Классный час "Я - гражданин России"
классный час (8 класс) на тему

Семёнова Наталья Вячеславовна

Классный час " Я - гражданин России" , проводимый в День Знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ya-grazhdanin_rossii.doc37 КБ
Office presentation icon ya_grazhdanin_rossii.ppt177 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

«Я - гражданин России».

Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями , записанными в Конституции РФ; учить    

         аргументировано высказывать своё мнение; воспитывать уважение к Российскому  

        законодательству; воспитывать чувство гордости  за нашу Родину на примерах героических  

       страниц истории.

Ход.

Урок проводится в форме беседы-диалога учителя и учащихся с использованием презентации.

1.Поздравление с 1сентября.

2. По традиции 1 сентября мы проводим необычный урок – урок знаний. Его тема: «Я – гражданин  

   России», а эпиграфом к нему будут слова « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть     обязан!»

- Кому они принадлежат? Великому поэту Н.А. Некрасову.

- Кого называют гражданином? Дайте определение этому слову.

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

- К населению какого государства мы с вами принадлежим? Когда было создано современное Российское государство?

Современное Российское государство было создано после того, как на месте СССР образовалось Содружество Независимых Государств в 1991году. Современная Россия является наследницей СССР, Российской империи, Московского государства и Древней Руси.

- Каждое государство имеет свою символику: флаг, герб, гимн. (Сообщение ученика о современной символике нашего государства)

- У каждого гражданина России есть права и обязанности. Вы знаете свои права и обязанности? А

А где мы можем о них узнать?

В Конституции. Конституция-это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

- Зачем она необходима в стране?

Конституция – основа всего законодательства государства, то есть все законы, правила, кодексы должны строиться на основе Конституции, не противоречить ей.

- Кто , согласно Конституции, создаёт в нашей стране законы?

Проект закона обсуждается депутатами в Государственной Думе, затем его рассматривают члены Совета Федерации и только потом свою резолюцию ставит Президент России.

- Когда была принята действующая сейчас Конституция?

 12 декабря в 1993 году.

В Конституции существует глава о гражданах РФ. Она называется «Права и свободы человека и гражданина». Она самая большая по количеству статей. Как вы понимаете термин « права человека» ?

Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

- А знаете на какие группы делятся права и свободы граждан.

Личные права человека – такие права, которые принадлежат человеку с рождения, - свобода и равенство, право на жизнь, на уважение человека, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, переговоров и личной информации, свобода мысли слова, право на справедливый суд и другие права.

Политические права человека – такие права, которые принадлежат, как  правило, только гражданам конкретного государства –право на участие в управлении этим государством, избирательное право, право на обращение в государственные органы, право на проведение мирных митингов, демонстраций, шествий, пикетирования; право на создание профсоюзов, партий и других организаций.

Социально-экономические права – к ним относятся: свобода труда и предпринимательства, право на жилище, на частную собственность, на семью, на здоровье, право на труд и на отдых.

Культурные права – право на образование, свободу творчества, право на пользование культурными ценностями и другие права.

Права народов – право на национальную культуру, язык, право на национальное государство, свободное от порабощения, право на природные богатства, на равноправное участие в научно-техническом прогрессе и в международной торговле, а также права народов на мир, безопасность, экологически чистую планету – чистый воздух, реки, моря,

- Поговорим об обязанностях, они также прописаны в Конституции РФ. Как вы понимаете слово «обязанность»? Какие вы знаете, выполняете?

Обязанность- нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой деятельности

Ст 38: забота одетях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Ст 44: каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Ст.57: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст 59: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

- Итак, друзья мы вспомнили с вами понятия «гражданин», «права», «обязанности», теперь настало время провести социологический опрос. Заполним анкету.

Анкета соцопроса

«Права и обязанности человека в России».

  1. Какие, на ваш взгляд, три самые важные проблемы стоят перед человеком в России?
  2. Как вы считаете, что важнее: исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? Укажите вариант ответа:  1)исполнять свои обязанности; 2)требовать соблюдения своих прав; 3) и то и другое одинаково важно; 4) другое…
  3. Какие права и обязанности человека наиболее важны? Для вас и вашей семьи; для школы.
  4. Как вы считаете, исполняют ли свои обязанности граждане России? Укажите один из вариантов ответа: 1)исполняются всегда или почти всегда; 2) чаще всего исполняются; 3) редко исполняются; 4) не исполняются никогда или почти никогда.
  5. Кто и какие обязанности не соблюдает в России?
  6. Соблюдаются ли, на ваш взгляд, права человека в России?
  7. Какие права нарушаются чаще всего и кем они нарушаются?
  8. Куда бы Вы обратились в случае нарушения Ваших прав?

И в заключении мне хотелось вам пожелать чтобы вы были достойными гражданами  нашей страны. Много испытаний выпало на долю нашего Отечества в разные годы его истории. Вы знаете множество героических страниц, которые говорят о силе русского оружия и и отваге русского солдата, бесстрашии нашего народа. Напомнит нам об этих славных страницах….( Сообщение ).

3. Заключение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Я- гражданин России ” “ Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! ” Н.А.Некрасов

Слайд 2

Кто такой гражданин? Гражданин-лицо принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Слайд 3

Когда было создано современное Российское государство? Современное Российское государство было создано после того, как на месте СССР образовалось Содружество Независимых Государств в 1991 году. Современная Россия является наследницей СССР, Российской империи, Московского государства и Древней Руси.

Слайд 4

Каждое государство имеет свою символику. Указом Президента России от 11 декабря 1993 г. утверждено Положение о флаге РФ. Указ уточнил пропорции флага, они стали равными - 2:3, а не как раньше - 1:2, что более соответствовало старому дореволюционному российскому флагу. Цвета стали называться более привычными словами: белый, синий, красный (а не красивыми, но неуместными в официальных документах "лазоревым" и "алым", как было еще в 1992г.).Неофициальное объяснение символики цветов флага таково: белый - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - вера и верность, постоянство; красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Герб Российской федерации был изменён указом Президента 30 ноября 1993 года. Он основывается на гербе Российской империи и имеет предназначение заменить собой герб РСФСР после распада СССР. В центре изображён всадник, поражающий копьём дракона. Три короны олицетворяют суверенитет как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство. Герб утверждён федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» в 2000 году. Закон допускает воспроизведение герба без геральдического щита в виде одного двуглавого орла, а также в одноцветном варианте.

Слайд 5

Где можно узнать о правах и обязанностях гражданина? Конституция-это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Действующая сейчас Конституция была принята 12 декабря в 1993 году.

Слайд 6

Что такое права человека? Права человека-это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

Слайд 7

Права и свободы граждан делятся на группы : Личные права- такие права, которые принадлежат человек с рождения,- свобода и равенство, право на жизнь, на уважение человека, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, переговоров и личной информации, свободы совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право на справедливый суд и другие права. Политические права человека- такие права, которые принадлежат , как правило, только гражданам конкретного государства- право на участие в управлении государством, избирательное право, право на обращение в государственные органы, право на проведение мирных митингов, демонстраций, шествий, пикетирования ; право на создание профсоюзов, партий и других организаций. Социально-экономические права- к ним относятся : свобода труда и предпринимательства, право на жилище, на частную собственность, на семью, на здоровье, право на труд и на отдых. Культурные права- право на образование, свободу творчества, право на пользование культурными ценностями и другие права. Права народов- это право на национальную культуру, язык, право на национальное государство, свободное от порабощения, право на природные богатства, на равноправное участие в научно-техническом прогрессе и в международной торговле, а также права народов на мир, безопасность, экологически чистую планету- чистый воздух, реки, моря, земли.

Слайд 8

Что такое обязанности? Обязанность- нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой деятельности.

Слайд 9

Во второй главе Конституции РФ, в статьях 17-64 определены обязанности граждан нашей страны. СТ 38 : Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей ; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. СТ 44 : Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. СТ 57 : Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. СТ 58 : Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. СТ 59 : Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Слайд 10

Анкета социологического опроса «Права и обязанности человека в России». Какие, на ваш взгляд, три самые важные проблемы стоят перед человеком в России? Как вы считаете, что важнее: исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? Укажите вариант ответа: 1)исполнять свои обязанности; 2)требовать соблюдения своих прав; 3) и то и другое одинаково важно; 4) другое… Какие права и обязанности человека наиболее важны? Для вас и вашей семьи; для школы. Как вы считаете, исполняют ли свои обязанности граждане России? Укажите один из вариантов ответа: 1)исполняются всегда или почти всегда; 2) чаще всего исполняются; 3) редко исполняются; 4) не исполняются никогда или почти никогда. Кто и какие обязанности не соблюдает в России? Соблюдаются ли, на ваш взгляд, права человека в России? Какие права нарушаются чаще всего и кем они нарушаются? Куда бы Вы обратились в случае нарушения Ваших прав?

Слайд 11

Славные страницы истории России .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме:"Я- гражданин России"

классный час в 7 классе о символике России...

Классный час "Я - гражданин России"

Классный час в форме КВН для 7-8 классов....

Классный час "Я- гражданин России"

Классный час подробно знакомит с символикой Российской Федерации: историей и значением герба, флага, гимна нашей страны....

Классный час "Я - гражданин России"

Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за сво...

классный час"Я-гражданин России"

разработка классного часа "Я-гражданин России"...

Классный час с презентацией "Я гражданин - России".

Министерство образования и науки РТМамадышская коррекционная школа – интернат 8 вида...

Классный час «Я – гражданин России»

Классный  час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия соо...