Педагогический опыт классного руководителя
методическая разработка по теме

Вечерская Ольга Мечиславьевна

Опыт работы с "трудными" учениками классного руководителя, методы воспитательной работы, тезисы основных направлений .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kl._ruk.docx829.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение гимназия №6

Методическая разработка

«Проблемный ребенок в классе»

Классный руководитель

Вечерская Ольга Мечиславьевна

г. Новороссийск

2012 г.


        В 2006 году выпускники моего 11 «Б» покинули стены гимназии. Тогда мне казалось,  что больше никогда не решу стать классным руководителем, так как это очень сложно и хлопотно отдавать детям все свое время, свои мысли, свою жизнь.

Когда поступило предложение “взять” 5 «Б» класс, а в то время он считался самым плохим в гимназии, “болото”, как говорили некоторые учителя, “Ни в коем случае не берите его”,  предупреждали иные педагоги. После уговоров я стала опять классным руководителем, скорее из-за уважения к директору нашей гимназии,  Даниловой Анне Валерьевне.

Это был 2008-2009 учебный год.

Спустя  ремя, понимаю, что всё в жизни складывается не просто так. Я сейчас благодарна судьбе, что дала мне возможность поработать с трудными детьми, раскрыться как педагогу. Для себя, имея стаж работы классным руководителем более восьми лет, я вывела определенные правила, которых стараюсь придерживаться в своей работе. Дети, в возрасте 11-14 лет, а это время отрочества, зачастую при определенном подборе бывают неуправляемыми и очень трудными. Правила помогают мне направлять и организовывать работу с детьми и родителями.  

Полюбить свое дело и того, кем руководишь. 

Считаю это одно из самых значимых правил. Это  какая мука: ежедневно делать то, что неприятно, поэтому необходимо полюбить свое дело. Если дано работать с трудными подростками, воспитывать их,  наказывать, учить, - нужно любя.

Первое время классного руководства я практически каждый день была со своими учащимися в кабинете завуча по воспитательной работе. Дети постоянно устраивали разборки, драки, оскорбляли и обзывали друг друга. По каждому случаю я старалась разобраться в ситуации, поругать зачинщиков. Дети слушали не только мое мнение, но и мнение представителя администрации школы. Беседы проходили в спокойной обстановке. Каждая беседа фиксировалась в журнале. В классе не было продолжений этих бесед и разборок.  

Принять детей такими, какие они есть. 

«Не проси груш у тополя», - гласит пословица. В своей работе стараюсь не переделать, а «подлепить», не изменить форму, а заполнить сосуд (естественно, хочется заполнить хорошим). За правило взяла привычку говорить о хорошем громко, при всех. А о плохом – в одиночку. Когда постоянно ругаешь хулигана при всем классе, от внимания к своей персоне он получает удовольствие и старается повторить эту ситуацию. Поэтому при всех стараюсь хвалить, находить хоть что-то хорошее. Например, хороший ответ, аккуратный вид, приход в школу без опоздания, своевременное заполнение дневника, поведение в буфете на перемене и т.д.

 

Наказывать за отдельные проступки один раз, не смаковать это постоянно. 

В первое время ученики в классе постоянно вспоминали прежние обиды. То, что было с ними год, два назад, переживалось опять. Из-за этих воспоминаний зачастую возникали ссоры, драки. Сделав выводы, для себя решила и учу детей в классе не жить прошлым, уметь перешагнуть, проанализировав,  идти вперед, добиваясь успеха. Конечно, иногда встречаются подводные камни, без них никак. Отношения в классе, которые складывались в течение четырех лет, с моей точки зрения, неудачно, нельзя наладить в один миг, но не зря говорят: «вода камень точит», так и климат в классе потихоньку стал меняться к лучшему. Дети стали называть друг друга только по именам, а раньше у всех были клички. Ученики меньше стали получать двоек, так как улучшилась дисциплина в классе и повысилась работоспособность. Это отмечают многие учителя и говорят об этом классу.

Быть внимательной к проблемным, говорить слова хорошие, добрые, уважительные.

Класс – это как мозг, в общей массе может пойти за учителем, а может и наоборот. Когда-то в первые годы своего учительства, по неопытности, мною была брошена фраза в классе, где я вела урок ОБЖ. “Вы мне безразличны и мне все – равно,  что с вами будет”. Реакцию подростков ощущала очень продолжительное время. Теперь уверена, учитель, как бы трудно ему не было вести урок, как бы плохо себя не вели дети, не должен показывать свое неуважение и быть равнодушным. Каждый хулиган ждет и любит, когда ему говоришь хорошее. Иногда эти слова оказывают моментальное воздействие.

Недавно с одним хулиганистым учеником моего класса, произошел такой случай: он выбросил залетевший в столовую, на мармит, мяч, брошенный учеником другого класса. Мяч попал в кого-то в коридоре, и,  отлетев,  попал в светильник, выбив из него несколько железных перегородок. Учитель класса, ученик которого бросил мяч, стала кричать на моего ученика, он стал защищаться и тоже кричать, как он обычно это делает. На что учитель выразила свое недовольство, вызванное плохим и неуважительным поведением. И мне она стала говорить, что это тот самый плохой класс…?! Я постаралась разобраться в случившемся. И, когда войдя в свой класс, я воссоздала всю цепочку событий, и ученики услышали, что учащийся нашего класса не инициатор, а наоборот, он хотел помочь буфетчице – обычно крикливый и неспокойный, громкоговорящий и постоянно встающий ребенок, затих, молча слушал, что о нем говорили я и его одноклассники.

Быть старшим другом – не позволять панибратство.

Дети не всегда умеют правильно вести себя, шутить. Поэтому мы, взрослые, должны объяснять им, не проходить мимо таких ситуаций. Когда к учащимся хорошо относишься, им кажется, что по-дружески можно что-либо сказать. Эти ситуации обычно не замечаются взрослыми, так как кажутся очень незначительными.

В таких случаях обязательно подхожу к учащимся, уточняю ситуацию и объясняю, что взрослому человеку так говорить или отвечать нельзя, некрасиво и невоспитанно. Например, недавно была такая ситуация: учитель выходя из буфета, по обычаю сказал “Спасибо”, а учащийся шестиклассник, у которого учитель преподает английский язык, ответил “Пожалуйста” и засмеялся со своими одноклассниками. И таких ситуаций бывает много. Дети должны понимать, что учитель, классный руководитель – это друг, но не в роли ученика, а в роли старшего товарища.

 

Сознавать свои ошибки, просить прощение.

Иногда в сложных ситуациях, помогают не нравоучения или гордые высказывания, а покаяние. Приучаю учащихся к мысли, что каждый человек имеет право на ошибку. Не считаю зазорным признать свою ошибку.

Недавно забыла ученикам объявить о свободной форме в один из субботних учебных дней. Вся школа пришла разодетая, а мои,  по форме. Войдя в класс, услышав возмущения некоторых учеников, я просто извинилась, сказав, что забыла их предупредить. Класс сразу перестал возмущаться, ведь им понятно,  что я такой же человек,  как и все люди.

  Иногда специально могу попросить прощения и не только за себя, чтобы сгладить ситуацию. Например, когда весь класс обвиняет кого либо, а у того гордость не позволяет что-либо сказать, я прошу у них прощения, так как отвечаю за всех в классе. И обстановка сразу разряжается.

Никогда не говорить “нет”, если учащиеся чего-то хотят.

Любая социальная активность – это хорошо, но бывают нереальные желания. В этих случая стараюсь отвечать словами: “Хотелось бы, это интересно – но …”. И когда всё начинаешь расставлять на свои места, ученики сами понимают, что можно, а что нельзя. Но это уже их решение.

Например, после стартинейджера (это такие соревнования команд по танцам), они очень хотят,  чтобы провели дискотеку, но в связи с тем, что на улице светло до 20 вечера, а в помещении, где проводится дискотека – должен быть полумрак, ученики сами пришли к выводу, что нужно занавесить окна, чтоб создать соответствующие условия. Рассматривались разные возможности, как занавесить окна, но пришли к выводу, что средств на это пока нет, и с дискотекой придется подождать. И это было их решение, а я как классный руководитель, была “за”.

Не только брать, но и отдавать.

Школа многое дает ученикам. С каждым годом условия в школе улучшаются. Приучаю детей к мысли, что важно что-то отдать. Что может отдать ребенок, который не зарабатывает денег…? Но в школе пока что не все упирается в них. Участие в субботниках, различных мероприятиях города, школы, класса: дежурства, выполненные поручения и выполняемые обязанности, участие в конкурсах, конференциях, экскурсиях; – это то, что дети отдают школе.   И главная задача учителей – не “убить” в них это желание.

Не провоцировать ревности и зависти.

У меня в классе нет учащихся из очень богатых или очень бедных семей, наверно это повлияло на их отношение  друг к другу. Стараюсь “порционно” выдавать поощрения всем в классе. Нет такого ребенка, которого бы не за что было похвалить. Приучаю детей не завидовать, а брать пример, стремиться к лучшему. Я рассказываю им о мечтах, об идеале, о кумирах, о людях, с которых хочется брать пример. Обращаю внимание на качества:

Внешность и чистоплотность

Умение одеваться

Умение красиво говорить, находчивость

Хорошие спортивные качества

Хорошее здоровье

Прилежность в учебе

Толерантное отношение к одноклассникам

Уважение к учителям

Принимать решение вместе.

В работе, при необходимости принять какое-либо решение, объявляю ученикам о проблеме, прошу вместе находить пути решения. Они всегда предлагают много вариантов и один из них наверняка, будет устраивать всех. И тогда уже выбранный вариант, дополняем всем классом. А если нет решения – прошу посоветоваться с родителями, друзьями.

Например: когда девочки из класса готовились поздравлять мальчиков на 23 февраля, трудно было определить, кто кого будет поздравлять. Это была проблема, которую нужно было решить. Девочки стали предлагать варианты: чтобы я дарила подарки, или дарили несколько девочек всем мальчикам или предложить мальчикам самим взять свой подарок. Не могли найти толерантное решение. Я предложила посоветоваться с родителями и решить этот вопрос. Когда наступил день поздравления, я была в восторге от того, как девочки это сделали. Они вырезали и разрезали по-разному звездочки,  перемешав, раздали половинки мальчикам. Другие половинки оставили девочкам. В момент поздравления они находили свою половинку звезды у мальчика, выбрав,  кого будут поздравлять.  Это было честно.

В классе должна быть дисциплина, а не анархия.

Мой лозунг “Прежде чем командовать – научись подчиняться”. Когда подростки находятся в определенных ограничительных рамках, это не дает им возможности заниматься чем-то более плохим. Запреты на неправильную форму одежды, посадку и пересадку, разговоры на уроках, заполняют эмоциональный негативный фон детей-бунтарей. И они, конечно, не слушаются, одевая то, что им хочется, пересаживаются. Здесь срабатывает правило «маленькая неприятность предохраняет нас  от  большой».

Например: когда произошел неприятный случай на уроке физкультуры, «хулиганчиков»  вызвали к завучу по воспитательной работе, пригласив школьного инспектора по делам несовершеннолетних и родителей. После строгого разговора, ученикам объявили, что их поставят на школьный учет, сроком на один месяц. В случае,  если они будут продолжать вести себя также с любым ребенком из нашей гимназии, то их поставят на учет постоянно с оформлением документов. Конечно, ученики были напуганы и этот момент они очень хорошо запомнили. С тех пор, а прошло уже несколько лет, такого больше не повторялось.

 

Во всем придерживаться золотой середины.

В работе с учениками я стараюсь придерживаться этого правила, чтобы не получить негативную реакцию и необратимые процессы. Ведь бывает, что уходя из школы, люди не хотят никогда в нее возвращаться. Это происходит потому, что в воспоминаниях о школьных годах, у них остается в памяти только плохое: ругань, наказания, разборки, строгая дисциплина и подчинение воли учителя. Считаю,  что здесь должны срабатывать правила золотой середины – как говорят в народе «кнутом и пряником» воспитывать учеников.  

Недавно я объявила в классе, что в субботу будет свободная посадка. Как они радовались, для них это был подарок. Нельзя и “перегибать” палку в своих требованиях. Иногда можно что-то не заметить, о чем-то не сказать. Ожиданием замечания, ученик себя наказывает больше.

Быть вместе с родителями.

При первой встрече, постаралась расположить родителей положительно к себе, школе, друг к другу. Сначала была шокирована поведением взрослых, их разборками. Запретила родителям устраивать беседы без меня с чужими детьми.

При принятии решений советуюсь с родительским комитетом. На родительские собрания приглашаем детей поделиться успехами, рассказать о проблемах, если такие есть. На все мероприятия приглашаю родителей. Вот на последних выборах, семья моего ученика, победила в веселых стартах в школе, и теперь их наградят поездкой на отдых, чему я очень рада.

  Учу родителей не наказывать детей дважды. Ведь когда ребенок получает двойку, тройку или замечание – это и есть наказание. Можно и нужно выяснить – почему, допустим, не выучил урок, не написал или не сдал сочинение, не заполнил дневник и т.д., проконтролировать выполнение, но не просто выругать.

Например: родительница, узнав о том, что ее сын проявил слабость характера в одной ситуации, стала с ним беседовать. Первый ее вопрос к сыну был «Почему?». Я порекомендовала ей быть сыну в таких ситуациях другом и задать первый вопрос «Чем я могу тебе помочь?» и в дальнейшем помочь сыну находить решения в различных ситуациях, используя методику “прогнозирования ситуаций”.

 

Прежде чем просить помощи, постарайся сам решить проблему.

Когда ребенок подходит с жалобой, говорю ему: “А что ты сделал, чтобы изменить ситуацию…?”. Дети часто не умеют говорить  открыто том, что они чувствуют. Предлагаю сказать обидчику, что не нравится и почему, прежде чем привлекать силу слова учителя.

Учу детей не делать замечания одноклассникам.  Воспитанный – это тот, кто заметит, но не скажет, или скажет наедине, тихонько чтоб никто не слышал.

Учу не поднимать руку, пока говорит отвечающий, чтобы не перебивать того, кто отвечает, он и так переживает за свой ответ, а тут еще и “лес” рук.

В дневники периодически записываем фразы, которые хочется, чтобы запомнили: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Контроль и самоконтроль.

Очень важно, чтобы в классе не было двоечников. Рассаживаю детей так, чтобы была возможность у учеников «послабее» получить помощь.

Приучаю к мысли, что дневник – это “лицо” ученика. Слежу за наличием дневников и росписью родителей. Один раз в учебный год, провожу конкурс дневников. Обязательно отмечаю лучшее ведение, победителей конкурса  награждаю.

Приучаю детей учиться для себя. В конце дневника, в каждой четверти, дети вклеивают листы, в которые еженедельно вписываем отметки. Дети сами видят, какие у них проблемы, что нужно подправить, исправить заранее, не допустить неудовлетворительных оценок.

В 5 классе было очень много текущих двоек. Даже пришлось завести тетрадь, где выписывала оценки. Вызывала родителей, где они расписывались под двойками своего ребенка. Сейчас положение чуть лучше. Но родителей все равно периодически приходится вызывать к учителям для бесед.

Считаю, что пока дети еще маленькие, их можно приучить учиться: делать домашние задания, учить правила. Класс или “пойдет” вверх или вниз. Предугадать очень трудно, но хочется верить в лучшее. Всегда говорю в классе о своем желании видеть в будущем хорошо обучающихся ребят, у которых есть  багаж знаний, необходимый для дальнейшего обучения и жизнедеятельности. Этим показываю значимость их сегодняшней деятельности для дальнейшей,  удачно складывающейся судьбы.

Постоянно им напоминаю поговорку: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Народная мудрость очень помогает мне в работе, ведь не нужно ничего придумывать, нужно просто следовать этому.

Следующий шаг в работе – совместное собрание: учителей, родителей, детей, с целью планирования совместной работы. Я говорю детям: “Вы – наше состояние, без вас нет учителя, и мы работаем ради вас – а вы тоже должны стараться помогать нам ради себя”. Процесс воспитания и обучения – это процесс двух сторон, со стороны учеников должна быть обратная связь. Иначе все,  что делается педагогами, будет улетать “в черную дыру”.

 

Прививать самостоятельность, ответственность.

В классе многие дети имеют поручения: постоянные и разовые. Считаю, что нужно детям давать возможность самостоятельно ошибаться, выполняя различные задания, затем проанализировав причину ошибок, исправить ее. “Плохой результат – это тоже результат”. Редко кто учится на чужих ошибках, а вот на своих учатся многие. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому при малейшем проявлении социальной активности и желании участвовать в делах класса, школы, города, даю возможность проявить себя. Если необходимо - изменяю условия. Вот недавно мы выбирали ведущего на концерт – смотр художественной самодеятельности. Я хотела, чтобы вела одна из моих учениц, но вести захотела и ее одноклассница. Стали решать проблему, как всегда вместе. Тут одна из девочек предложила устроить кастинг. Так и сделали. Лучшими стали четыре девочки. Тогда я предложила вести концерт всем четырем. Все остались довольны.

Играть в различные игры, импровизировать.

Периодически провожу классные часы, на которых мы проигрываем различные жизненные ситуации, импровизируем. Например: ученики, получив задания на карточках, ведут диалог по теме: “Как отказаться от предложения попробовать выкурить сигарету”, “Поиграть в азартные игры” или учащиеся выбирают из общего количества, карточки с теми словами, из которых в дальнейшем будет складываться их жизнь, такие как: здоровье, хорошая учеба, походы, дружба и т.д., из этих слов они оформляют муляжное дерево жизни. А карточки с такими словами как: вредные привычки, скандалы, болезнь, двойки и т.д., в конце классного часа сжигаются.

Дети лучше усваивают то, что проигрывают. Доклады, рефераты, сообщения, нудны и способны удержать внимание учащихся не более чем на пять минут. Тогда как играют дети часами, в игре проявляют свои характеры, открывают свои мысли, чувства и педагогу видно, чему уделить внимание, на что сделать акцент и о чем говорить родителям. Это я и называю “подлепить”.

Здоровье сберегающие мероприятия.

Говорят, что мой класс спортивный. Наверно это потому, что дети в классе в основном из микрорайона школы. Со всех концов города к нам в школу съезжаются дети, ради…языка. А мои, микрорайонные, они здесь живут и поэтому проще относятся к учебе в такой классной школе. Они много времени гуляют, играют в спортивные игры во дворе школы. Мальчики очень любят футбол. Девочки – волейбол и другие подвижные игры. Почти все дети хорошо катаются на велосипедах и роликах. Иногда мы вместе гуляем по набережной, где ребята проявляют свои спортивные качества. Я каждый раз даю им понять, что активный образ жизни очень хорошо влияет на здоровье: повышается иммунитет, насыщается организм кислородом, повышается аппетит, приобретаются навыки правильно поведения на дорогах, улицах, скверах и в социуме.

Помимо всего мы ходим в походы. Под моим началом, в гимназии, создан кружок “Краевед”. Занятия в кружке теоретические и практические. Практические – это походы, экскурсии, выезды, занятия по навыкам организаций и поведения в туристических походах. Весь класс участвует в этом. Такие мероприятия очень объединяют детей.

Помню первый раз, осенью 2008 года, мы всем классом поехали в Горячий ключ. Предстояла интересная однодневная экскурсия, так как практически в центре города находится живописнейшее место нашего края – это гора Петушок, Дантовое ущелье. Я не ожидала, что ученики могут так себя вести: крик, еда в автобусе, ссоры, незнание элементарных правил поведения в общественных местах, хотя накануне мы обговорили все эти правила. Экологическую культуру привить теоретически невозможно. Только практические действия учат детей быть культурными. 

Когда приехали в Горячий ключ и нужно было пройти в Дантовое ущелье и на гору Петушок, дети разбежались, точно с ума сошли от воздуха и свободы. Они бросались опавшей листвой друг в друга. Я не могла собрать учеников вместе. Это сейчас они уже знают, что в горах нужно идти в связке, друг за другом, останавливаться и разбегаться только по команде, и что в горах и на природе важна дисциплина и,  что им обязательно представится возможность  побегать, покричать и пошалить.

Потом бы обходили все горы в окрестностях Новороссийска. Были в сосновой роще, у захоронений керкетских племен, в Борисовке у дольмена, прошли пешком на Мысхако, обследуя прибрежную территорию вокруг Колдун горы, и,  посетив памятники в горе.  Были в Федотовке,  у памятного знака Когану на Сахарной голове, в Абрау-Дюрсо, у цветущих лотосов, в поселке Сукко. Мечтаем побывать во многих уголках нашего необыкновенно богатого туристическими и экскурсионными маршрутами  края.

В прошлом году, с классом, посетили поселок Псебай, где жили на турбазе «Восток». Оттуда выезжали в различные интересные места: термальные источники, ущелье Архыз, где течет река Большой Зеленчук и находится древнее городище, астрологическая обсерватория на высоте 2060 метров, Никитинские водопады и необыкновенная река Никитино. В этом году ученики с удовольствие отдохнули в АКВАЛОО и в Сочи. Очень запомнился Сочинский дендрарий, где ребята помимо впечатлений, еще накупили много интересных подарков, сделанных из натуральных материалов.

Поездки и походы многому учат ребят. Они стали меняться, самые хулиганистые ведут себя лучше. Учителя замечают, что класс на уроках намного тише себя ведет, что всегда дети подают заполненные дневники и что есть “костяк” – группы ребят, за которыми тянутся остальные.

А еще «мои» мечтают, чтобы у них опять была практика на станции юннатов. Это были десять дней в августе 2009 года, которые им очень запомнились. Мы каждый день работали утром, а потом шли в Алексино на море, купали, загорали. Перед обедом возвращались домой. Ученикам очень понравилось ухаживать за животными, кормить их, наблюдать за новорожденными питомцами. В подарок каждый купил корма для попугайчиков, рыбок и черепах. А еще дети подружились с лошадьми, которые ходили и просили покормить их с ладони.

Если есть возможность, то класс участвует в различных мероприятиях. Как только в школе нужны ученики для каких-либо соревнований, все знают, что могут рассчитывать на детей из моего класса.      

Недавно мы заняли почетное второе место, в городских соревнованиях отрядов Юных Инспекторов Движения. При подготовке к этим соревнованиям, на которые желающих из класса, было очень много, была выполнена стенгазета, подготовлена и выполнена эмблема, выучены правила поведения на дороге, отработаны навыки вождения велосипедом, сочинены девиз, и песня. Детям понравились соревнования, они были довольны и горды вторым местом.

На соревнования по спортивному ориентированию, также пригласили учащихся из нашего класса. И здесь они отстаивали честь школы, заняв четвертое место в городе.

На соревнованиях, по футболу, команда нашей гимназии, состоящая из детей моего класса, заняла второе место.

Мы с родителями всегда хвалим и поддерживаем учащихся в таких начинаниях. При необходимости, покупаем и оформляем грамоты. Родители класса купили фотоаппарат, чтобы фиксировать все успехи своих детей.

В классе мы решили выпускать листовку под названием «Новости класса», в которой отражать жизнь класса. Каждый ученик и классный руководитель, имеет возможность написать статью, пожелание, стихотворение, отзыв, поместить фотографию, отражающие интересные моменты деятельности учащихся.  

Жизнь игра и все мы в ней актеры.

Когда что-либо необходимо с учениками сделать, продумываю, как это можно преподнести,  чтобы заинтересовать их и чтобы получить обратную положительную реакцию.

Например: тема, которая звучит постоянно в этом году, это «65-летие победы». Обычно проводятся беседы, рисуются работы, пишутся доклады. Мы с учениками, чтобы тема затронула семьи, решили поиграть в игру «Журналисты». Каждый ребенок возьмет интервью у своих родственников с целью добычи сведений о конкретных людях и их жизни в годы Великой Отечественной войны. После обработки информации и оформления этих интервью, мы планируем создать альбом и передать его в музей школы. Ученики стали брать интервью, которые зачитываются на уроке кубановедения и классном часе. Эти сведения передают память конкретных ситуаций, пережитых людьми разного возраста в годы войны. Это очень интересно. Эта игра вызвала у учащихся и их семей, заинтересованность. Считаю, что мы внесем свой вклад в историю родного города и края, создав такой альбом.

А вот когда в школе был стартинейджер, команда нашего класса “Звезда”, среди семи команд, заняла почетное второе место. Нужно было в течение двух часов танцевать вместе дружно, выполняя однообразные движения. Дети готовились и были рады успеху, но очень устали.

Обратила внимание на то, что  хулиганистые ученики  очень активны во всех мероприятиях. И их неуемную энергию лучше направлять в хорошее русло.  

Впереди целая жизнь и от того какие они будут, наши дети, зависит и наше будущее.

Так что пусть трудно будет сейчас, а не завтра.  

 

                    Октябрь 2009 г. Река Жане


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя

Инстументарий педагогической деятельности классного руководителя 7 класса...

Творческая работа «Я и мой класс: роль успеха в жизни нашего класса» (опыт классного руководителя)

Успех – как много смысла и значений скрыто в этом маленьком слове. Сколько нужно приложить старания, трудолюбия, терпения, упорства, но при этом остаться добрым и отзывчивым человеком. Что я мо...

Педагогический совет на тему "Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы"

Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности  классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Педагогический совет "Социально-педагогическая работа классного руководителя"

  Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....

Педагогический опыт классного руководителя: формирование и развитие коллектива

**Педагогический опыт классного руководителя: формирование и развитие коллектива** В современном мире, где образование играет ключевую роль в формировании личности, классный руководитель становится не...