САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
статья по теме

Приказчикова Татьяна Алексеевна

 

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном

процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьника»классного руководителя 7 «Б» классаГОУ «Средняя школа №302»Приказчиковой Татьяны Алексеевны.  Рассматриваваются основные положения :актуальность, практическая значимость, наличие системы работы. Методические приёмы, формы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном

процессе» в 2008-2009 году

в номинации «Воспитание школьника»

классного руководителя 7 «Б» класса

ГОУ «Средняя школа №302»

Приказчиковой Татьяны Алексеевны

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

                                                                                                               Л.Н.Толстой

                                           Всё искусство воспитания состоит в том, чтобы

                             ставить молодых людей в условия, способные

            развить в них зачатки ума и добродетели.

К. Гельвеций

Актуальность. На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, семья, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана созданная мною на протяжении 20 лет  система воспитания социально активной личности. 

Практическая значимость. С моей точки зрения данная система  очень актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества. Кроме этого, по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленного к выступлению в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества…”  Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом: конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.

         Наличие системы работы. Социально активная личность- это:

1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности,  развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.

2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.

3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой  школьной среды.

4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Цель  воспитательной системы - создать благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

Главные задачи:

1. Научить мыслить (развитие интеллекта):

• развитие мыслительных способностей учащихся;
• обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне государственных стандартов;
• формирование политической и правовой культуры;
• выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
• выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

2. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

• научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;
• воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
• воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
• воспитание патриота своей Родины.

3. Здоровый образ жизни:

• развитие духовных и физических возможностей личности;
• формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни;
• физическая закалка детского организма;
• систематические занятия физкультурой и спортом;
• постоянный медико-психологический контроль.

Концепция моей воспитательной работы  реализуется через программы (блоки) деятельности:

   -«Азбука нравственности» - блок нравственно-эстетического воспитания;

   -«Отчизны верные сыны» - блок патриотического воспитания;

   -«Если хочешь быть здоров» - здоровьесберегающий блок;

  -«Вокруг тебя – мир» - блок экологического воспитания;

  -«Семья и школа: навстречу друг другу» - работа с родительским         коллективом;

  -«В согласии с собой и людьми» - социальный блок.

Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, три  компонента воспитательной системы:

  1. Формирование и развитие классной воспитательной системы.

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, атмосферы творчества, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастет личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:

  1. ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
  2. воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию, опережает развитие;
  3.  воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью.

2. Развитие самоуправления в классе.

Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки.

3. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение  родителей по вопросам воспитания ребенка; посещаю семьи. Таким образом реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания.  

Методические приёмы, формы и методы. Я на протяжении многих лет использовала в 1-4  классах методику ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить трудовые навыки.
В 5-7  классах перехожу к методике КТД (коллективные творческие дела), что позволяет осуществить развитие самоуправления в детском коллективе. В моей работе использовались различные формы воспитания: система классных часов, собраний, бесед, тренингов, игр, викторин, экскурсий, праздников,
 посещение выставок и театров. Старалась использовать в своей работе самые различные эффективные методы воспитания: прямое обучение, включение в активную деятельность и систему самоуправления, социальное взаимодействие, мозговой штурм, мотивация, организационно - деятельностные игры. Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений – портфолио.

 При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества. Использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность.

Личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем. Стараюсь найти ключ к каждому ребенку, чтобы раскрыть его как индивидуальность, личность. При этом учитываются возрастные особенности ребенка, создается атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе, индивидуальный подход. В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.

Индивидуальность. Неотъемлемой частью моей работы является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет аналитический отчет о психологическом климате в классе, даёт дельные советы и рекомендации мне и родителям.

Эффективность. Опыт работы по системе саморазвития личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

В результате получены следующие результаты:

  1. по результатам традиционного школьного конкурса «Класс года» мой класс доказал активность классного коллектива в жизни школы - стал лучшим классом 2008 года,
  2. заняли I место в районе в конкурсе детского творчества «Дорога и мы»,
  3. приняли участие в Городской программе «Соревнование классов, свободных от курения» и награждены дипломами и сертификатами,
  4. заняли II место в городском туре «Здоровый уик-энд» в нашей семье,
  5.  в районном конкурсе «Компьютерный вернисаж» получили дипломы II степени,
  6. заняли I место в математическом турнире среди учащихся 6 классов,
  7. стали победителями по пионерболу и волейболу среди 6-7 классов,
  8. заняли в 2004 году  III место в районном конкурсе «И все они создания природы»,
  9. в 2005 году I место в районном конкурсе по этикету,
  10. в 2005 году I место в районной литературной игре «Листая книгу Памяти».

              В настоящее время я являюсь классным руководителем 7  «Б» класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников:

 учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе.
В классе благоприятный психологический климат, нет нарушителей школьного и общественного порядка. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Ребята любят экскурсии, поездки, увлекаются интеллектуальными играми. Повысился уровень воспитанности класса; в классе нет неуспевающих и детей, состоящих на учете в милиции; большинство детей чувствуют себя комфортно в классном коллективе, школе; свободно высказывают свое мнение. На конец 6-го класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:

  1. хорошо налажено дежурство по классу и школе;
  2. хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
  3. организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
  4. выпуск всевозможных тематических газет;
  5. проведение спортивных мероприятий;
  6.  проведение тематических классных часов;

Итоги 6-го класса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса  стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.

Многолетний опыт работы с учащимися младшего и среднего возраста, анализ результатов своей деятельности по данной системе позволяет сделать вывод, что только планомерное, целенаправленное воспитание дает положительные результаты, позволяет научить ребенка умению жить, взаимодействовать с другими людьми, творчески развиваться. Мне кажется, что успешность созидания зависит от соблюдения некоторых правил: учить детей личным примером; создавать для ребенка постоянную атмосферу успеха; жить интересами ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности классного руководителя

Методическая разработка "Самоанализ деятельности классного руководителя", составила Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области...

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения ...

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя

В структуре любого общеобразовательного учреждения есть педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Именно  классный руковод...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями

Содержит характеристику неблагополучных семей, алгоритм работы классного руководителя с такими семьями.. учителю, Социально-педагогическая деятельность кла...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....