Классный час-игра «Кто много читает – тот много знает» (5-6 класс)
классный час по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Классный час-игра на неделе русского языка и литературы
«Кто много читает – тот много знает»
Расширит круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;
пополнит словарный запас учащихся; повысить интерес к русскому языку;
спобствует воспитанию чувства любви и уважения к богатствам русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_kto_mnogo_chitaet_-_tot_mnogo_znaet.ppt | 2.82 МБ |
klassnyy_chas_konspekt.docx | 938.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Угадай автора строчек» Буря мглою небо кроет… А.С.Пушкин Когда в товарищах согласья нет… И.А.Крылов В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут… А.С.Пушкин У лукоморья дуб зеленый… А.С.Пушкин Ветхая избушка Вся в снегу стоит Бабушка-старушка Из окна глядит. А.А.Блок Белая береза под моим окном Принакрылась снегом…. С.А.Есенин Черемуха душистая с весною расцвела… С.А.Есенин Мистер Твистер, Бывший министр… С.Я.Маршак В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью «Каланча»… С.В.Михалков Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел… С.В.Михалков Почему сегодня Петя Просыпался десять раз?... А.Л.Барто У меня растут года Скоро мне семнадцать. Где работать мне тогда… В.В.Маяковский.
Игра «Поиск омонимов» Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различные значения.
Игра «Поиск омонимов»
Загадки-омонимы Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. (очки) Я -- зверь, я – река, отгадайте, кто я? ( Тигр) Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна. (вилка) Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я? (петрушка) Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. (перо) Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)
Загадки Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать. В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я – планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю.
Игра « Сходство и противоположность » пустой спешит древность зной » горе спелый доблесть юный ссора быстрый смелый скрытный Порожний - полный; Торопится - медлит; Старина - современность; Жара - холод; Скорбь - радость; Зрелый - зеленый; Честь - позор; Молодой - старый; Раздор - примирение; Скорый - медленный; Храбрый - трусливый; Замкнутый-откровенный.
Игра «Сходство и противоположность» ч у ж б и н а м е д л и т ь х в а л и т ь а н а р х и я р а с с в е т с л а д к и й антонимы синонимы и с т и н а п е ч а л ь с п е л ы й л е н т я й в ы г о д а с л у ж б а
Игра-рассказ на заданную тему тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герой
Пословицы и поговорки Пословицы - это краткие, образные и меткие народные выражения. В них отражена народная мудрость. Пословицы украшают живую речь, делают ее меткой, убедительной. Поговорка , в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.
Пословицы и поговорки Г О Л О Д Е Н Х И Т Е Р Б О Л Т Л И В У П Р Я М С К О Л Ь З К И Й Т Р У С Л И В Х Р А Б Р
Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки? ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ ЛЮБИЩЬ КАТАТЬСЯ ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ
Составь пословицы! Дело - безделье; Дело - потеха; Дружба - служба; Язык - дело; Лает - кусает; Шило - мешок; Журавль - синица; Лес - дрова; Руки - скука; Коса - камень; Труд - лень; Свет - тьма.
Составь пословицы! Маленькое дело лучше большого безделья. Дружба дружбой, а служба- службой. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки. Труд человека кормит, а лень портит. Делу время, потехе - час. Не спеши языком, торопись делом. Шила в мешке не утаишь. Чем дальше в лес, тем больше дров. Нашла коса на камень. Ученье - свет, а неученье - тьма.
Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал. Мой первый слог – предлог, А во втором мы проживём всё лето. И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа. (задача) Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного. (по-ми-до-р ) Разгадай шарады!
Отгадай шарады! Мой первый слог на дереве, Второй мой слог – союз , А в целом я – материя , И на костюм гожусь. (с----) Мой первый слог тягуч и сладок, Второй – частица, вместе – зверь , Живёт в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь? (м------) Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито; Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое летает и жужжит. То сядет на цветок, то снова полетит. (ш----)
Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово: с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю. ( Чайка/ гайка) С глухим согласным я – число, со звонким – вид железа. (Шесть – жесть) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье. (колос – голос) Отгадай метаграммы!
Вспомните восемь басен И.А.Крылова! 1.«Мартышка и очки» 2.«Стрекоза и Муравей» 3.«Лебедь, Рак и Щука» 4.«Кот и Повар» 5.«Слон и Моська» 6.«Ворона и Лисица» 7.«Лисица и виноград» 9.«Кошка и Соловей»
Кто много читает, тот много знает!
Предварительный просмотр:
Классный час-игра |
«Кто много читает – тот много знает» (5-6 класс) |
МОУ «ФСОШ №2»
Учитель Сосновская И.А. |
Классный час-игра
«Кто много читает – тот много знает»
Цели:
- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;
- пополнить словарный запас учащихся; повысить интерес к русскому языку;
- воспитание чувства любви и уважения к богатствам русского языка.
Оборудование:
- Компьютерная презентация ;
- Жетоны-баллы;
- Мяч;
- Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»
- Тетради и ручки для записывания рассказа.
Ход занятия:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех на классном часу-игре «Кто много читает – тот много знает». Наше мероприятие приурочено к неделе русского языка и литературы, которая сейчас проходит в школе.
Русский язык один из древнейших и красивейших языков мира. К.Г.Паустовский писал: «Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». Глубоко прав и И.С.Тургенев, сказавший, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.
( Звучит в записи стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык» )
РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
Мы с вами должны постигать богатства нашего языка на уроках, на внеклассный мероприятиях, тем самым пополняя свои знания, расширяя интеллект.
Итак, сегодня мы посмотрим, кто же в нашем классе лучше всего знает наш великий русский язык и много читает.
И сейчас давайте поприветствуем участников нашей игры. Будут соревноваться 2 команды. За каждое правильно выполненное задание, ребята, вы будете получать жетоны-баллы. А жюри выберет самого умного и активного участника.
1.Игра «Угадай автора строчек»
На экране появятся строчки из стихотворений , вы должны назвать автора этих строк.
2.Игра «Поиск омонимов»
Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различные значения.
Необходимо найти на предложенных картинках омонимы и пояснить их значение.
( лук – оружие, овощ;
Коса- волосы, заплетённые особым способом, инструмент в сельском хозяйстве;
Замок старинный – замок дверной. Эти слова различаются ударением. Это слова-омографы.
Кружки фарфоровые– кружки ( от слова круг), танцевальный кружок – омографы .
Полотно – железнодорожное, ткань, картина (холст).
Мы знаем , что как разновидность омонимов есть ещё и омоформы – слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме ( три – глагол в повелительном наклонении, три – числительное) и омофоны – слова. Звучащие одинаково, но пишущиеся по-разному. )лук-луг, молод –молот, везти – вести)
- Загадки-омонимы
- Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. (очки)
Я - зверь, я – река, отгадайте, кто я?
- Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна.
- Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я?
- Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. (перо)
- Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)
- Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать. (ключ)
- В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значении
Я – планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.(линейка)
3.Игра «Сходство и противоположность»
В этом конкурсе нужно подобрать к предложенным словам соответствующие синонимы и антонимы
1)
- Пустой -(порожний, полный);
- спешит - (торопится, медлит);
- древность – (старина, современность);
- зной – (жара, холод)
- горе – (скорбь, радость);
- спелый – (зрелый, зелёный);
- доблесть – (честь, позор);
- юный – (молодой, старый);
- ссора – (раздор, примирение);
- быстрый - (скорый, медленный);
- смелый - ( храбрый, трусливый);
скрытный –(замкнутый, откровенный);
2)Игра «Сходство и противоположность»
Подобрать и вписать антонимы и синонимы
4.Игра-рассказ на заданную тему
Необходимо придумать рассказ, используя следующие слова:
тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герой
5.Пословицы и поговорки
Для того, чтобы справиться со следующим заданием, нам необходимо вспомнить, что какое пословица, а что – поговорка. Чем поговорка отличается от пословицы.
Пословицы - это краткие, образные и меткие народные выражения. В них отражена народная мудрость. Пословицы украшают живую речь, делают ее меткой, убедительной.
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.
Ребята, мы знаем, что в многих поговорках используются качества и признаки того или иного животного. Давайте попытаемся их отгадать.
Г | О | Л | О | Д | Е | Н | ||
Х | И | Т | Е | Р | ||||
Б | О | Л | Т | Л | И | В | ||
У | П | Р | Я | М | ||||
С | К | О | Л | Ь | З | К | И | Й |
Т | Р | У | С | Л | И | В | ||
Х | Р | А | Б | Р | ||||
Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки?
На экране появляются рисунки, а ребята должны найти нужную пословицу.
Составь пословицы!
Даются слова, а мы должны восстановить пословицу.
Дело - безделье; Дело - потеха;
Дружба - служба; Язык - дело;
Лает - кусает; Шило - мешок;
Журавль - синица; Лес - дрова;
Руки - скука; Коса - камень;
Труд - лень; Свет - тьма.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Дружба дружбой, а служба- службой.
- На смелого собака лает, а трусливого кусает.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Делу время, потехе - час.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Шила в мешке не утаишь.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Нашла коса на камень.
- Ученье - свет, а неученье - тьма.
6. Отгадай шарады!
Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал.
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживём всё лето.
И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа.
(задача)
Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного.
(по-ми-до-р)
Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог – союз ,
А в целом я – материя ,
И на костюм гожусь. (с----)
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь ,
Живёт в лесу, на ульи падок.
Ну, угадал его теперь? (медведь-)
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито;
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое летает и жужжит.
То сядет на цветок, то снова полетит. (шмель)
7. Отгадай метаграммы!
Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово:
с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю.
( Чайка/ гайка)
- С глухим согласным я – число,
со звонким – вид железа.
(Шесть – жесть)
С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье.
(колос – голос)
8.Вспомните восемь басен И.А.Крылова.
Необходимо вспомнить названия басен И.А.Крылова, где действующими лицами являются следующие животные. Здесь, на рисунке они представлены парами.
- «Мартышка и очки»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Лебедь, Рак и Щука»
- «Кот и Повар»
- «Слон и Моська»
- «Ворона и Лисица»
- «Лисица и виноград»
- «Кошка и Соловей»
Учитель: Ну, что же, мы прошли с вами все этапы игры, все задания выполнили. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая команда.
(Итоги игры, вручение грамот победителям)
Мы поздравляем победителей и участников.
Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения.
Мы собираем и храним слова –
Они из цвета, запаха и звука.
Они, нам кажется, оттуда, где трава,
Летят стрелой, что пущена из лука.
От них порой кружится голова –
В них отразились звезды и деревья,
Давай те ж вместе сбережем слова,
Исполненные доброго доверья.
Русский язык – величайшее творение народа! Любите наш русский язык!
До новых встреч, дорогие ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса
Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...
Литературная викторина "Кто много читает, тот много знает"
Викторину или её отдельные элементы можно использовать и на уроках литературы, и на внеклассных занятиях по предмету....
Классный час « Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»
Сегодня тема нашего классного часа посвящена Году литературы. Послушайте, как сказал о книге известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жиз...
Речевая конференция "Книгу читаешь - много знаешь!" 4 Б класс 2018 г.
Речевая конференция "Книгу читаешь - много знаешь!" 4 Б класс 2018 г. Контрольное мероприятие по развитию произношения....
"Кто много читает - тот много знает"
Внеклассное мероприятие "Кто много читает - тот много знает" - конкурсная программа по страницам произведений для детей. .В первой половине занятия - краткий справочный мат...
"Кто много читает - тот много знает"
Внеклассное мероприятие "Кто много читает - тот много знает" - конкурсная программа по страницам произведений для детей. .В первой половине занятия - краткий справочный мат...
Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс
Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс...