Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения
методическая разработка по теме
Разработка родительского собрания на тему "Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_cennosti_i_orientiry_podrastayushchego_pokoleniya.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения
Введение
«Самые великие империи рушились тогда, когда случались кризисы нравственности»
Актуальность.
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Конфуций, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате "О воспитании и наставлении детей" писал: "Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами... Первая главная часть воспитания... попечение о теле". Далее просветитель отмечает: "Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его, либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия... а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из этого следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием... третья главная часть воспитания... просвещение, или образование разума". [1]
Процесс воспитания происходит в постоянном сотрудничестве школы и семьи. Но начинается он в семье. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Мне стало интересно, насколько велико влияние современной семьи на воспитание нравственности. Было важно выяснить, какова доля тех семей, где занимаются воспитанием моральных норм, где ведутся беседы, объясняющие важность общечеловеческих ценностей (понимание добра и зла, дружба, верность, справедливость, защита слабых, уважение к старшим, скромность и т.д.).
Ведь в наше время, к сожалению, актуальны совсем другие ценностные ориентиры: стремление заработать, наглость, хитрость и т.д. Желание заработать овладело нашей жизнью настолько, что многие забывают не только о душе ребенка, но и о своей собственной. Для того, чтобы обратить внимание на эту проблему, я и выбрала данную тему.
Цель - показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье. Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
1) изучить научно-педагогическую литературу по данной проблеме, выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
2) определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Сущность нравственного воспитания
«Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь… с возможностью
делать добро людям». (Л.Н. Толстой)
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к "Словарю русского языка" С.И.Ожегова. Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.[3].
Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность. Что же представляет собой нравственное воспитание? В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.
Опыт нравственного поведения у подрастающего поколения формируется под влиянием семьи, школы общественной среды, средств массовой информации и других источников. С момента рождения для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, "улавливает" моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Василий Андреевич Сухомлинский писал о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он говорил: « Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушен к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное дело».[4]. Все дело в одной, очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». [5].
2. Проблемы нравственного воспитания в современной семье.
Изучая историю, я сделала, вывод, что в традиционной многопоколенной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в особенности бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных корнях, ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка. Но современная семья, отличается от традиционной: С конца XIX в. историческое развитие русской семьи во всех областях шло по пути увеличения доли нуклеарной семьи, уменьшения количества детей в семье, уменьшения количества родственников, с которыми постоянно поддерживались тесные отношения. Доля традиционных многопоколенных семей в современном российском обществе неуклонно сокращается. Во многом изменилась также и роль женщины в семье и обществе. Сейчас большинство матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием детей и домашним хозяйством. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные бабушки ведут активную социальную жизнь (продолжают работать до пенсии и после, не все готовы посвятить себя воспитанию внуков). Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности.
2.1 Нравственное воспитание подростков.
Наиболее сложным возрастным периодом, в котором проблемы нравственного воспитания наиболее ярко выражены, является подростковый возраст. Среди подростков я и проводила свое исследование. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания.
2.2 Реальные ситуации.
Обратимся к реальным ситуациям. Мною было проведено анкетирование среди 8-х и 9-х классов среди детей и их родителей с целью выяснения взаимоотношений в семьях, и дальнейшее их сравнение.
В результате выяснилось, что в тех семьях, где есть взаимопонимание между родителями и детьми, где родители много времени и внимания уделяют подростку, делятся с ним личными переживаниями, знакомят со своими друзьями, обсуждают просмотренную телепередачу или прочитанную книгу (что очень редко в наше время), ведут беседы о добре и зле, о религии, растут воспитанные, отзывчивые дети.
Но и в полных семьях, очень часто нравственное воспитание является недостаточным. Это связано с изменениями современной семьи. С одной стороны родители стараются окружить ребенка всеми благами, а с другой -
в погоне за материальным благополучием, совершенно не интересуются его внутренним миром.
Из – за чего у подростков часто не ладятся отношения не только с родителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец. Вот отрывок из письма девушки:
"О себе: зовут Наташа, мне 16 лет. Учусь в 11 классе. Надеюсь закончить школу с 2-3 четвёрками и остальными пятёрками.
Недавно мои родители в "Комсомолке" прочли в письме 15-летней девчонки: "Я разочарована в жизни". Они посмеялись над этим и сказали что-то вроде: "Ну и молодёжь".
Мои родители совершенно не знают меня. Я сама не помню, когда потеряла связь с ними. У меня нет сейчас ни малейшего желания делиться с ними своими переживаниями. Я болтаю о всякой чепухе, и они считают, что в нашей семье всё благополучно. Я не пью, не курю, не гуляю ночами, не стану хамить. Этого для всех достаточно. Для родителей ещё нужно, чтобы я много читала и готовилась к поступлению в институт. И никого - ни одного человека! - не волнуют мои взаимоотношения со сверстниками. Взрослые во всех нас видят лишь "ребёнка среди взрослого мира"... Пока я могу сказать лишь, что в своей жизни я не вижу ни малейшего смысла..."[6] Произошло отчуждение между родителями и ребёнком, которое уходит своими корнями в детство этой девушки, скорее, в период её отрочества. Родители, конечно, любят дочь. Но, видимо, любовь эта стала незаметной, повседневной, исчезли доверие и искренность в отношениях между членами семьи. Отец и мать не подозревают, что "проглядели" душевную драму своей уже взрослой дочери.
Заключение.
В результате своего исследования я сделала следующие выводы. Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. "Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины"[7]. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.[8]. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Анкета для родителей
1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с Вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они Вашей работой?
4. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
5. Бывают ли они у Вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?
8. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. А в «детские праздники» предпочитают дети оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?
11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи и фильмы?
13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, походах?
15. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми или нет?
16. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?
17. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?
18. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие хуже?
19. Как ваш ребенок реагирует на порицание?
20. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?
21. С кем дружит ваш ребенок?
22. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?
23. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
Анкета для учащихся.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2. Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они вашей учёбой?
4. Знаете ли вы друзей ваших родителей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
9. А в «детские праздники» предпочитаете ли вы оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?
10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
11. А телевизионные передачи и фильмы?
12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
Родительское собрание «Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения»
родительское собрание по теме Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения, аспекты воспитания в семье....
Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...
«Литература как нравственная опора в воспитании подрастающего поколения: взгляд из неоднозначности»
Современная молодёжь, как и молодёжь предыдущих поколений не может быть равнодушна к живому слову, студент, слушающий монолог или играющий роль– невольно проникается чувствами и характером героя...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.
Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....