«Личностно – ориентированное воспитание школьников». Изучение личности классного коллектива.
статья на тему
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, мне приходилось уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_vospitanie_shkolnikov.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личностно – ориентированное воспитание школьников».
Изучение личности классного коллектива.
Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его.
Личностно-ориентированный подход представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированные подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечёт изменение всего целого.
Психолого – педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально – психологических особенностей ученика и социально –психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации воспитательного процесса.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, мне приходилось уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, я учитывала следующие:
-особенности возраста учащихся класса,
-степень сформированности детского коллектива,
-степень доверия друг другу детей и ко мне как классному руководителю.
Работая с диагностическими методиками, я придерживалась следующих правил:
-результаты(любые) должны служить не во вред, а во благо уч-ся класса,
-по результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе,
-необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Я остановлюсь на вопросе «Изучение личности классного коллектива».
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Всё это невозможно без индивидуальных, дифференцированных подходов в системе воспитания. Исходя из этой цели, основными задачами классного руководителя я считаю:
-Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребёнка, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика,
-Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребёнка с целью подбора для него определённого вида деятельности, где его может ожидать успех.
Все эти задачи можно выполнить, проводя диагностику классного коллектива.
Я работаю классным руководителем в данном классе с 5 класса. Начиная с 5 класса, я стала изучать детей и детский коллектив в целом. Для этого использовала разнообразные диагностические методики. Одна из них – это наблюдение.
Наблюдение даёт возможность изучить каждого уч-ся в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Этот вид диагностики я использовала, чтобы сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых поступках. С помощью наблюдений изучала познавательный потенциал каждого ребёнка , для этого посещала уроки, проводила анализ текущей и итоговой успеваемости.
Также использовала проективные тесты , которые позволили мне изучить отношение уч-ся к миру, самому себе и т.д. В начале работы с данным коллективом провела диагностику, где выявила тип темперамента каждого уч-ся. В начале и в конце учебного года провожу диагностику , выявляющую уровень воспитанности. Кроме обыкновенных тестов провожу рисуночные тесты по проблеме взаимодействия в детском коллективе: «На перемене», где уч-ся рисовали свой класс на перемене и определяли местоположение каждого ученика и подписывали его имя. Рисуночный тест «Кораблик» Уч-ся предлагалась отправиться на лайнере в кругосветное путешествие. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах по два человека и обосновать своё мнение. Такие диагностики позволяют выявить неформальных лидеров в классе и взаимодействие уч-ся между собой, и сразу видна проблема общения ребят друг с другом. В 9 классе провела тесты, которые помогли выявить профиль обучения, жизненные ценности, качества личности, мотивы в выборе профессии, профессиональную направленность каждого ученика.
Кроме наблюдения и тестов провожу анкетирование, уч-ся пишут мини сочинения.
Все эти методики позволили мне изучить детский коллектив, отношение детей к коллективу, к родителям.
Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника, я изучила личные качества каждого уч-ся класса, их способности, их взаимоотношения. Учёт индивидуальных особенностей уч-ся помогает мне в планировании и организации классных дел. Также всё это мне позволило бесконфликтно работать в данном классе на протяжении 5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход при формировании личности посредством занятий физической культурой и спортом
Моя педагогическая концепция....
«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»
Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...
Личностно-ориентированный подход при изучении физики.
В данной публикации рассматривается как на практике осуществляется личностно- ориентированное обучение по физике....
Личностно – ориентированное обучение школьников на уроках географии путем активизации познавательной деятельности
Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:- гибко адаптироваться к и...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в п...
Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)
Доклад «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)...
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....