классный час "Мы вместе"
классный час (11 класс) по теме

Солодянкина  Елена Викторовна

Класный час по профилактике агресии в школьной среде. Формирование понятия "толерантность", воспитание ценностного отношения к Человеку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vmeste.docx55.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мы вместе!





 Составила и провела                                         Е.В.Солодянкина,                                                         классный руководитель 11а класса Пыталовской школы-интерната I и II вида





КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ  ВМЕСТЕ!»


Участники:  учащиеся 11 класса, классный руководитель.


Цель:  Формирование ценностного отношения к Человеку.                                  Воспитание толерантности.


Задачи:  1. Укреплять  сплочённость класса,  развивать чувство «МЫ».                                                                   2. Поддерживая  положительную самооценку учащихся,  формировать позитивное отношение к уникальности каждого.                                                                     3. Развивать у воспитанников представление о себе как о некотором другом. 4. Учить  выстраивать  продуктивные отношения с другими людьми, сохраняя при этом своё «Я».                                                                                                                                    


Оформление:      


Речёвка:                                                                                                                                         Я, ты, он, она –                                                                                                   вместе – целая страна,                                                                                              вместе – дружная семья,                                                                                                   В слове МЫ – сто тысяч Я!


Наш  Девиз:                                                                                                                          Недоволен  -  возражай,                                                                                               Возражаешь - предлагай,                                                                                              Предлагаешь  -  делай.                                                                                                        Берись за дело смело!


Плакат «Наши правила»:                                                                                                                                                                                                                              1. Учись слушать и слышать.                                                                                                                                                2. Говори ясно, точно, отчётливо.                                                                                                                  3. Любое мнение ценно!                                                                                                           4. Объясняй своё мнение.                                                                                                                                                                                                                                                           5. Не говори одновременно с другим.  Не перебивай!                                                                              6. Говори сейчас, а не потом, в коридоре.      


Плакат афоризмов.


«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,                                        плавать под водой, как рыбы,                                                                                           нам не хватает только одного:                                                                                научиться жить на земле, как люди."  (Б. Шоу)


«Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.»   (Демокрит)



«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.»   (Марк Твен)



«Не иди по течению, не иди против течения, иди поперёк него, если хочешь достичь берега».   (Китайская мудрость)                                                                                             


Оборудование:  музыкальный центр, клубок шерстяных ниток.


                                                                       


  Ход классного часа:


Приветствие по кругу.                                                                                                         Здравствуйте, ребята.  Приветствую вас на классном часе. Я рада, что мы снова вместе.                                                                                                     Сегодня у нас гости. Давайте представимся.  Назовите своё имя, прикрепите к доске свою эмблему.                                                                  Я – Елена. Я – Саша. Я – Марина. Я – Юля…                                                          Сколько нас?  Нас семеро – семь Я.   Кто мы? – семьЯ!                                         Речевая зарядка:                                                                                                        Я, ты, он, она –                                                                                                   вместе – целая страна,                                                                                              вместе – дружная семья,                                                                                                   В слове МЫ – сто тысяч Я!


Историческая справка.                                                                                                                            В прошлом месяце, 16 ноября,  во всём мире отмечался Международный День Толерантности.                                                                                                            Что означает это слово? Как вы его понимаете?                                                       Откуда произошло это слово?                                                                                                                                               На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Шарль Морис Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом он мог сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.


Талант терпимости, понимания, открытости и доброты, а не важный пост министра – вот что сохранило имя Талейрана в истории. Это имя стало нарицательным, и теперь словом «толерантность» называют терпимость к чужим мнениям, способность уважать человеческое достоинство в каждом человеке, уважать права других людей, отказ от агрессии и насилия.


Перенос. Переход с абстрактного уровня обсуждения на  реалии коллектива.                                                                                                                          А можем ли мы сами  в современной жизни быть толерантными и в то же время отстаивать свои собственные интересы? Давайте посмотрим.


Упражнение «Перетягивание газеты».  Сверните в трубочку газету, встаньте на расстоянии метра друг от друга.  Постарайтесь, не порвав газеты,  вывести товарища из равновесия; стоять надо на одной ноге.  Интервью с победителем: Как удалось победить? Легко ли было действовать?  Что затрудняло задание? (нельзя было  порвать газету)


Беседа с классом. Что иллюстрирует эта игра?  ( Так часто развиваются конфликты между людьми: люди «перетягивают» друг друга, но применять силу, порвать отношения нельзя, как нельзя было порвать  газету.)                                                                                                                      


Итак, любое общение, взаимодействие – это игра по правилам.


Прочтём «Наши правила».        


1. Учись слушать и слышать.                                                                                                                                                2. Говори ясно, точно, отчётливо.                                                                                                    3. Любое мнение ценно!                                                                                                                                                                                                               4. Объясняй своё мнение.                                                                                                           5. Уважай чужое мнение.                                                             Не говори одновременно с другим.  Не перебивай!                                                                              6. Говори сейчас, а не потом, в коридоре.                                                                            


Какое правило кажется вам самым важным? Что вы хотите добавить?                                                                                                Скажите, для чего нам нужны правила?    Все мы разные, но живём в одном мире.  


Слово учителя.                                                                                                       На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри,  способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.


Упражнение « Я хороший».                                                                           Вспомните и запишите три своих главных достоинства  или три хороших поступка, которые вы сделали на прошлой неделе.                                       (В качестве подсказки вам предлагается карточка, где перечислены главные качества человека.  Можно выбрать то, что подходит вам.)


Прочитайте свои записи громко , гордо, уверенно.


Упражнение  «Я хочу!»                                                                                                     Напишите на листочках бумаги 6-7 фраз, которые начинались бы со слов «Я хочу…». Найдите человека, с которым есть 2-3 совпадения. Пересядьте парами. Обсудите пункты, которые не совпадают.


      Чего получилось больше - совпадений или различий?


В зависимости от результата проводится упражнение : «Какие мы разные!» или «Как мы похожи!»


Упражнение  «Какие мы разные!»    


Назовите 3-4  положительных качества товарища, сидящего справа, каких нет у вас. Снова можно воспользоваться карточкой – подсказкой с перечисленными качествами.


Упражнение  «Как мы похожи!» :


Саша, я даю этот клубок тебе, так как мы похожи: у нас серые глаза. Саша даст клубок любому, с кем он найдёт что-то общее.


В результате игры  мы видим, что весь класс связывает одна нить. Она есть уже давно, просто только сейчас мы почувствовали  её как что-то реально существующее. Точно такие же нити связывают нас с огромным количеством других людей.  Главное – захотеть  найти что-то общее. Мы вместе даже тогда, когда этой нити не видно.


 «Я+ОН+ОНА=МЫ!»                                                                                                   Давайте обратим внимание на доску. Что написано на каждой эмблеме?  -Я.                                                                                                                                            Где расположено ваше Я? Кто рядом с вашим Я? - Я ваших друзей. Может быть, кто-то хочет переместить свою эмблему?                                                                                                                  Есть такое выражение: «Поставь себя на его место». Когда так говорят? Для чего это нужно? ( Взглянуть на  проблему другими глазами, попытаться понять точку зрения другого человека. )                                                                                              Можно это выражение продемонстрировать, поменяв эмблемы местами. Как вы чувствуете себя на месте другого?  


Работа с карточкой  «Я и Другой».                                                                Прочтите карточку:


Я многого хочу.    Я хочу………                                                                                           Я многое могу.      Я могу………                                                                                Я уникален, я неповторим,                                                                                                          Я – это Я и никто другой!



Но Другой - это тоже Я.                                   У него тоже есть свои мечты и желания..


Значит, он тоже уникален и неповторим!                                                                   И, получается , что Я для него – Другой?!


Выделите корень в слове ДРУГОЙ. Какое слово получилось? Слово ДРУГ.  В каждом Другом – ДРУГ.


           


 Работа с карточкой «Моя  жизненная позиция».                                                                                               Как вы оцениваете себя? А как вы  относитесь к другим?


 Рассмотрим  все варианты, которые существуют в системе отношений «Я  и Другие»:


Я


Другие


Эффект


плохой


плохие


Отчаяние, безысходность


хороший


плохие


Агрессия, конфликт


плохой


хорошие


Отказ от себя, унижение


хороший


хорошие


Гармония, доброжелательность.


               Какой вариант предпочтительнее?


  Заключение.


Китайские мудрецы говорили: «Не иди по течению, не иди против течения, иди поперёк него, если хочешь достичь берега».                                                                                                 Как вы понимаете древнюю китайскую  притчу?


Рефлексия.


-     Что дал нам сегодняшний разговор? Что он помог понять?


Подведение итогов.


-     От нас самих зависит, каким будет мир вокруг нас.                                                        


       Мир человека интолерантного ограничен его  собственными мыслями и переживаниями.  Такой мир узок и тесен. В нём нет места другим, так как интолерантный человек   уверен, что лишь он сам – личность исключительная. Все свои беды и неприятности  он переносит на окружающих. И  - обрекает себя на одиночество.                                                                                                                    


       Человек толерантный открыт миру.  Он стремится лучше узнать  себя и других.  Он позитивно относится к себе и доброжелательно относится к людям. Он уверен, что его судьба в его руках. В своих ошибках он не будет винить окружающих, так как критично относится к себе.


      Ваша улыбка, доброжелательность, уважение к другим по закону отражения обязательно  вернутся к вам, и вокруг себя вы увидите мир добрых улыбок  и приветливых лиц.


     «Надо быть открытым к людям, искать в них лучшее. Умение искать и находить хорошее, «заслонённую красоту» обогащает человека духовно», - говорил великий гуманист 20 века Д.С.Лихачёв.



 Выход из интеллектуальной сферы, переключение на эмоциональное восприятие,  релаксация.                                                                                                          Мир человека толерантного  хорошо  демонстрирует нам  песня «Мы вместе!» пусть она станет  нашим напутствием. Послушайте её внимательно.


 Звучит песня   «Мы вместе!»                                                                                                                      


 Упражнение «Спасибо за то, что мы вместе!»:                                                   Учитель приглашает одного из учеников и рукопожатием благодарит его: «Спасибо за то, что мы вместе!». Данный ученик вызывает другого и тоже благодарит его, не выпуская руки учителя.                                                         В итоге все выходят в круг и хором проговаривают: «Спасибо за то, что мы вместе!»


 








Приложение1.                                                                                                                    Материалы стенгазеты «Толерантная школа: мы – разные! Мы - вместе!». 


(2009 год объявлен в России Годом равных возможностей.)



 Крики радости; крики отчаянья...
мире звуков земли родной.
Мы живем островами молчания...



Разве мысль ограничишь пределами?
 Суть не в громе парадных фраз,
Мы  дела свои молча делаем —
дела говорят за нас.
И.Исаев


                                                                                                                                               


Каждый десятый житель Земли является инвалидом.                                                                                   В России сегодня проживает  1,2 миллиона инвалидов, людей  с ограниченными возможностями.  Среди них каждый десятый – инвалид по слуху.  Каждый десятый –  не далёкие «они», это мы.


 Мы разные: дети  и взрослые, весёлые и серьёзные,   рассудительные и легкомысленные, общительные и застенчивые. Нам живётся непросто. Нам труднее даётся  самое простое для остальных – обычное общение с окружающими людьми. Часто мы встречаем непонимание  и настороженность.  Но унывать – это не наш стиль. Мы смотрим на мир широко распахнутыми глазами.  Мы многое умеем. Мы учимся хорошо  и внятно говорить.  Мы умеем выражать себя в учёбе и труде, в рисовании и фотографии,  в рукоделии и спорте, в танце и даже пении. В наших телефонах десятки номеров наших друзей,   мы   шлём им сообщения, пишем им  письма. Мы любим и хотим общаться, быть услышанными, понятыми и принятыми. Мы стараемся жить по законам добра и справедливости.


И ещё мы умеем быть благодарными и считаем, что всякое доброе дело, которое поможет кому-то из нас, должно быть замечено и отмечено. Поэтому  у нас растёт «Дерево добра». Пусть ни одно доброе дело не останется незамеченным. Пусть память о нём прорастёт на нашем дереве почкой, листочком  или цветком, опустится на него в виде бабочки или птички.  




                                                                                                                         Толерантность –это:


Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.


Уважение различий. Готовность мириться с чужим мнением.


Уважение прав другого человека. Понимание индивидуальной неповторимости.


Принятие другого таким, какой он есть.                                            Способность поставить себя на место другого человека.


Взаимодополняемость как основная черта различий.


Взаимозависимость как основа совместных действий


Культура мира. Отказ от принципов доминирования, причинения  вреда и насилия. Терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению


Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.


 


В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.











Приложение 2. «Мудрость веков»



КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»


Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.


Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:


И все?


Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:


И мира тоже.


















Приложение 3 . «Пополняем наш словарь».


Качества личности:


   Аккуратность, альтруизм, активность, артистичность.


   Беззаботность, бережливость, беспечность, благоразумие, благородство, бесстрашие.


   Вдумчивость, вежливость, великодушие, верность, внимательность, впечатлительность, вспыльчивость, выдержка.


   Гордость, гуманность, гибкость, горячность.


   Деликатность, деловитость, добродушие, доброта, доверчивость, дисциплинированность.


   Жизнерадостность, живость.


   Заботливость, замкнутость, застенчивость.


   Инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность, избалованность, индивидуализм.


   Капризность, корректность, критичность, коллективизм, культурность.


   Легковерие, легкомысленность, леность, лиричность, любознательность, либеральность.


  Медлительность, мечтательность, молчаливость, мудрость, мужество, мягкость.


   Наивность, настойчивость, нежность, невозмутимость, небрежность, независимость, неподкупность.


   Обаяние, открытость, оптимизм, обидчивость, общительность, объективность, организованность, осторожность, остроумие, отзывчивость, откровенность, обязательность.


   Пассивность, правдивость,  пессимизм, педантичность, практичность, приветливость,  принципиальность, порывистость,  пунктуальность.


   Радушие, резкость, рассудочность, решительность, разумность, реализм, романтичность.


   Самокритичность, самоконтроль,  самообладание,  сдержанность, скромность, скрытность, смелость, собранность, совестливость, сообразительность, справедливость.


  Тактичность, терпимость, требовательность, трудолюбие.


  Упорство, увлечённость, усидчивость, уступчивость, уравновешенность, утонченность, упрямство.


  Флегматичность.


  Холодность, храбрость.


  Целеустремлённость.


  Честность, чувствительность, честолюбие.


  Шутливость.


  Щедрость.


  Энтузиазм, эрудированность, энергичность, эгоистичность.





Приложение 4.  «В твой блокнот»


Сколько истин губим в споре!                                                                                                                              Часто ссоримся нелепо.                                                                                                                 Так дела необычайны,                                                                                                                     Что попробуй разреши:                                                                                                                                                                                                                                           Глубже речки только море,                                                                                                            Глубже  моря только небо,                                                                                                                                       Глубже неба только тайна                                                                                                 Человеческой души.





















Список литературы.


          Вислова А. Нетерпимость в молодёжной среде и способы её  преодоления.// Воспитание школьников.- 2008.- №3, с. 15.


          Грецов. А. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПБ: Питер, 2008.


         Гурьянов А.Воспитание толерантной личности. – Воспитание школьников.// - 2008.- №2.- С.25.


         Касаткин В.Н. Предупреждение насилия в школе.//ВШ. – 2006.-№3,4, 6, 9,10.      


         Морозова М.Диалоговые технологии в воспитательном процессе.// ВШ.-2006. - №7. – с. 5.


         Прокопчук  И., Савич.А. Педагогический совет «Школа без агрессии».//ВШ.-2007.- №4, с 19.


        Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск, 1996.


         


         


         


         


         








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы вместе"

Этот классный час можно провести 1 сентября....

Классный час "Мы вместе?"

Как научиться общаться друг с другом. Цели:—  воспитывать коллективизм;—   формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;—    учить находить компромис...

классный час "Мы вместе- Россия"

Классный час, посвященный 1000- летию единения мордовского народа с народами России....

Конспект классного часа "Мы вместе" (посвященный Дню знаний)

Конспект разработан для проведения первого классного часа, посвященногот Дню знаний. возрастная категория детей - 5-6 класс....

Классный час "Мы вместе!"

Классный час посвящён возвращению Крыма России....

Классный час к 23 февраля и 8 марта для учеников. Сценарий Классный час "Мы вместе!"

Описание работы:            Сценарий разработан  для детей шестого класса, а также педагогов и учителей, желающих использовать весь или...