Неуспеваемость школьников
методическая разработка по теме
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Однако при создании определенных условий эти проблемы вполне решаемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_neuspevaemosti.pptx | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема неуспеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера ( семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей ) , так и психологического ( недостатки в познавательной, потребностно - мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа ) .
Причины , лежащие в основе неуспеваемости, можно разделить на 4 группы: психологические причины биопсихические причины социальные причины п едагогические причины Причины неуспеваемости
Психологические причины Психологические причины неуспеваемости школьников могут быть вызваны: недостатками в познавательной деятельности несформированностью приемов учебной деятельности недостатком развития психических процессов неадекватным использованием ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности недостатками в развитии мотивационной сферы
Биопсихические причины Биопсихическими причинами неуспеваемости школьников являются: общая слабость организма нарушение зрения, слуха, артикуляции леворукость
Социальные причины Социальные причины неуспеваемости школьников следующие: материальная необеспеченность семьи алкоголизм родителей недостаток любви и заботы педагогическая безграмотность родителей
Педагогические причины В числе педагогических причин неуспеваемости школьников можно выделить: низкий интерес учебной деятельности пропуск занятий низкая эффективность деятельности отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя
Все причины социально-педагогического характера и биопсихические сводятся , в конечном счёте , к психологическим причинам. К неуспевающим детям относят не только «двоечников», но и «троечников», которые некачественно, поверхностно, с пробелами усваивают школьную программу. Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, объединяют в две группы : к первой относят недостатки в познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Элементы неуспеваемости ученик не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков ) ученик не стремится получать новые знания теоретического характера ученик избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними ученик не стремится к оценке своих достижений ученик не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки ученик не усвоил понятий в системе
К числу наиболее распространённых и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности. Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Возможны и такие случаи , когда ученик формально усваивает учебные приёмы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабо успевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков слишком упрощают их. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым связям, соотносить контурную карту с основой по квадратам, образованным параллелями и меридианами, перенося условные обозначения без учёта условий задания.
Это важно Ребёнок , учась в школе, сталкиваясь с незнакомой или малознакомой для него деятельностью, часто вынужден самостоятельно искать способ выполнения. Найденный им способ не всегда является рациональным и адекватным. Если его не обучать специально необходимым приёмам и навыкам, он будет интуитивно находить их сам, и они не всегда будут эффективными.
Основные способы обнаружения проблемы Наблюдения за реакцией школьников на трудности в учебе, на успехи и неудачи. Контроль оценок, записей в дневнике. Работа с учителями-предметниками. Внимание к тому, как учащийся формулирует то или иное положение. Наблюдение за ходом выполнения работ в классе Наблюдение за выполнением самостоятельной работы и ее результаты.
Организация помощи школьнику Виды деятельности учителя: Помощь в планировании учебной деятельности (повторение упражнений, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению ошибок и пр.). Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к созидательному труду и др.). Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. Контроль за учебной деятельностью (частый опрос, проверка всех домашних заданий). Активизация самоконтроля учащегося.
Способы поддержания работоспособности Не задерживаться на одном и том же материале (задержка на пройденном материале блокирует осмысление). Теоретический материал необходимо давать небольшими частями. Чередовать трудные и легкие задачи, эмоциональный и рациональный материал, теоретическое и практическое и т.д. Чередовать методы и приемы работы, (письменные и устные, графические и текстовые, пр.) Очень важно минимизировать замечания; исключить морализаторство и нравоучения. Демонстрировать динамичные уроки – изменение привычной структуры урока.
Подведение итогов Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Однако при создании определенных условий эти проблемы вполне решаемы . Целенаправленная работа по активизации учебной, познавательной и творческой деятельности учащихся поможет устранить имеющиеся пробелы и добиться устойчивых результатов. Дополнительные занятия с отстающими учениками, использование различных логических задач , заданий на развитие логики, внимания и творческого воображения помогут активизировать учебную деятельность многих учеников. Большую помощь могут оказать индивидуальные беседы со школьником, с его родителями, тематические родительские собрания. Школьные мероприятия, совместные соревнования привлекут внимание родителей к проблеме успеваемости своих детей.
C воевременное выявление причины неуспеваемости школьников и разработка эффективных путей их предупреждения поможет достичь положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы предупреждения неуспеваемости школьников в процессе изучения информатики»
“Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости ...
Причины неуспеваемости школьников
Данная работа в форме презентации покажет причины неуспеваемости школьников,обратит внимание на пути решения данной проблемы....
Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления
в помощь учителю...
Меры по предупреждению неуспеваемости школьников (рекомендации учителю)
Для слабоуспевающего учащегося необходимо тщательно подбирать упражнения, охватывающие наиболее важные моменты темы для самостоятельной работы. стремиться достигнуть минимальным числом упражнений боль...
Неуспеваемость школьника
Пед.совет...
Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях в...
Причины неуспеваемости школьников. Организация работы со слабоуспевающими детьми
доклад на педсовет...