Организация интерактивной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся
классный час (9 класс) по теме
Статья содержит разработку урока по этике "Жизненные ценности и поведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaorganizaciya_interaktivnoy_deyatelnosti_v_duhovno.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация интерактивной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.
Щербакова Е.В, проректор по ВР Оренбургской епархиальной православной гимназии им.св.прав. Иоанна Кронштадтского.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания на сегодняшний день сказано очень много. Важные шаги по организации и осуществлению такого воспитания в школах и средних специальных учебных заведениях предпринимаются не только на общественном уровне, но и на государственном. Но, несмотря на это, реальное дело по привитию духовно-нравственных ценностей ложится на плечи учителей-предметников и классных руководителей.
Знакомство молодых людей с традиционными духовно-нравственными ценностями имеет ряд сложностей. Первая и самая главная – преподавать нужно так, чтобы они не казались скучными прописными истинами. Добро и зло, правда и ложь, хорошо и плохо – часто такие уроки превращаются в нотации, чтение морали. А подростки на таких уроках если и слушают нас, то остаются при своем мнении. Желательно вызвать у молодежи заинтересованность в дальнейшем постижении духовных ценностей. В таких ситуациях целесообразно организовывать интерактивную деятельность.
Интерактивная деятельность – форма обучения, позволяющая не только узнавать, но действовать и чувствовать, а значит подходит для того, чтобы помогать человеку определить свое отношение к тому или иному явлению. Такое занятие – потрясающе увлекательный процесс.
На часах классного руководства или на уроках ОПК, посвященных этическим проблемам, данная форма организации деятельности решает следующие задачи: познание ребенком себя и окружающего мира, изменение «Я» через общение, формирование навыков и умений принимать правильные решения в ситуации сложного выбора, общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке.
Неформальную обстановку общения обеспечивает учитель либо подготовленный ученик, выступающий в роли ведущего. Он общается с участниками на равных: он – такой же, как и все, он – часть группы.
Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при проведении такого занятия:
- не осуждать, принимать и стараться понять подростков;
- уважение: отнестись к ребятам, как к людям, способным воспринимать духовно-нравственные ценности и принимать правильные решения;
- производить хорошее впечатление, соблюдая элементарные правила: пунктуальность, улыбка, внимательность, называть ребят по именам;
- слушать активно, не перебивать, давать время подумать, поощрять вопросы;
- пытаться ставить себя на место учеников;
- вовлекать всех;
- делиться своим опытом без сравнения и превосходства;
- благодарить участников;
- подводить итог, после которого желательно организовать чай или небольшой перекус.
Итак, интерактивный вид занятия характеризуется тем, что участники получают не готовые знания, а опыт.
Приведем фрагмент часа классного руководства по теме «Жизненные ценности и поведение».
Цель занятия: дать возможность участникам группы (ученикам) убедиться в том, что наши ценности очень сильно влияют на наше поведение.
Задачи: 1. задуматься о смысле жизни
2. определить свои жизненные ценности и их влияние на поведение
3. понять, каким образом приобретаются те ценности, которых мы придерживаемся
4. выяснить, как мои жизненные ценности могут противоречить ценностям людей, которые нас окружают.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Рассматриваемые утверждения (можно записать на доске, либо раздать карточки):
- жизненные ценности – это устоявшиеся отношения или убеждения, касающиеся значимых вещей
- жизненные ценности руководят нашим поведением
-жизненные ценности определяют цель и направление нашей жизни
- формирование ценностей начинается в семье
Пошаговый план работы (около 50 минут)
? Спросите участников, что они понимают под понятием «жизненные ценности». Рассмотрите такие примеры, как:
- человек, любящий Бога, будет уважительно относиться ко всем людям
- мужчина, ценящий свою семью, заботится о своей жене, детях и доме
- человек, ценящий образование, будет старательно учиться в школе
Инициируйте обсуждение ценностей, задав следующие вопросы:
- откуда, по вашему мнению, у нас появляются наши жизненные ценности
- приведите пример важной для семьи ценности. Объясните, почему она важна.
- приведите пример религиозных ценностей, которым вас учили. Почему вы считаете, что это ценность?
- назовите национальные ценности, которые может иметь меньшее значение для других стран.
- вы можете назвать ценности другого человека, которые вы не разделяете? Что это за ценности? Почему вы не разделяете их?
Объясните участникам группы, что от них потребуется рассказать о том, что они думают по поводу конкретных ценностей, но при этом все участники будут делать это одновременно и молча. Обозначьте в комнате при помощи табличек три места для тех, кто: «Согласен», «Не согласен», «Не уверен».
Выберите из приведенных утверждений пять-семь и зачитайте их вслух. После прочтения каждого утверждения просите участников переместиться в ту часть комнаты, которая соответствует их мнению. Объясните, что их ответы не будут критиковаться.
Утверждения:
- это нормально курить, употреблять алкоголь и наркотики
- норма – каждое воскресенье ходить в церковь
- достойную зарплату можно получать
- достойную зарплату можно получать и без школьного образования
- важнее иметь работу, которая нравится, чем ту, где больше платят
- мужчины и мальчики не должны плакать
- у мальчиков и девочек должны быть равные права
- надо подавать милостыню нищим
- девушки, которые носят мини-юбки, провоцируют насильственные действия
- не важно, какая существует традиция, важно ей следовать
- если девушка отвечает «нет» на нескромное предложение, она на самом деле имеет в виду «да»
-для мальчика потреблять наркотики – это нормально, а для девочки – нет.
После этого упражнения соберите группу вместе и обсудите:
- Знали ли вы правильный ответ на каждый вопрос или думали над ответом?
- Вы хотя бы раз изменили свое мнение? Почему?
- Повлиял ли на ваш выбор кто-нибудь из группы?
- Что вы чувствовали, видя, что у участников разные жизненные ценности?
- Что вы чувствовали, когда оставались в меньшинстве? Вам хотелось изменить свое мнение?
Объясните, что хотя мы обычно не осознаем этого, у нас есть определенное мнение по поводу большинства вещей. Мы начинаем формировать его в семье и под влиянием значимых людей.
Попросите ребят назвать знакомых им людей, которые имеют четкое мнение в отношении чего-либо и чье поведение соответствует их жизненным ценностям. Для этого нарисуйте на доске следующую таблицу и попросите заполнить ее.
ЧЕЛОВЕК | ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | ПОВЕДЕНИЕ |
После этого попросите вписать себя в таблицу и обсудите, сложным ли было задание и почему.
Разделите детей на несколько групп (можно пар) и раздайте им на карточках вопросы для обсуждения:
- Что чувствует человек, отстаивающий свои жизненные ценности, если его друзья не согласны с его позицией?
- Что происходит, когда поведение подростков разнится с жизненными ценностями их родителей?
- Что происходит, когда их поведение разнится с религиозными и духовными ценностями, которым их учили?
- Что заставляет людей действовать в соответствии со своими жизненными ценностями?
- Что заставляет людей действовать в разрез со своими жизненными ценностями?
- Изменятся ли ваши жизненные ценности с возрастом или останутся прежними?
- К чему приводит поведение, идущее в разрез с вашими жизненными ценностями?
Завершение
Попросите участников группы рассказать, что было самым важным для них из того, что они узнали, и как эти знания отразятся на их поведении.
Завершая занятие, обратите внимание участников на рассматриваемые положения, обозначенные в начале урока.
Домашнее задание: 1. Предложите закончить предложение: Иногда поведение молодых людей не соответствует их ценностям, потому что…
2. попросите ребят ответить на 7 последних вопросов вместе с родителями, родственниками или друзьями.
В данной статье дан лишь примерный план одного из интерактивных занятий. Каждый учитель может корректировать его по своему усмотрению, брать за основу подобного урока. Позитивное отношение к ребятам и уроку, немного творчества – и интерактивное занятие принесет ожидаемые результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».
Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...
Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе
Из опыта работы. Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе. ...
Важность процесса духовно-нравственного воспитания учащихся
«Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры....
Особенности реализации процесса духовно - нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно - нравств...