РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСТУПКОВ УЧАЩИХСЯ
статья по психологии по теме
В этой небольшой статье рассказывается о симптомах негативного поведения учащихся и построении работы классного руководителя по предупреждению и профилактике этих явлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НЕГАТИВНЫХ ПОСТУПКОВ УЧАЩИХСЯ.
В наше время, как ни в какое другое, научно-технический прогресс прямо пропорционален количеству человеческих (как взрослых так и детских) драм и страданий, одиночества и беззащитности. Это время, в которое нравственные ценности становятся менее значимыми, часто вызывают насмешку и иронию. Основной временной характеристикой можно назвать неопределённость
Чем усиливается социальный драматизм ? В первую очередь безработицей, социальным неравенством, бедностью, насилием, обострением социальной конфликтности. На фоне социального драматизма прорастает личный драматизм человека: неопределённость будущего, неумение разобраться в причинах этой неопределённости, намеренный уход от решения проблем и как результат – стрессы, срыв собственной жизнеспособности.
Чтобы ситуация, описанная выше не стала нормой жизни, необходимо построить воспитательную работу так, чтобы она не готовила почву для описанных выше явлений, а предупреждала их появление.
Проблемы взрослых, их драмы сегодня, становятся драмами детей в будущем. По мнению психологов в стране неуклонно возрастает количество негативных поступков, которые совершаются детьми не только старшего, но и младшего возраста. В школах появляется все больше детей, которых психологи и педагоги называют проблемными. Частой становится ситуация, когда проблемность в поведении проявляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни школа. Проблемный ребёнок появляется и в неблагополучной семье, и в семье суперблагополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности
Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые помогает и призвана помогать хорошо организованная, продуманная работа классного руководителя.
Симптомы, о которых идет речь:
- Очень раннее и быстрое физическое развитие ребёнка, которое под час опережает его психическое развитие.
- Отсутствие навыков рефлексивных действий.
- Разлад между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения.
- Отсутствие эмпатии ( чувства сопереживания ) не только чужим, но и своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость волевых качеств.
Определим проблемы, классный руководитель может построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактике этих явлений:
1. Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.
2. Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.
3. Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
4. Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности
5. Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребёнка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.
Существуют общие правила успешного взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребёнка, то есть взрослых и детей:
Правило № 1: всякое взаимодействие должно быть неформальным.
Правило № 2: взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребёнка.
Правило № 3:взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
Правило № 4: взаимодействие должно быть справедливым и объективным.
Правило № 5: взаимодействие должно давать шанс на перспективу.
ТРАДИЦИИ КЛАССА, КОТОРЫЕ МОГУТ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА.
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в её стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребёнка ?
- Это ТРАДИЦИЯ, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи, которые помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми. Например: я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше.
- Это ТРАДИЦИЯ, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает у класса;
а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) В какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Что надо сделать, чтобы настроение стало лучше?
3 Это ТРАДИЦИЯ, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям.
4 Это ТРАДИЦИЯ, когда в начале учебного года ребята пишут сочинения на тему: «Моя школа в моей жизни», а в конце учебного года – «Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь», «Самый интересный урок в этом учебном году», «Учитель, рядом с которым всегда тепло»
5. Это ТРАДИЦИЯ, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
6. Это ТРАДИЦИЯ, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатываются нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?
а) учиться честно говорить о своих ошибках
б) быть объективным к себе и другим
в) учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, пони мать и делать выводы
г) уметь сопереживать
д) проявлять терпение и терпимость
7. Это ТРАДИЦИЯ, когда в классе существует «Праздник добрых пожеланий», который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.
Список традиций класса можно продолжить. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся
Доклад на МО классных руководителей по теме " "Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...
работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса
Готовила выступление на педсовет. Решила поделиться с вами...
Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса
Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности. Более того, воспи...
Значение и содержание работы классного руководителя по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ
Сообщение для выступления на школьном методическом объединении классных руководителей по теме "Значение и содержание работы классного руководителя по воспитанию ЗОЖ и негативного отношения к ПАВ"...
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Описание работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни...
ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 9 класса ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА
ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 9 классаПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11227646","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"104","w...
Приемы работы классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся
Стандарт основного общего образования ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования», а это нацеливает педагогов в большей степени на ли...