Сущность патриотического воспитания учащихся
статья (9 класс) по теме
В статье говорится о важности патриотического воспитания учащихся в наши дни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_patrioticheskogo_vospitaniya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность и содержание патриотического воспитания лицеистов
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества
В чём реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в XXI веке – веке компьютеров, телевидения, нанотехнологий, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые? Как донести до них тургеневскую мысль о том, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись»?
В настоящее время особую актуальность обретает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, которая охватывает все категории населения страны.
Программа включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования патриота своей Родины.
1. Мое “Я” - формирование гражданского отношения к себе.
2. “Я и моя страна” - формирование гражданского отношения к Отечеству.
3. “Я и моя планета” - формирование патриотического отношения к родной планете Земля, экологическое воспитание.
4. “Я и культура” - формирование гражданского отношения к культурно-историческим произведениям искусства и их понимание значимости в жизни каждого гражданина. Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей.
5. “Мое здоровье” - формирование физических и морально-волевых качеств.
6. “Я и семья” - формирование гражданского отношения к семье.
Работу по патриотическому воспитанию я веду не первый год. Я разделила её на три этапа:
На первой ступени (5-6 классы) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач данного этапа – развитие творческого потенциала учащихся – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (7-8 классы) продолжается формирование системы ценностных установок и поведения подростка, приобретение знания и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления, учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени (9-11 классы) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Проводились классные часы по данной тематике, различные мероприятия, экскурсии.
В пятом классе мы с ребятами посетили Ленино - Снегирёвский военно-исторический музей. В фондах музея находятся уникальные трофейные экспонаты: военная техника, личные вещи, найденные на местах боев (от немецких танков до компаса и ложки). Это место называется Мемориальным комплексом. Он посвящен памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. воинов-сибиряков. Ученики возложили цветы к Вечному Огню. Во время минуты молчания у многих в глазах стояли слёзы. В конце нашей экскурсии одна из наших учениц Архипцева Настя на фотографиях узнала свою прабабушку. Девочка рассказала, что дома у них есть такие же фотографии. Потом на одном из классных часов, который назывался «Война в моей семье» она рассказала о том, где воевала прабабушка, показала её награды. Мы считаем, что эта экскурсия никого не оставила равнодушным к тем событиям и людям, которые выстояли в борьбе с врагом.
Удалось организовать экскурсионную поездку в Германию. Мы съездили на Унтер ден Линден, где возложили цветы к мемориалу павшим русским воинам. После отправились в Трептов - парк, вышли к монументу Воину-Освободителю. Бронзовый великан с мечом и девчушкой на руках в реальности оказался еще больше, чем мы предполагали – настоящий колосс, внушающий священный трепет на столицу павшего рейха.
Для нас поездка в Германию, это поездка в побежденную страну, страну, признавшую свое поражение. Подняться на Рейхстаг было наше давнее желание, которое осуществилось.
Уже не первый год ребята собирают материал для лицейского интернет-музея. Мы принимали активное участие в акции «Полотно победы». Ребята гордились тем, что военные подвиги их дедов и прадедов помнят до сих пор.
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений связанных между собой. Поэтому мы стараемся знакомить ребят с культурой и традициями других народов.
Встречи с ветеранами производят на ребят колоссальное впечатление. Уже не первый раз к нам на классный час приходит участник Великой Отечественной войны, житель нашего города Себежко Виктор Тимофеевич. Он рассказывает ребятам о боях, проходивших на территории нашего города.
Мы с ребятами проводили поисковую работу. Ребятам было поручено собрать материал о памятниках города Лобни, посвящённых Великой Отечественной войне. Так как у нас учатся ребята из разных микрорайонов города, им было предложено сфотографировать те памятники, которые расположены рядом с их местом проживания, и собрать о них материал. Помощь в сборе материала оказали сотрудники нашего Лобненского музея. Лицеисты обращались в Совет Ветеранов и там тоже получили исчерпывающую информацию. Материала, правда, пока не много. Работа ещё не закончена, и многое ещё предстоит сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"
в файле находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...
Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля
Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...
Сущность социального воспитания учащихся в условиях школьного образования.
Сегодня молодое поколение как наиболее мобильная часть общества и главная социально-экономическая сила находится в центре внимания государства, что актуализирует проблему ее более ранней социали...
Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....
Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"
Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...