Формирование исторического сознания посредством мировоззренческого диалога как фактор становления российской идентичности школьника.
статья по истории
Статья о важности диалога в процессе формирования личности школьников, а также их гражданской идентичности. Чтобы научить ребенка говорить, сначала необходимо заставить его мыслить. И без диалога здесь не обойтись. Диалог же возникнет тогда, когда материал интересен ученику и содержит проблему, при обсуждении которой возникает необходимость высказать свое мнение. Содержание курса "Истории" и "Обществознания" способствует формированию таких важных качеств личности как гражданственность и патриотизм, что в конечном итоге должно привести к становлению гражданской идентичности личности - осознанию себя сопричастным к своей нации, своему народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_istoricheskogo_soznaniya.docx | 65.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исторического сознания посредством мировоззренческого диалога как фактор становления российской идентичности школьника.
Шувалова Марина Николаевна,
учитель истории и обществознания ,
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №11»
г. Алексина Тульской области.
В.О.Ключевский много лет назад произнес свою сакраментальную фразу «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Подтекст этой фразы очень глубок. Великий историк предостерегает нас от возможного повторения одних и тех же ошибок при отсутствии глубокого анализа предыдущих, говорит о необходимости ответственного осмысленного отношения к историческому процессу, его событиям и явлениям.
Осмысление исторического процесса и составляет содержание исторического сознания, т.е. историческое сознание – это совокупность представлений общества о своем прошлом и прошлом всего человечества, осмысление прошлого в его связи с настоящим и будущим.
Учитель истории –это не просто профессия- это миссия, основной целью которой является формирование исторического сознания подрастающего поколения, воспитания привычки осознанного отношения к своему историческому прошлому, настоящему и будущему, а значит – воспитание гражданской ответственности. Поэтому сегодня мы должны попасть в русло государственных проблем, о которых в своем ежегодном послании Федеральному Собранию говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин , обращая внимание на необходимость повышения доли социальной ответственности у каждого гражданина для решения общих проблем:
«Перед нами стоят масштабные задачи. Мы идем к их решению системно и последовательно, выстраивая такую модель социального, экономического развития, которая позволит обеспечить наилучшие условия для самореализации человека, а значит, дать достойные ответы на вызовы стремительно меняющегося мира, сохранить Россию как цивилизацию, основанную на собственной идентичности на многовековых традициях, на культуре наших народов, ценностях и наших традициях. Добиться поставленных целей мы сможем, разумеется, только объединяя усилия, только вместе, при сплоченности общества, готовности всех нас, всех граждан России достигать успехов в конкретных делах.»
А проблемы у нас, учителей, у всех одинаковые. Мы видим как информационное общество вытесняет привычные для нас ценности, на смену которым приходят новые , для нас непривычные. Общество потребления постепенно вытесняет из нашей жизни физический труд, индустрия развлечения снижает учебную мотивацию наших детей. Сегодня им проще написать короткое сообщение в телефоне, чем поговорить, глядя прямо в глаза друг другу. Если признаком яркой индивидуальности ранее были достижения в работе, в труде, учебе, то сегодня мы видим разрисованные руки и пирсинги на любых частях тела, которые выделяют человека из толпы. Да, непривычно. Но это всего лишь форма, за которой скрывается главное- содержание, и это содержание мы должны раскрыть, помочь осмыслить происходящее вокруг, вспомнить свое прошлое, научить смотреть в будущее, делать выбор и нести за него ответственность.
Стремительно меняется время, меняются ценности, меняется мировоззрение, меняются дети, но должны измениться и мы. Мы должны научиться понимать новое поколение. И ответственность за этот процесс в большей степени лежит на нас. Взрослых людях.
Я уверена, что диалог может вывести нас на понимание. Тем более, что к этому призывают нас и Новые Федеральные стандарты и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
При всех различиях, продиктованных временем у нас есть общее - это наша историческая генетическая память , наша российская идентичность. По мнению Д.В.Григорьева:
«Гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином.»
Григорьев Д. В. «Формирование гражданской идентичности современного школьника»
Моя роль как заместителя директора по учебно-воспитательной работе заключается в повышении качества методической работы и качества образования в целом. Основной структурной единицей образовательного процесса является урок, на котором решаются не только учебные, но и воспитательные задачи. И здесь важна позиция педагога как воспитателя, который умело подведет ребят к осмыслению, заставит задуматься, сравнить и сделать вывод. Анализируя результативность урока я всегда руководствуюсь наработками кандидата педагогических наук , нашего научного руководителя. А.И.Григорьвой, :
«Важно определить и выстроить такую систему , которая обеспечивает соответствующий результат развития педагога как воспитателя…. Сегодня явно недостаточно, чтобы педагог выполнял только свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль. Необходима позиция педагога как воспитателя»
Кандидат педагогических наук, профессор А.И.Григорьева
Я убеждена, чтобы заставить ребенка говорить, нужно заставить его мыслить. Гораздо быстрее ребенок начинает мыслить тогда, когда появляется проблема – сложный вопрос, требующий решения, а в поисках истины возникает дискуссия.
Технологии проблемно –ценностного общения используются нашими учителями как на уроке так и вне его .
К таким технологиям относятся технологии проблемно-ценностного общения.
- Этическая беседа
- Дискуссия
- Дебаты
- Мировоззренческое кино
Основу данных технологий составляет диалог, который чаще всего используют учителя литературы и истории. Уже в начальной школе педагоги стараются использовать технологии проблемно-ценностного общения, организуя работу в группах по поиску информации, учат детей проводить исследование и доносить до своих одноклассников, заставляя проникаться важностью информации при изучении родного края.
На уроках истории, используя метод историзма, мы имеем возможность вести диалог о прошлом, а значит, диалог со временем. Это и есть та уникальная возможность осознания исторических процессов и явлений, и своей идентичности.
Извечная российская проблема - отношение власти и народа стала поводом для проведении дискуссии на уроке истории в 7 классе по теме «Итоги правления Ивана Грозного».
Учащиеся доказывали разные точки зрения, определив самостоятельно проблему: кто он Иван 4? Царь –реформатор или злодей? Очень важно, что в конце дискуссии был перекинут мостик в сегодняшнее время. И ребята сделали самостоятельный вывод, что наиболее оптимальным политическим режимом является демократия, когда источником власти является народ, а не один человек.
Проблема демократии была затронута и на уроке обществознания в 11 классе «Демократия по- европейски и демократия по – русски. Есть ли различия?» Самым ценным считаю тот факт, что учащиеся изучили много дополнительного материала и, используя свой личный, небольшой опыт, старались доказать свою точку зрения в диалоге. Самым ценным считаю подготовку к таким урокам. Вместе с ребятами мы составляем план дискуссии, собираем дополнительный материал, просматриваем новостные передачи. Это и работа учителя над собой, так как могут возникнуть вопросы, требующие специальных знаний.
Работая над заявленной темой , я , как руководитель, увидела вызов- мы недостаточно прорабатываем данную проблему с учителями. Чаще на уроках звучит монолог (хотя и без этого не обойтись), а еще чаще – односложные ответы. Не каждый педагог может организовать практикоориентированный мировоззренческий диалог, который бы способствовал развитию личности ребенка, становлению его исторического сознания. Время требует иных подходов и форм организации образовательного процесса. Диалогизированное обучение – это возможность трансформации индивида в личность, это опыт осознанной работы над собой, это способ формирования социальной ответственности и гражданской идентичности.
Насколько успешно это получается у нас, мы увидим тогда, когда в недалеком будущем наши ученики выйдут во взрослую жизнь уже со своим ценностным миром и начнут свой диалог со временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена проблеме толерантности и экстремизма, консолидации гражданского общества, поддержки разнообразия, утверждение права всех людей быть разными. Толерантность - это ценность и социа...
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие учащихся в формировании общегражданской российской идентичности
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Поэтому среди целей исторического и обществоведческого образования в Фед...
Мастер-класс по теме «Духовное наследие России в формирование основ исторического сознания и его роль в воспитании будущих граждан Отечества», посвящённый 1000 - летию со дня преставления Святого Князя Владимира.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10053058","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"187","width":"480"}}]]Знакомство учащихся с историей своего Отечества....
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...
Методическая разработка к Всероссийскому конкурсу среди классных руководителей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Персоналии и герои Смутного времени.
Важнейшим направлением воспитательной работы образовательных учреждений в Российской Федерации, является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Оно способствует решению важных, значимых восп...