Моя программа здоровья ( творческая работа)
творческая работа учащихся (10 класс) по теме

творческая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_zdorovya_1.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области

«Моя программа здоровья»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, как средства сохранения и укрепления индивидуального  здоровья.

Задачи:

Формирование знаний и развитие навыков, установок, привычек, способствующих физическому, психическому и социальному благополучию.

Развитие самодисциплины, понимания себя и формирования позитивного «Я» путём реалистичной оценки собственных возможностей и ограничений.

Развитие уважения к традициям и способности понимать и конструктивно реагировать на изменения, происходящие в личной жизни и жизни общества.

Вовлекать сверстников в деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Обобщить имеющийся опыт по данному направлению.

Изучить проблему здорового образа жизни других школьников.

Формирование привычки соблюдать гигиенические правила нормы.

Нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

В  результате работы над программой и изучения литературы по теме «Здоровьесбережение» я сделала следующие выводы:

Здоровье человека лишь на 7-10 % зависит от здравоохранения и более чем на 50 % - от образа жизни, т.е. знаний и умений сохранять его самим человеком;

Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, полным физическим и психическим, моральным и социальным благополучием, уровнем физического развития, соответствующему возрасту, совершенствованным механизмом саморегуляции и высокой степенью адаптации к производственным, социальным, экологическим условиям;

Критериями здоровья являются:

Для соматического здоровья – «я могу»;

Для психического здоровья – «я хочу»;

Для нравственного здоровья – «я должен»;

К школьным факторам риска относятся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Интенсификация учебного процесса;

Несоответствие технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника;

Нерациональная организация учебной деятельности;

Необходимо принять  специальные меры для совершенствования своей здоровьесберегающей  программы;

Рационально организовать учебную нагрузку дома.

В ходе работы по программе были использованы следующие методы:

1.Теоретические: работа с литературными источниками (книги, журналы, газетные статьи, нормативные документы  из «Вестника  образования»)

2.Исследовательские : изучение факторов  оказывающие отрицательное влияние на состояние здоровья ;

3.Просветительская работа: составление индивидуальных  памяток, разработка режима дня  с учетом здоровьесбеоегающей программы.

4.Интернет (САНПИН)

Срок осуществления программы: 2009-2012год

Программу выполнила:

Козина Ольга ученица МОУ СОШ    №1 п. Нарышкино.

Руководители программы:

Картамышева О.Н. – учитель  МОУ средней общеобразовательной школы №1 п.Нарышкино;

Консультант программы:

Павлович В.И – педиатр Урицкого района Орловской области.

Рыкова Р.Н. – завуч МОУ СОШ №1.

Костина Н.М. – учитель биологии МОУ СОШ №1

Журбенко О.Н. – учитель истории  МОУ средней общеобразовательной школы №1 п.Нарышкино;

Пояснительная записка.

Надо отметить , что во все времена беспокойство о здоровье учащихся основывалось на фактах, подтверждающих ухудшение здоровья. Так, несмотря на многовековую историю школьной гигиены, статистика московских городских школ уже в 1912г показала, что «количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в первых классах слабые дети составляли 35 %, в средних – 39%, в старших – 44%». Спустя несколько десятилетий, в 1990 году , мониторинг физического развития школьников в очередной раз выявил  негативные изменения в физическом статусе детей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно- психическом здоровье, но заболевания органов пищеварения, нарушения зрения, осанки, стопы. Если верить имеющимся данным о здоровье школьников, то получается , что десятиклассник 2000 года уступает по всем  медицинским  показателям десятикласснику 1970г, и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними Если проанализировать полученные данные, то становится ясно: через 10-20 лет здоровье школьников ухудшится на столько , что все каникулы они будут проводить в больницах и санаториях.

Нужная вещь – СанПиНы? Безусловно – да. Учитывают ли они в полном объеме все  особенности организации учебного процесса, а заодно и социально-экономические, географические, культурные особенности региона? Думается, что –нет. В соответствии с данными Минздрава России, в стране в две и даже  в три смены работают боле 30% школ, в которых обучаются соответственно более 20% от общего количества учеников.  Характерный пример приводит Н.В.Басова в работе «Педагогика и практическая психология» : «Почти половина московских восьмиклассников недосыпают от 30 до 2,5 ч в сутки. А нехватка только получасового сна снижает работоспособность подростка на 30%». Проблема усугубляется тем, что  «почти 2/3 тех же ребят в будни не бывает на свежем воздухе. А из тех, кто все-таки выбирается на улицу,  лишь 8% проводят там 2,5 ч, т.е сколько нужно». Наивно полагать, что подростки недосыпают и не гуляют только из-за большого количества домашних заданий. С большой вероятностью можно предположить , что успешную конкуренцию урокам составили телевизор, компьютер и телефон.

Здоровье человека лишь на 7-10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% - от образа жизни, т.е знаний и умений сохранять его самим человеком.

Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких –либо болезненных изменений, полным физическим и психическим , моральным и социальным благополучием, уровнем физического  развития, соответствующему возрасту, совершенным механизмом саморегуляции и высокой степенью адаптации к производственным, социальны, экологическим условиям.

Актуальность программы заключается именно в том, что из всех аспектов здоровья именно личностный, рассматривается как понимание того, как развивается наше «Я» («Я» - это та часть личности человека, которой необходимо развитие, чувство самореализации), чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.  В целом важен каждый из аспектов здоровья(соматическое здоровье, социальное, психическое, нравственное). Все они связаны между собой. Каждый в отдельности влияет на все остальные.

Таким образом, здоровье человека обуславливается многими факторами и во многом зависит и от самого себя. Для формирования, укрепления и сохранения здоровья каждый человек должен составить для себя программу здоровья и стараться придерживаться её всю жизнь.

Анализ многочисленных публикаций о здоровье, его влияния на человека позволили выбрать, оценить и использовать наиболее простые, общедоступные и эффективные, по моему мнению, методы поддержания своего жизненного тонуса, сохранения работоспособности и творческого мышления. Изучив «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков» (Вестник образования , сентябрь №18 ),  позволило мне сформулировать четыре основных положений своей программы здоровья, которым я обязана следовать в повседневной жизни:

оздоровительная физическая культура;

мода и здоровье;

 здоровое питание,

психическое здоровье.

Одна из ценностей общества это сохранение здоровья подрастающего поколения, поэтому я считаю , что те принципы  формирования здорового образа  жизни, о которых говорится в данной статье имеют очень важное актуальное значение для меня и моих сверстников , т.к они отвечают современным задачам по поддержанию, сохранению и укреплению здоровья.

«Направления программы здоровья»

Физическая культура.

Вести дневник здоровья, делать наблюдения, выводы, вести сравнительный анализ, знать виды закаливания, представления о защитных силах своего организма, иметь представление о народной медицине, уметь разрабатывать комплекс упражнений для проведения утренней зарядки, знать о значении двигательной активности на здоровье человека, стремиться  заниматься в спортивных секциях.

Знать основную работу систем органов человека, их взаимосвязь, значение сохранения правильной осанки, проведение дыхательной гимнастики, значение и гигиена кожи.

Мода и здоровье.

Иметь представление о моде и здоровье, представление о влиянии и взаимодействии окружающей среды и человека.

Здоровое питание.

Владеть понятием о режиме питания, как и где, хранить продукты питания, знать о роли белков, жиров, углеводов в жизни человека, для роста и развития организма, о влиянии питания на индивидуальное здоровье. Иметь представление о роли основных питательных веществ для здорового развития организма. Знать традиции русской кухни, знать правила хранения продуктов питания, иметь представление о сроке годности продукта, о приготовлении пищи.

Психическое здоровье.

Соблюдение правил поведения в общественных местах, в школе, дома, учиться управлять своими эмоциями, развитие памяти, наблюдательности, мышления, иметь представление о влиянии стресса на состояние своего  здоровья.

Реализация программы

Физическая культура.

Ежедневная утренняя зарядка.

Проветривание помещения.

Восьмичасовой сон.

Посещение спортивной секции – плавание.

Контроль за сохранением правильной осанки.

Ежедневный контрастный душ.

Мода и здоровье.

Соответствие одежды сезону.

Обязательная поддержка аккуратного внешнего вида.

Использование косметических средств соответствующих возрасту.

Здоровое питание.

Разнообразное питание в течении дня.

Соблюдение времени приема пищи.

Контроль норм питания в течении дня

Психическое здоровье.

Соблюдение норм и правил поведения.

Упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления.

Учиться преодолевать стрессовые ситуации.

Избегать поведенческих рисков, опасных для здоровья

Ожидаемые результаты.

Физическая культура.

Уметь осуществлять  простейшие физиологические измерения (вес, рост, частоту пульса, температуру тела, тесты на гибкость и координацию)

Иметь представление о собственной физиологической норме

Понимать индивидуальные особенности строения тела

Соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, достаточной двигательной активности, тепловой режим.

Мода и здоровье.

Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность

Уметь подбирать гигиенические средства для ухода за телом, волосами

Иметь представление о моде, соответствие внешнего вида месту и времени.

Уметь пользоваться косметическими средствами , по принципу «Не навреди».

Здоровое питание.

Уметь готовить разнообразные основные блюда

Уметь составлять индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма

Уметь организовать собственное питание в течение дня

Уметь избегать пищевых факторов риска

Уметь оценивать качество и свежесть продуктов

Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценить их пригодность для еды

Уметь оценивать правильность и сроки хранения продуктов по упаковке.

Психическое здоровье.

Уметь контролировать собственные эмоции и поведенческие реакции

Выражать готовность нести ответственность за собственное поведение

Уметь ставить для себя ясные цели и планировать пути их достижения

Знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми

Уметь распознавать поведенческие риски

Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях

Владеть основными навыками общения: умение слушать, поддерживать и прекращать разговор

Уметь использовать различные упражнения, тесты, направленные на развитие памяти, внимания.

 Уметь занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения.

        

Работая над своей программой здоровья, я изучила нормативно – правовую базу по данному направлению, и хотела бы внести некоторые предположения по её изменению:

САНПИН.

2.9. Требования к организации учебно-воспитательного процесса.

2.9.5. В первые классы должны приниматься дети 8го или 7го года жизни, по усмотрению родителей. Т.ж на основании п.2 ст 19 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании »», обучение детей в образовательных учреждениях начинается с достижения ими 6 лет 6 месяцев, но не позже достижения ими возраста 8 лет.

Я считаю, что дети должны  начинать обучение в школе по достижении полных 7 лет, т. к дети 6,6 лет еще не готовы к обучению в школе  в силу своих возрастных особенностей, думаю, что им очень тяжело бывает адаптироваться к новым условиям и требованиям, поэтому лучше, если они будут посещать «Школу будущего первоклассника», и постепенно смогут адаптироваться к учебному процессу, и к школьной жизни.

Так же я думаю, что в Закон Российской Федерации «Об образовании» , необходимо внести изменения о наполняемости классов, самое оптимальное количество учеников в классе не более 18 человек. Я думаю, это даст возможность повысить качество обучения, ученикам легче адаптироваться к новым изменяющимся условия в системе образования, эффективней и плодотворней будет сотрудничество учитель – ученик, т.ж это способствует снижению и предупреждению утомляемости на уроке, есть возможность качественней организовать двигательный режим, контролировать правильную посадку за школьной партой. Учитель больше получит возможности работать индивидуально на уроке, значит, мы больше будем усваивать,  уменьшится время, которое мы тратим на выполнение домашних заданий, следовательно, получаем больше возможности заниматься в спортивных секциях, заниматься дополнительным самообразованием.

Заключение.

В заключении своей программы, хочу сказать , что здоровый образ жизни  - поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного отношения здорового стиля жизни, что предполагает высокий уровень культуры по данной проблеме. Обучение и воспитание  является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить непрерывный характер, в результате мы должны стремиться :

Улучшению собственного физического и психического здоровья;

Отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих,

Сознательное участие в здоровьесберегающих мероприятиях.

Вывод:

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение качественного  образования, которое не сводится только к получению знаний учащимися, но и связанна с развитием  и воспитанием таких понятий как «здоровье», «качество жизни», «социальное благополучие», «самореализация». Таким образом, приоритетной задачей модернизации является обеспечение образования, его индивидуализация, это в свою очередь предполагает:

Педагогическую поддержку обучающемся.

Квалифицированную диагностику возможностей и способностей   ученика.

Реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие в разработке индивидуальных программ.

Задача формирования самостоятельной, социально мобильной личности, способной адаптироваться в современном обществе, определяет важность создавать соответствующие программы индивидуального  развития. В учебной программе акцент  делается на овладение знаниями, умениями , навыками, предполагает изучение возможностей  и динамики развития ученика в образовательном процессе, если ученик будет иметь индивидуальную программу развития, то совместно это выступает как комплексная технология, поддержка и помощь в решении задач развития, обучения, воспитания, самореализации.

Данная работа «Моя программа здоровья» направлена, прежде всего, на сохранении собственного здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

 Большинство людей склонны перекладывать ответственность за собственное здоровье на медицину, не желая менять свое поведение, а поведение это приобщение к здоровому образу жизни. В современных условиях  каждый ученик должен иметь подобную программу развития. Это позволит добиться больше положительных результатов, актуальна пословица «В здоровом теле- здоровый дух». Только здоровый человек способен ставить перед собой цель, стремиться её реализовать через поставленные задачи, заниматься самосовершенствованием и саморазвитием.

        

                                                                                                Выполнила

Козина Ольга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная творческая работа «Здоровое поколение – будущее страны».

На сегодняшний день в нашей стране активно пропагандируется здоровый образ жизни, но организация и кадры, ответственные за это, не подобраны....

Творческая работа «Реклама и здоровье человека»

Реклама стала неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Иногда она помогает сориентироваться в многообразии товаров, выбрать наиболее подходящий для нас, но иногда и вредит, особенно малообразованным людям,...

"Доброта для души то же, что здоровье для тела..." (из опыта работы: дидактические материалы, творческие работы, игры, квесты на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся)

Данные материалы были представлены в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы формирования ценностей здорового образа жизни дет...

Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни "Я выбираю здоровье!"

Программа первичной профилактической работы по  формированию ценности здорового образа жизни "Я выбираю здоровье!"...

Итоги районного конкурса творческих работ детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья "Я - Автор"

Творческое развитие детей — одна из основ гармоничного становления личности. Творчество развивает воображение, социальные навыки, помогает детям при переживании кризисных состояний, по...

Итоги районного конкурса творческих работ детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья "Я - Автор".

Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали – это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых. Научные исследования и практический ...

Конкурс творческих работ детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья «Я - Автор» в номинации «Фотоконкурс Осень в тундре»».

Автор работы "Учусь летать" Окотэтто Арсений, ученик МБОУ "СШИ"Основная идея проекта – помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в социальной адап...