Внеклассное мероприятие "Учимся быть толерантными"
классный час по теме
Воспитание толерантности у подростков – очень актуальная сегодня проблема. В нашем регионе, в нашей школе разработана целенаправленная программа по национальному вопросу. В школе обучается 80% детей турецкой национальности. Предлагаю одно из воспитательных мероприятий, проведенных в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательное мероприятие | 650.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Воспитание толерантности у подростков – очень актуальная сегодня проблема. В нашем регионе, в нашей школе разработана целенаправленная программа по национальному вопросу. В школе обучается 80% детей турецкой национальности. Предлагаю одно из воспитательных мероприятий, проведенных в школе.
Направление: конкурс сценариев воспитательных мероприятий, праздников.
Мастер-класс (интегрированный)
Тема: «Учимся быть толерантными»
Цели: способствовать интерактивному общению через организацию совместной деятельности, чтобы изменить поведение, улучшить взаимодействие на принципах толерантности.
Задачи: раскрыть содержание понятия толерантности; способствовать осознанию себя как личности, воспитание негативного отношения к проявлениям ассоциативного поведения, воспитывать качества толерантной личности развивать навыки противостояния дискриминации, воспитание гуманного отношения в коллективе, формирование понятия о равенстве детей разных национальностей.
Методы работы: профилактические, деятельностные, мониторинговые. Вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество, Метод переубеждения с аргументированием, метод переключения с одной деятельности на другую (труд, учеба, спорт и т.д.) тренинги, психологические тесты, ситуации, развивающие толерантность.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через
организацию социально значимой деятельности.
2. Воспитание у детей чувства коллективизма, классного и школьного
патриотизма.
3. Сознательное отношение к людям как к индивидуальностям, а не как к людям другой национальности.
4. Умение демократическими методами решать конфликты на основе уважения прав и свобод человека, учета интересов оппонента.
Форма проведения: интегрированный мастер-класс.
Возраст обучающихся: 13-14 лет; родители обучающихся.
Дата проведения: сентябрь 2011года; к годовщине событий в городе Беслан.
Оформление кабинета: на доске высказывания: «Толерантный человек умеет терпимо относиться к слабостям людей, окружающих его, и уважать мнение других», «Испытание на мужество человек проходят в одиночестве, толерантность проявляется среди людей».
Мультимедийная доска, тесты (раздаточный материал, магнитофон)
Ученические столы стоят по кругу кабинета; в центре – свечи, вода в бутылочках, мягкие игрушки.
Классный руководитель: Тема сегодняшнего классного часа «Учимся быть толерантными». Слово «толерантность» сегодня все чаще звучит в окружающей нас жизни. Что же такое «толерантность»?
(читаем высказывание на доске и определяем: терпимость к людям, уважение мнения других).
Классный руководитель: Умеем ли мы быть терпимыми к своим товарищам, младшим детям, родителям, умеем ли прислушиваться к мнению других? Сейчас немного истории.
Учитель истории: Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков. Великая Отечественная война кровью породнила все народы Советского Союза. В Братских могилах лежат русские, армяне, украинцы, казахи, татары, осетины, башкиры, белорусы – люди всех национальностей. Сейчас в России проживают люди 160 национальностей. Это национальное многообразие – настоящее богатство России. Ведь у каждого народа своя культура, традиция, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира – русские. Невозможно представить русскую историю без имени И.В. Мичурина, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Н.М. Карамзина, К.А. Тимирязева, С.В. Рахманинова, Б.П. Шереметьева, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, А.А. Ахматовой, - и у всех у них татарские корни. Знаток русского языка В. Даль, не имея ни капли русской крови: отец – датчанин, мать – немка. «Я русский по духу» - всегда заявлял Даль. Человек той национальности, на языке которой он думает; - говорил Даль. Такими, русскими по духу, были многие иностранцы. Немка Екатерина II, правление которой – целая эпоха в истории России Фонвизин, Лермонтов, Пушкин – потомки иностранцев, которых приютила Россия.
Классный руководитель: Хотелось бы услышать ваше мнение. Есть ли среди вас чистокровные русские?
И у кого какие национальности были в роду?
(высказывания детей и учителей)
Учитель истории: Это неудивительно, что у многих наших одноклассников были в роду люди разных национальностей. Ученые подсчитали, что люди, у которых в роду есть кровь разных народов, составляют больше половины человечества.
Классный руководитель: Сегодня на нашем классном часе работает архивариус, это Кристина С. Она подготовила научные определения понятий таких как: шовинизм, расизм, фашизм, нацизм, дискриминация.
Архивариус: Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны. Однако многие при этом неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются.
(на интерактивной доске слайд №2, «Что я знаю о фашизме»)
Слайд № 2 Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через государственно-политическую машину, включающую систему массового террора. |
Учитель немецкого языка:
С приходом к власти в 1920 г. в Италии диктатора Муссолини были запрещены все партии, кроме фашистской. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организации юных фашистов.
Гитлер в Германии в основу своей философии поставил мысль, что немцы «настоящие люди», а потому для установления собственной гегемонии немцы призваны порабощать и даже истреблять другие народы. Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге не толерантные отношения приводят к насилию по отношению к другим. Что же такое фашизм?
Архивариус: (читаем слайд № 2)
Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием под массами.
Классный руководитель: Современная молодежь, настроенная экстремистски подхватила фашистские лозунги «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и др. чем они отличаются от призывов Гитлера по смыслу – ничем. В 2001 году экстремистами был устроен погром на Царицынском рынке в Москве. Среди пострадавших много женщин и детей. Что же такое экстремизм, расизм, национализм, шовинизм.
Архивариус (слайд № 3)
Национализм – нетерпимость к людям другой национальности, неприятие их национальных традиций, обычаев, норм. Шовинизм – крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности. Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. |
Шовинизм – крайняя форма национализма проповедь национальной исключительности.
Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.
Классный руководитель: Сегодня появляются организации, проповедующие национальную и расовую нетерпимость.
Ученик: 1. 11 января 2006 г. в Московской синагоге 20-летний москвич нанес ножевые ранения восьмерым прихожанам.
Ученица : 25 марта 2006 г. в г. Санкт - Петербурге совершено нападение на 9-летнюю девочку – мулатку. Двое молодых людей нанесли ей три удара ножом.
Ученик: 7 апреля 2006г. в г. Санкт – Петербурге убит 28-летний студент, гражданин Сенегала. Ружье со свастикой найдено неподалеку от места преступления.
Ученица: 25 мая 2006 г. в пригородном поезде Москва – Софрино убит 19 – летний гражданин России армянского происхождения.
(слайд № 4)
Статистика за шесть месяцев 2006 г.:
|
Классный руководитель: О гибели детей и подростков неславянского происхождения мы узнаем все чаще и чаще. Почему же возникает тенденция свысока относиться к другим нациям (ответы учащиеся и учителей)
Классный руководитель (вывод): Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, неважно – представляет она большинство населения или нет.
Ученица: Всем известно имя Леонида Рошаля, который во время терактов на Дубровке в Москве в 2002, и в Беслане в 2004 г., добровольно ходил к террористам и договаривался об освобождении заложников. Чтобы совершить такой поступок, человек должен уметь чувствовать горе людей, как свое собственное. Это называется способностью к эмпатии, т.е. умение понять другого посредством сопереживания, Леонид Рошаль не интересовался, сколько среди заложников русских и сколько нерусских.
(слайды № 5 Леонид Рошаль)
Ученик 6 (читает стих) «Это Беслан»
Солнце, улыбки, смех и цветы,
Белые блузки, косички, банты
Солнце лучи в чистых окнах блестят,
Ждет с нетерпением школа ребят…
Это Беслан….
Вот старшеклассник идет, не спеша
Мама ведет в 1 класс малыша
Стайкой веселой подружки бегут.
Шум и веселье, радость – все тут!
Это Беслан…
Бабушка внуку помашет рукой:
«Учись на пятерки, мой дорогой!
Умным и сильным скорей вырастай,
И будет тобой гордиться твой край!»
Это Беслан….
Учитель встречает ребят у ворот:
«Здравствуй, веселый школьный народ!»
Добрые руки, внимательно взгляд,
Как же ребят всех видеть он рад!!!
Это Беслан….
Ранее утро….. Сентябрьский день….
Вдруг солнце закрыла зловещая тень….
Кто мог подумать тогда о таком,
Что будет две грани: до и потом….?
Это Беслан…..
Да – это счастье, улыбка, цветы,
Шутки и смех, портфели, банты,
Ну, а потом – это слезы и стон,
Ну, а потом, словно страшный был сон…
Это Беслан…...
Слезы отчаянные, крик и мольба,
А голову ниже – иначе стрельба.
Потрескались губы, и хочется пить,
Но нужно же выжить, «Так хочется жить!!!»
Это Беслан…..
И стиснуты руки до хруста в зубах,
А в детских глазах – ужас и страх.
В спортзале, где мячик веселый летал,
Гранаты и мины – военный металл.
И тянется другу навстречу рука:
«Давай продержись, уже помощь близка!»
Но слаб уже друг, и в ответ тишина…
Страшно…так страшно…. Как будто войны…
Это Беслан……
Пусть люди на нашей огромной планете
За руки возьмутся: взрослые и дети.
«Нет ТЕРРОРИЗМУ!» - звучит как пароль,
Помни, Беслан, эту страшную боль….
Помни….
(по ходу стихотворения демонстрируются слайды № 6 и 7 г. Беслан)
Учитель турецкой Я и моя семья вынужденные переселенцы из
национальности Ферганской долины в 90-е годы.
Мы ощутили национализм со стороны узбеков в полной негативности. Мы приехали в Россию. Россия приютила мою семью, предоставила убежище и гражданство. Мне дали работу. Здесь в России родились мои дети и внуки. Это просто бескультурье, дикость и варварство – презирать человека за его национальность. И иногда можно услышать в свой адрес презрительные клички: «хачик», «кавказец», «черный» и т.д.
Классный руководитель: Что же можем мы ответить нашему гостю?
Примерные ответы детей:
- Люди с Кавказа часто ведут себя агрессивно, сами затевают конфликты.
- Потому что некоторые показывают презрительное отношение к русским.
- Не надо обращать внимание, везде есть ненормальные.
- С появлением у нас турок, появилась наркомания.
Мальчик (турок): Нужно, чтобы в России научились уважать права человека, права личности. Чтобы не стремились всех «причесать под одну гребенку».
5 декабря 2008 г в прямом эфире телевидения В.В. Путин дал четкую оценку экстремизму в России, отвечая на вопрос представителя Республики Саха (Якутия). Был задан конкретный вопрос: «До каких пор граждане России с другим цветом кожи должны опасаться за свою жизнь, посещая Москву?» Ответ: Нам нужно учиться толерантности, умению жить в разнообразном мире, терпимо относиться к взглядам, обычаям, традициям.
Ученик: Русские всегда были терпимы к чужой вере и национальности. Эта терпимость поможет нам и сейчас. Главное чтобы приезжие не оскорбляли наши, русские святыни.
Ученица: Толерантность. Выполнение законов России, по которым национальная нетерпимость – это преступление, по предположению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.
(слайд № 8 дети с разным цветом кожи)
Используется песня: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» - все подпевают.
Классный руководитель (рефлексия): «Что дал вам сегодняшний разговор?»
Возникло ли у вас желание быть терпимее к людям другой национальности? Считаете ли вы себя толерантными?
(на экране слайд № 9 «Портрет толерантной личности»)
ПОРТРЕТ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
1. Толерантная личность знает о своих достоинствах и недостатках, умеет
относиться к себе критично.
2. Умеет жить в согласии с другими и самим собой.
3. Имеет чувство ответственности, которую не перекладывает на других.
4. Толерантный человек убежден, что его судьба зависит от него самого, а не
от расположения звезд.
5. Признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения,
не делит мир на две части – черные и белые, а людей только на два сорта –
хорошие и плохие, свои и чужие.
6. Умеет сопереживать, быть чутким и внимательным к людям.
7. Обладает чувством юмора, способностью посмеяться над собой, не
показывает своего превосходства над другими.
Классный руководитель: Являетесь ли вы толерантным человеком?
(дети заполняют тест)
ЯВЛЯЮСЬ ЛИ Я ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
1. Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт,
которые, по твоему мнению, у тебя наиболее
выражены, знак – «напротив тех трех черт»,
которые у тебя наименее выражены.
2. В колонке «В» поставь знак «+» напротив тех трех черт, которые на твой
взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Черты толерантной личности | Колонка, А | Колонка, В |
|
|
Рефлексия: Сравни свои представления о себе («+» в колонке, А) с портретом толерантной личности («+» в колонке, В).
Классный руководитель: Россия – многонациональная страна. В нашей школе учатся дети разных наций. В нашем классе учатся русские, турки – месхетинцы, молдаване, украинцы, азербайджанцы. В заключение хочу прочитать слова Д.С. Михайлова: «Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи людей….. Ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа – хотя бы на тех, кто не признает национализма».
(Дети читают стихотворение: Южной Осетии посвящается)
Во времена Олимпиады, Бомбят цхинвальцев вертолеты,
Не нарушал никто покой. Без жертв не прожито ни дня,
В Элладе миру были рады – Наводят ужас их полеты,
Обычай древний был такой. И люди гибнут от огня.
Олимпиаду чтим и ныне Беда пришла сюда большая
Пришел в Китай ее черед, И как бывало в трудный час
Собрался в городе Пекине «Россия, матушка родная,
Со всех концов Земли народ. Спаси от недруга всех нас!»
Неймется только в Вашингтоне – Россия – матушка всех горцев
Покоя не дает Кавказ, Хранит, как мать свое дитя.
Выносят планы в Пентагоне, Стоят здесь наши миротворцы
Конечно, только против нас Для мира, жизни не щадя.
Есть друг у них – Саакашвили С Кавказом русские дружили –
И дядя Сем дает наказ: Одна семья, одна страна.
«Не зря же мы тебя учили, А кто для вас Саакашвили?
Теперь ты слушай только нас!» Для вас он горе и война
Вассал, сатрап – Саакашвили Грузин, не будь же оккупантом,
Готов исполнить ваш приказ, Мы ж жили братьями вчера –
Ведь в белом доме так решили, Россия есть для вас гарантом,
Чтоб запылал в войне Кавказ. Гарантом мира и добра!
В священный день Олимпиады Мы помним все год сорок первый
Обрушился смертельный шквал – Сражались вместе, как один,
Гремели танки, били «грады», Отцы дружили крепко, верно –
И запылал в войне Цхинвал. Абхазец, русский и грузин.
Домам и школам нет пощады, Людское горе и проклятье
Ни старикам, ни матерям. России нашей не нужны.
Здесь геноцид устроить надо, Мы мир Кавказу, людям счастье
Стреляют, бьют по площадям! Всем проповедать должны.
И плачут дети, воют мины, Скажите все: ОСТАНОВИТЕСЬ
Снаряды сеют смерть и страх. В братоубийственной войне!
В Цхинвале скорбь, кругом руины, По-братски крепко обнимитесь!
Детей и женщин мертвый прах. Дай Бог всем мира не земле!
Инструкция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Искусство быть толерантным" конкурсная программа
Мероприятие расчитано на учащихся 8-9 классов, которые являются активными его участниками. Представленная конкурсная программа обладает огромным воспитывающим потенциалом, формирует правильное предста...
«Быть современным, значит быть толерантным!»
Цели:1. Улучшение психологического климата в группе.2. Создание условий для формирования терпимости к различ...
Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"
Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"...
Классный час в 7 классе на тему "Быть современным - быть толерантным". Материалы "Учительского портала" (свыше 13000 скачиваний).
Материалы сайта "Учительский портал"...
Классный час "Быть современным - быть толерантным"
Беседа о толерантности...
Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....
Быть современным - быть толерантным
В современном мире с особой омтротой возникла потребность в формировании личности - личности толерантной. Толерантность - это прежде всего активное отношение формируемое на основе признания универсиал...