Причины неуспеваемости школьников. Организация работы со слабоуспевающими детьми
материал на тему
доклад на педсовет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.docx | 25.91 КБ |
pedsovet_prezentatsiya.pptx | 880.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Самое полезное в жизни –
это собственный опыт.
В. Скотт
«Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время, как мы должны учить их выращивать собственные растения», - говорил американский педагог Джон Гарднер
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Ни один психически здоровый ребенок не хотел бы отставать от сверстников. Но постоянные неудачи окончательно отбивают желание учиться. Школьники начинают искать товарищей, при общении с которыми они не чувствуют себя «за бортом». Задача педагогов — грамотно организовать работу со слабоуспевающими детьми, обеспечивая им поддержку и помогая справиться с трудностями.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
В образовании, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: «Чему учить? Как учить?»
Почему ученики не справляются с программой?
Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ — основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Причины отставания:
- Пропуск занятий.
- Отсутствие желания изучать предмет.
- Необъективное оценивание во время урока.
- Сложность материала.
- Недостаточные способности ребенка.
- Пробелы в воспитании.
- Отсутствие элементарных организационных навыков.
- Чересчур объемные домашние задания.
- Невнимательность педагога.
- Неэффективность урока.
- Ученик не уделяет должного внимание работе дома.
- Низкая активность во время занятий.
- Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).
Каждого неуспевающего школьника можно отнести к одной из трех групп:
- Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.
- Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе.
- Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.
Как предупредить неуспеваемость?
Этап урока | Действия педагога |
Контроль подготовки школьников | Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник пропустил предыдущий урок, проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставания. |
Изложение нового материала | Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы, которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащимися. |
Самостоятельная работа | Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс. |
Домашнее задание | В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам четкие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе. |
Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса
Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:
- Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).
- Включать детей в индивидуально-групповую работу. Чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.
- Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».
- Внедрять элементы технологии «Ситуация успеха».
- Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.
- Опрашивая слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться на уроке.
- Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, не запрещать подглядывать в наглядные пособия. Эффективно приучить их делать предварительные записи.
- Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.
- Систематически проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.
- Во время общения с отстающим ребенком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.
- На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.
- При выполнении самостоятельной работы давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.
- Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Как оказать психическую поддержку отстающему учащемуся?
Плохая отметка сама по себе наказание. Не надо наказывать дважды за ту же ошибку. Ученик уже получил оценку своих знаний. Теперь ему вместо новых попреков необходима спокойная помощь.
Постоянная ежеминутная критика окончательно отобьет желание к чему-то стремиться. Нужно иметь чувство меры. В противном случае школьник просто замкнется в себе, перестанет воспринимать подобные речи и реагировать на отметки.
Не хватайтесь за устранение всех проблем в учебе и всех пробелов разом. Выберите первоочередную цель и работайте над ней, позже перейдите к другим проблемам.
Критику работы ученик ошибочно распространяет и на свою личность. Важно провести четкую грань между оценкой личностных качеств и оценкой уровня знаний. Школьника хвалят за то, что он стал более знающим и умелым. У ребенка повышается самооценка, ему хочется покорять новые вершины.
Но важно помнить, что только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-психологической службы школы, классного руководителя способны решить проблему неуспеваемости. Работая с отстающими детьми, нужно верить в каждого из них и стремиться передать эту веру им.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время, как мы должны учить их выращивать собственные растения» американский педагог Джон Гарднер
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. И. П. Подвласов 3
Причины отставания: Пропуск занятий. Отсутствие желания изучать предмет. Необъективное оценивание во время урока. Сложность материала. Недостаточные способности ребенка. Пробелы в воспитании. Отсутствие элементарных организационных навыков. Чересчур объемные домашние задания. Невнимательность педагога. Неэффективность урока. Ученик не уделяет должного внимание работе дома. Низкая активность во время занятий. Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей
Типы неуспевающих детей: Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника. Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе. Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.
Система работы со слабоуспевающими учащимися Выявление слабоуспевающих учащихся Изучение причин неуспеваемости Направление работы с неуспевающими Учет индивиду- альных особен- ностей личности Учет социаль- ных условий Учет возрастных особенностей Учет состояния здоровья Учет сформиро- ванности общих и специальных условий Учет сформиро- ванности общих и специальных условий Формирование и развитие учебных навыков учащихся Коррекционная работа Индивидуаль- ная работа Дифференци- рованная работа Дополнитель- ные занятия Вовлечение в секции, факультативы Работа с родителями Получение стандарта образования
“ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК”
«ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» “ ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК”
Учителю становится “тоскливо” от “безысходности” Как предупредить неуспеваемость? Ученик предпочитает улицу, случайных знакомых, «вредные привычки» занятиям в школе
Задачи педсовета Систематизировать теоретические знания по теме. Провести психолого-педагогическую диагностику слабоуспевающих учащихся. Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников. Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности. Превратить “ жёсткий треугольник ” в “ подвижный четырёхугольник ”
Ученик Родители Администрация Учитель
Как помочь слабоуспевающему ученику: Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач. Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Как повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Карточки для индивидуальной работы Задания с выбором ответа Деформированные задания Карточки – тренажеры Творческие задания Поиск различных способов выполнения упражнений. Составление кроссвордов. Сочинение сказок , игр. Составление предложений , примеров по данному условию.
Учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Проявлять - разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика Уметь встать на позиции ученика Сказать НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к внешней занимательности Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом
Учитель должен: В обучении применять - опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль - конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Применять частую смену видов деятельности на уроке Многократно проговаривать и закреплять материал урока Стремиться к алгоритмизации деятельности
Дифференцированный подход При закреплении. При проверке домашнего задания. При самостоятельной работе. Создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы.
Обучение в сотрудничестве Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Проектное обучение Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Разнообразные формы и жанры урока урок-игра урок-спектакль урок-путешествие урок-детектив урок-сказка урок-концерт урок-картина “Блиц уроки”
В процессе обучения возникает проблема: Как быть с родителями таких учащихся?
Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
С амой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.
Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.
Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической практики, или просто из истории, когда, например, “из-за полной бездарности” был исключен из школы Эдисон; знаменитый химик Либич, в 14 лет по неспособности оставил школу, а 21 год стал профессором.
Тесная связь с библиотекой, правильными Интернет-ресурсами, где осуществляется подбор заданий для ребёнка: ► по развитию речи и техники чтения, ► расширению кругозора, ► общение с художественной литературой, Виртуальными развивающими ресурсами (экскурсии, справочные ресурсы и.т.п.)
Психологический тренинг Индивидуальная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками. Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.
Советы классному руководителю по работе со слабоуспевающими детьми : В начале учебного года проинформировать учителей - предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе (на малом педсовете или в индивидуальной беседе). Поддерживать связь с психологической службой, учителями - предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся, темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и преподавателями. Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса. Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)
Доводить до сведения администрации (зам. директора по воспитательной работе, социального педагога) случаи нарушения норм и правил поведения в целях современной их профилактики. Создать условия для занятия учащимися достойного места в коллективе класса через активное включение во внеурочную деятельность. Держать на контроле состояние их здоровья. Стремиться наладить доверительные отношения. Чаще использовать поощрение нежели наказание для поддержания веры в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"
методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...
Причины неуспеваемости школьников
Данная работа в форме презентации покажет причины неуспеваемости школьников,обратит внимание на пути решения данной проблемы....
Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления
в помощь учителю...
Организация работы со слабоуспевающими детьми.
Выступление на ШМО...
Причины неуспеваемости школьников
Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Совре...
Методические рекомендации по организации работы со слабоуспевающими детьми
Планирование мероприятий, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся...
Организация работы со слабоуспевающими детьми на уроках физики
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, — это работа со слабоуспевающими учащимися. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необх...
- Мне нравится (3)