Выжить вопреки....
план-конспект урока (5 класс) по теме

Лоскут Ольга Александровна

Классный час для 3-5 класов, посвящен окончанию локады в Ленинграде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_blokada_leningrada_word_8.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Классный час для 3-5 классов, посвящен

                    окончанию блокады в Ленинграде.

Наш урок памяти посвящен подвигу Ленинграда и ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.

Вы родились, ребята, в мирное время. Это значит, что вы не слышали орудийного грома, свиста падающего снаряда. Видите, как появляются новые дома, но не подозреваете, как легко они разрушаются под градом бомб. Знаете, как легко обрывается утренний сон, но не знаете, как легко обрывается человеческая жизнь.

 Что такое День Победы? Это значит - нет войны. Что такое война? Прежде, чем вы ответите, прослушайте стихотворение С. Маршака «Мальчик из села Поповка»

Мальчик из села Поповка

Среди сугробов и воронок

В селе разрушенном дотла.

Стоит, зажурившись ребенок-

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломок печки и трубы-

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки.

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.     (Слайд 1)

(Ответы детей)

Мы поговорим о том, как выстоял город Ленинград. Ему в июне 1941 г. досталась самая ужасная участь.  Фашисты окружили город, и он оказался в блокаде.  (Слайд 2)

Подвергая город страшнейшим лишениям и пыткам, массированным обстрелам, враг рассчитывал, что  голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, начнут роптать, перестанут работать  и сдадут город без боя. (Слайд 3)

 Тогда прекрасные парки, дворцы, фонтаны легко достанутся фашистам, как трофеи. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Но враг просчитался. (Слайд 4)

Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения Ленинградцы: взрослые и дети, поднялись на защиту своей земли.(Слайд 5)

 Мужчины вступили в партизанские отряды, возводили оборонительные рубежи, установили противотанковые препятствия. (Слайд 6)

Женщины работали без сна и отдыха на военных заводах. Изготавливали снаряды, мины и боеприпасы. (Слайд 7)

Им помогали подростки. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов  и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. Девочки и мальчики ухаживали за больными людьми, проявляя заботу и терпение. Впереди у них еще было три суровых зимы.

Послушайте стихотворение Ю.Воронова «Блокадный Ленинград» (31.12.1941)

Мы не встречаем Новый год-

Он в Ленинграде не заметен.

Дома- без света и тепла.

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

Спалил Бадаевские склады,

И мы Бадаевской землей

Теперь сластим пустую воду.

Земля с золой,

Земля с золой-

Наследье прожитого года.

Блокадным бедам нет границ:

Мы глохнем под снарядным гулом.

От наших довоенных лиц

Остались лишь глаза, да скулы.

И мы обходим зеркала

Чтобы себя не испугаться.

Не новогодние дела

У осажденных ленинградцев

В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода.

Исходя из фактически сложившегося расхода, наличие основных пищевых товаров на 12 сентября составляло:

Хлебное зерно и мука на 35 суток,

Крупа и макароны на 30 суток,

Мясо и мясопродукты на 33 суток,

Жиры на 45 суток,

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток (Слайд 8)

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.(Слайд 9)

 Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,

Войскам первой линии — 500 граммов. (Слайд 10)

В связи с прекращением связи с Большой землёй особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной « Дорогой жизни». (Слайд 11)

По этой дороге вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.(Слайд 12)

На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.

Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.(Слайд 13)

…И было так: на всем ходу

 Машина задняя осела.

 Шофер вскочил, шофер на льду.

 -Ну, так и есть – мотор заело.

 Ремонт на пять минут, пустяк.

 Поломка эта – не угроза,

 Да рук не разогнуть никак:

 Их на руле свело морозом.

 Чуть разогнешь – опять сведет.

 Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

 А хлеб – две тонны? Он спасет

 Шестнадцать тысяч ленинградцев.

 И вот – в бензине руки он

 Смочил, поджег их от мотора,

 И быстро двинулся ремонт

 В пылающих руках шофера.

 Вперед! Как ноют волдыри,

 Примерзли к варежкам ладони.

 Но он доставит хлеб, пригонит

 К хлебопекарне до зари.

 Шестнадцать тысяч матерей

 пайки получат на рассвете -

 Сто двадцать пять блокадных грамм

 С огнем и кровью пополам..

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! (Слайд 14)

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Многие жители не перенесли этой зимы. (Слайд 15)

Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. (Слайд 16)

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.(Слайд 17)

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… (Слайд 18)

В первой декаде февраля умерло 36606 человек (мужчин - 65,8 процента), во второй - 34852 (мужчин - 58,9 процента). Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 года - за один месяц умерло 96751 человек. (Слайд 19)

 Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. (Слайд 20)

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей. (Слайд 21)

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

 Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. (Слайд 22)

Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно. (Слайд 23,24)

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.(Слайд 25)

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом.

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. (Слайд 26)

Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. (Слайд 27)

Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.(Слайд 28)

            Запись песни Толкуновой  Дети Ленинграда.

. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.(Слайд 29)

 Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. (Слайд 30)

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!" (Слайд 31)

Наступила весна 1942года. 25 марта 1942 года было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, Уставшие, голодные, измученные люди нашли в себе силы.(Слайд 32)

Они взяли лопаты и очистили город! и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона. (Слайд 33)

В Ленинграде снова начали ходить трамваи. (Слайд 34)

Весной 1942 г. Ленинградский горком ВКП(б) и исполком Ленгорсовета поставили перед населением города задачу обеспечить себя собственными овощами. (Слайд 35)

Были выявлены пустующие земли, взяты на учет сады, парки, скверы для использования их под огороды. (Слайд 36)

22декабря1942 года была учреждена медаль « За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. (Слайд 37)

 Из них 15249 детей. (Слайд 38)

18 января 1943г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 км. (Слайд 39)

А через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги. (Слайд 40)

 Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились.

В январе 1944 г. блокада была окончательно снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа  салюта. (Слайд 41)

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!

Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутсямогильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944. (Слайд 42)

Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям. (Слайд 43)

Мне кажется:         (Слайд 44)
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые, 
Только не поют.   (Слайд 45)
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.  (Слайд  46)
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни 
Стоишь или нет?  (Слайд 47)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой    (Слайд 48)
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Запись звука метронома.   (Слайд 49)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Написанная вопреки всем правилам..." (Сравнительный анализ драмы А.П. Чехова "Чайка" и пьесы П.М. Невежина "Вторая молодость")

Урок в 10 классе - опыт сопоставительного анализа драмы А.П. Чехова "Чайка" и неизвестной сейчас, но имевшей оглушительный успех в конце 19 века пьесы П. Невежина "Вторая молодость" (текст был найден ...

Воспитание на примере людей, живущих рядом. Выжить вопреки…

Давно закончилась Великая Отечественная война… Затекли и сравнялись с землёй окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди...

Методическая разработка Круглый стол «Выжить вопреки…»

Цель:  формирование патриотических чувств и сознания российской молодежи, гордости за историческое прошлое,  развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности ...

Вопреки законам Ньютона

Свойства неньютоновской жидкости очень интересны и необычны. Неньютоновские жидкости не поддаются законам обычных жидкостей, эти жидкости меняют свою плотность и вязкость при воздействии на них физиче...

Статья-проект " Любовь вопреки"

Тема  статьи «Первые учителя – переселенцы». Мы  повествуем о  жизни участницы Великой Отечественной Войны, Колесовой Лидии Ивановны,  о вехах её героического и с...

план-конспект урока по английскому языку в 7 классе по теме "Вопреки всему"

План-конспект урока по английскому языку в 7 классе по теме "Against all odds!" к УМК "Spotlight"...

Тема: Вопреки всему УМК : Ваулина Ю.Е. Английский язык. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. Предмет: Английский язык Тип урока: комбинирован

Тема: Вопреки всемуПредмет: Английский языкТип урока: комбинированныйЦелевое назначение: Практическая направленность изучения теоретических знанийПланируемые результаты: Коммуникативные УУД:...