Классный час "История русской письменности"
классный час (11 класс) на тему

Заболотская Елена Владимировна

Не секрет, что дети сейчас мало читают, поэтому кругозор у них зачастую ограничен. Я стараюсь посредством классных часов и внеклассных мероприятий по предмету показать, что и в нашей литературе, языке, истории очень много интересного, заслуживающего внимания. Надеюсь, что материал будет интересен и полезен коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_o_holokoste_-put_k_tolerantnosti.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Внекласное мероприятие по теме

«Память о холокосте – путь к толерантности».

        Подготовила

преподаватель ВКК

 Заболотская Елена Владимировна

Новокузнецк, 2012

Цель мероприятия:    формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;  ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”;

  развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;  обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;  

формирование патриотизма, гражданственности.

Оборудование: еврейские мелодии – «Nigun_e_bloch», «Doyna», песня “Бухенвальдский набат”, если есть техническая возможность, то можно использовать презентацию  «Холокост.Помнить и никогда не забывать», подготовленную учителем истории  МОУ ЛСОШ № 2 г. Лихославль, Тверской области Зверевой С.В., или отрывки из кинофильмов: «Аuschwitz Wspomnienia № 1327», «Обыкновенный фашизм», «Генерал Власов».

Ход мероприятия.

 «Люди, будьте бдительны».

Юлиус Фучек

Звучит песня “Бухенвальдский набат” 1-ый куплет (на сцену выходят выступающие)

Ведущий 1.  1 сентября 1939 года началась 2 Мировая война. Это была самая ужасная война в истории, и ужасна она не только большими потерями на фронтах, но и огромным количеством жертв среди мирного населения. К этому привела политика нацистов, которые исходили из расовой теории. Целью этой политики было освобождение Европы от "низших" рас путем их уничтожения. Частью этой политики был Холокост.

Ведущий 2. Холокост (от древнегреч. "holokaustos" - всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение) - гибель значительной части еврейского населения Европы (около 6 млн.) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях на протяжении 12 лет гитлеровской диктатуры. В еврейской литературе это слово обозначается библейским понятием Шоа (катастрофа, великая беда).

Ведущий 3. 

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Ведущий 4. В ночь с  9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи» (Ночь разбитых витрин). Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории  «Третьего рейха». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

Земное зло ушло в небытиё.
Но памяти осколки ранят душу.
Остался жив! И клятвы не нарушу.
«Ночь хрусталя» – нам не забыть её.

Хрустит стекло, разбитое, в ночи.
Нет, не стекло, – душа хрустит.
Нет, не забыт, никто здесь не забыт.
И Ты не позабудь! Не промолчи!

Ведущий 1. Д.А. Медведев, в то время президент России, в своем обращении к участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию «Хрустальной ночи» подчеркнул:  «В годовщину так называемой «Хрустальной ночи» мы вновь обращаемся к урокам истории, из которых ясно видно, к каким катастрофическим последствиям привело попустительство шовинизму и ксенофобии, разобщенность мирового сообщества и национальный эгоизм. И спустя семь десятилетий продолжаем воспринимать трагедию еврейского народа и как глобальную катастрофу, и как горькое предостережение нынешним поколениям. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.

Ученик (читает отрывок стихотворения), звучит еврейская музыка - Nigun_e_bloch:

Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.

Ведущий 4. Нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.

 Ведущий 2. С началом войны, нацисты захватили регионы с компактным еврейским населением — Польша, Прибалтика, Украина, Белоруссия. В крупных городах (намного реже — в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.  Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось…  Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.

Ведущий 3.

Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник. Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. “29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охотно и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило”

“Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.

Ведущий 1. Нацисты до нитки грабили и тех, кого депортировали в концентрационные лагеря. Все личные вещи — одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски — конфисковывались немедленно по прибытии. Многое из награбленного, отправляли в Германию для раздачи немецкому населению.

Ведущий 2. Они грабили даже трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер, шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные золотые зубы переплавляли. Золу от сожженных тел применяли в качестве сельскохозяйственного удобрения.

Ведущий 3. В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев - Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим. Только в Освенциме (Аушвице) было убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован на советских военнопленных. Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты над обреченными. Узников уничтожали вплоть до середины января 1945г.

 Звучит еврейская музыка – Doyna (ученик читает стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”).

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

Ведущий 4.

В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Затем расстрелы продолжались.

Засыпал снег сегодня Бабий Яр

Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают, молча к миру,
чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
погибших не вернут уже назад.

Но слёзы скорби нашей не напрасны
Они, как мудрость, над душою властны:
они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
как будет страшен войн грядущих Молох,
что  в гневе уничтожит людской род.

Ученик:

Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!

Над Бабьим Яром памятников нет,
Крутой обрыв,
Как грубое надгробье.
Мне страшно,
Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу.

Ведущий 1. На территории, оккупированной фашистами, появлялись организации, которые назывались «Праведники мира». Их задача -  спасать от гибели евреев. В Нидерландах, Норвегии, Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. В Дании простые датчане переправили на рыбацких лодках в Швецию 7000 из 8000 датских евреев; всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовали против расистских законов во время немецкой оккупации. Это привело к тому, что во время Холокоста в Дании погибло лишь 60 евреев.

Учитель: В 2005 году на 60-том заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста.

Наше  м моероприятие можно завершить словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Ведущий 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ведущий 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ведущий 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ведущий 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

 Минута молчания.

“Бухенвальдский набат” (3-й куплет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда пошла и есть русская письменность?

Учебно-познавательная игра вовлекает учащихся в изучение истории русского языка, расширяет словарный запас и формирует интерес к русскому слову....

Тема урока: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Истоки русской письменности. Первые книги Руси.

Тема урока: Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Истоки русской письменности. Первые книги Руси. Урок для учащихся  5-9 классов.Цель: познакомить учащихся с книгами Священного писания, ...

Реферат по русскому языку ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Реферат по русскому языку  ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ  был написан моей ученицей Кушнир Анастасией, ученицей 9 класса МОУ Городищенской СОШ Туринского района Свердловской области, и ...

«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитание  уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....

Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"

Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим  в 8 классе,  и призвана сопровождать урок по...

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...