине; трепетное отношение к понятиям "Родина”, "Отечество”; Воспитывать уважительное отношение к государственным символам
Оформление доски: (эпиграф)
- А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
Ход классного часа
Ребята, сегодня тема нашего классного часа: «Я – гражданин России».
Как вы думаете, кто же такой "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
Мы живём в великой стране России, поэтому как истинные граждане мы должны знать национальные символы и с чувством уважения относиться к ним. Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы их суверенитета. В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Тогда же символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что гербы и флаги не существовали ранее.
В новое тысячелетие Россия вступила с обновлённой государственной символикой. Наши новые и старые символы представляют собой зримые вехи многовекового пути России. Музыка советского гимна, императорский флаг, двуглавый орёл московских царей – всё это символы, несущие в себе мощный импульс исторических образов и ассоциаций. Сегодня вокруг государственных символов, время от времени, вспыхивают отнюдь не научные, а политические страсти, складываются новые мифологические ряды, основанные и на традиционных легендах, и на современных геральдических байках. Трудно ждать от общества единства в восприятии обновлённой государственной символики – для этого нужны долгие десятилетия.
В древности говорили: «Всё течёт, всё меняется». И в полной мере это крылатое изречение относится к любым символам любого государства.
У эмблем и флагов есть собственная история. Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. И сейчас я расскажу вам как, именно, изменились символы нашей страны. Но слушайте внимательно, поле этого вам придётся ответить на мои вопросы, правильные ответы на которые будет приносить вашим командам баллы.
Начну я с…
Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и других.
История Герба
Слово «герб» происходит от немецкого слова «эрбе», что значит наследство. Герб - символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.
Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей - змеи, у лесных племен - медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.
История двуглавого орла
Двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева.
Первые изображения двуглавого орла - наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей.
В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.
Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел.
Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.
В те времена, когда Иоанн III (1462 - 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.
Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять.
Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он - Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник - это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги.
После смерти Иоанн Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны - со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр - жезл, знак закона, а держава - символ власти и порядка.
Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.
Павел I (1796-1801) был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.
Александр I (1801-1825) отменил это. Но изменил герб по-другому. Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона. Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы.
Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.
Герб впервые был описан в конституции РСФСР 1918 года: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
В 1992 году в России продолжали использовать герб образца 1918-1978 гг., но надпись «РСФСР» на щите была заменена на «Российская Федерация» (в связи с переименованием государства).
За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году. И наконец 8 декабря 2000 года двуглавый Орёл был утверждён Государственной Думой.
(Вывод): На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.
Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.
Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.
История гимна России
Гимн создан в 1791 году Гавриилом Державиным (слова) и Осипом Козловским (музыка) на мотив полонеза. «Гром победы, раздавайся!» (1791—1816)
«Боже, Царя храни!» (1833—1917) Государственный гимн Российской империи (1833—1917). Утверждён указом Николая Первого от 30 апреля (12 мая) 1834 года. Слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова.
«Интернационал» — Государственный гимн РСФСР (1918—1943), а после образования Советского Союза (1922) он же стал гимном СССР (1922—1943). Утверждён Советом народных комиссаров 10 (23 н.с.) января 1918 года.
Государственный гимн Советского Союза (1943—1956). Написан в 1938 году как «Гимн партии большевиков» (слова В. И. Лебедева-Кумача). В 1943 году был написан новый вариант слов. Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова, Г. А. Эль-Регистана. в исполнении хора. Утверждён 14 декабря 1943 года Впервые новый гимн исполнен в ночь на 1 января 1944. Официально используется с 15 марта 1944.
В 1977 году Сергей Михалков создаёт вторую редакцию Государственного Гимна СССР. Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова, Г. Г. Эль-Регистана.
Государственный гимн РСФСР и Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской Федерации» (от 25 декабря 2000, опубликован и вступил в силу 27 декабря 2000) в качестве мелодии гимна утверждена музыка А. В. Александрова (гимн СССР). Слова гимна должны быть внесены в текст закона в будущем. Президент В. В. Путин внёс текст С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана. Законопроект был рассмотрен Государственной Думой 7 марта 2001 года и в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана. Утверждённый текст гимна России Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана
История флага России
По форме некоторые великокняжеские стяги до 988 г. н.э. были трехвостными или с трехступенчатым вырезом на конце. Такая форма стягов была - знаком-гербом великого князя Святослава. Судя по рисункам летописей и тексту "Слова о полку Игореве" в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета, хотя встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена.
Стяги русских дружин XII-XIV веков
В XII-XIII вв. на стягах появляется изображение креста (крест на Голгофе).
Вы видите прорисовку А.Г Силаева с иконы “Благословенно воинство Царя Небесного" ( фрагмент "Битва новгородцев с суздальцами”). Новгород, XV в.
"Великий стяг" Ивана Грозного 1560 г.
Гербовое знамя 1696 г.
Одно из первых знамен Петра I 1696 года, в традициях предков.
Вероятно знамя изготовлялось ко второму Азовскому походу.
Флаговые новации Петра I
В "Книге о флагах" голландца. К. Алярда, переведенной на русский язык в 1709 г. по распорядению Петра I приводятся следующие описания флагов "Его царского величества Московского":
Первый флаг (1693 г.) "разделен на трое, верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. На синей полосе золотой с царскою коруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием без змия".
Второй (флаг военных судов) также имеет полосы - белую, синюю и красную, а эти полосы "прорезаны" синим, святого Андрея крестом. [2]
Армейское знамя 1700 г.: Бело-сине-красное с золотым двуглавым орлом посредине и воинским снаряжением под ним. Площадь знамени примерно 6 кв. м. Попало к шведам после поражения под Нарвой.[3]
Андреевский флаг 1699/1700 г. В начале Северной войны в сухопутной армии, а затем, постепенно, с 1703 по 1712 г. и на флоте утвердился Андреевский. "Флаг белой через которой синей крест Святого Андрея того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение". [2]
Государственный (гербовый) флаг 1858 г.
Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый "гербовый" флаг. Указ утверждён Сенатом года по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился вероятно Б.Кене, поклонник немецкой геральдики. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа.
Дата принятия: 11 июня 1858 г.
Российский национальный флаг 1883 г.
На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи.), когда "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" Александр III, склонявшийся к русофильству, распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг.
Дата принятия: 28 апреля 1883 г.
Государственный флаг РСФСР 1918 г.
Описание:
Флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Длина флага вдвое больше ширины.
Дата принятия: 10.07.1918 г.
Современные флаги России
Государственный флаг
Описание:
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Что означают цвета флага России?
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Дата принятия: 08.12.2000
День Государственного флага Российской Федерации
День Государственного Флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утверждён в 1994 году указом президента Российской Федерации.
Викторина. А теперь вам предстоит ответить на вопросы викторины.
Вопросы:
- Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования?
- Что было изображено на печати Ивана III?
- Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?
- Назовите девиз советского герба?
- Есть ли девиз у современного российского герба?
- Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?
- Опишите флаг РФ?
- Когда празднуется День государственного флага РФ?
- Что означает каждый цвет флага РФ?
- Назовите авторов «Боже, царя храни!»?
- Кто написал музыку и слова современного гимна?
- Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?
- Перечислите государственные символы?
А теперь давайте прочитаем эпиграф к нашему классному часу: «А что такое гражданин?
Отечества достойный сын». Как вы думаете, что значит «достойный сын отечества»?
Какими качествами должен обладать настоящий "гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).
Патриотизм
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине и т.д.
А какие качества в человеке вы считаете «опасными»?
А вот Юлиус Фучик говорил так:
«Не бойтесь врагов - они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете.»
Каждый гражданин имеет право на своё мнение и должен иметь свою активную жизненную позицию, но ещё он должен нести ответственность за свои поступки. Сейчас я расскажу вам о некоторых реальных жизненных ситуациях. Мне бы хотелось услышать, как в этих ситуациях поступили бы вы. Ответы не должны быть однозначными, а обязательно аргументированными.
- Давайте представим, вы на берегу реки, и вдруг видите, что человек попал в водоворот и тонет. Каковы будут ваши действия?
- Вы едете в автобусе/маршрутке, вам нужно сейчас выходить и на выходе вы видите ничейный пакет. Вполне вероятно, что в пакете находится взрывчатое вещество. Но вы опаздываете на важную встречу. Сообщите ли вы водителю о находке, или промолчите?
- 1999 год. Наши войска уже на территории Чечни. Одна из разведгрупп ВДВ возвращалась с задания, и неудачно натолкнулись на боевиков с превосходящей численностью. Было решено группе уходить, прикрывать отход остался всего один солдат. Ему оставили почти весь боекомплект, чтобы смог продержаться дольше…Все понимали что ему не уйти, но останься вся группа погибнут все…
Добровольцем из разведгруппы вызвался Михаил. Дома его ждала семья: родители инвалиды и жена с новорожденным ребёнком…..Правильно ли он сделал? Как бы поступили вы на его месте? Вскоре разведгруппа спешила с подкрепление назад, где остался Миша, их взору представилась картина нарисованная ангелом-хранителем, вокруг одни трупы боевиков, в центре стоит наш солдат… живой! Позже выяснилось что израсходовав весь боезапас, Михаил взял огнемет и пошел на врага, те видимо понадеялись взять его живим… Позже за прикрытие группы Михаила представили к звезде героя, и когда об этом ему сообщил его комбат, он ответил…”Не надо мне наград, можно я лучше в отпуск к родным съезжу…” - Я́нуш Ко́рчак выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Основывал «Дом сирот» написал большое количество книг о детской психологии, воспитании и о врачевании. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы со словами « А если бы это были ваши дети, вы бы сбежали?» и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. До последнего рассказывая детям сказки и успокаивая их. Правильно ли он поступил? Как бы поступили вы?
Слово жюри:……
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Да, ребята, "она такою будет”, какими будете вы. Очень хочется, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Ответы к викторине:
- Геральдика.
- Двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём змею.
- Девиз.
- «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
- Нет.
- 1997.
- три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная.
- 22 августа.
- белый символизирует мир, чистоту, непорочность и совершенство (или Свободу);
синий символизирует постоянство, веру и верность (или Богородицу);
красный символизирует энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество (или Самодержавие).
- Слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова.
- Слова С.В. Михалкова, музыка П. Дегейтер.
- Все присутствующие встают, военные отдают честь или салютуют оружием.
- Герб, флаг, гимн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по теме:"Я- гражданин России"
классный час в 7 классе о символике России...
Классный час "Я - гражданин России"
Классный час в форме КВН для 7-8 классов....
Классный час "Я- гражданин России"
Классный час подробно знакомит с символикой Российской Федерации: историей и значением герба, флага, гимна нашей страны....
Классный час "Я - гражданин России"
Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за сво...
классный час"Я-гражданин России"
разработка классного часа "Я-гражданин России"...
Классный час с презентацией "Я гражданин - России".
Министерство образования и науки РТМамадышская коррекционная школа – интернат 8 вида...
Классный час «Я – гражданин России»
Классный час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия соо...