САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
статья по теме
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном
процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьника»классного руководителя 7 «Б» классаГОУ «Средняя школа №302»Приказчиковой Татьяны Алексеевны. Рассматриваваются основные положения :актуальность, практическая значимость, наличие системы работы. Методические приёмы, формы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
педагогической деятельности
участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном
процессе» в 2008-2009 году
в номинации «Воспитание школьника»
классного руководителя 7 «Б» класса
ГОУ «Средняя школа №302»
Приказчиковой Татьяны Алексеевны
Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.
Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.
Л.Н.Толстой
Всё искусство воспитания состоит в том, чтобы
ставить молодых людей в условия, способные
развить в них зачатки ума и добродетели.
К. Гельвеций
Актуальность. На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, семья, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана созданная мною на протяжении 20 лет система воспитания социально активной личности.
Практическая значимость. С моей точки зрения данная система очень актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества. Кроме этого, по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленного к выступлению в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества…” Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом: конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Наличие системы работы. Социально активная личность- это:
1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности, развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.
2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.
3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды.
4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.
Цель воспитательной системы - создать благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Главные задачи:
1. Научить мыслить (развитие интеллекта):
• развитие мыслительных способностей учащихся;
• обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне государственных стандартов;
• формирование политической и правовой культуры;
• выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
• выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
2. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):
• научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;
• воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
• воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
• воспитание патриота своей Родины.
3. Здоровый образ жизни:
• развитие духовных и физических возможностей личности;
• формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни;
• физическая закалка детского организма;
• систематические занятия физкультурой и спортом;
• постоянный медико-психологический контроль.
Концепция моей воспитательной работы реализуется через программы (блоки) деятельности:
-«Азбука нравственности» - блок нравственно-эстетического воспитания;
-«Отчизны верные сыны» - блок патриотического воспитания;
-«Если хочешь быть здоров» - здоровьесберегающий блок;
-«Вокруг тебя – мир» - блок экологического воспитания;
-«Семья и школа: навстречу друг другу» - работа с родительским коллективом;
-«В согласии с собой и людьми» - социальный блок.
Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, три компонента воспитательной системы:
- Формирование и развитие классной воспитательной системы.
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, атмосферы творчества, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастет личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:
- ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
- воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию, опережает развитие;
- воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью.
2. Развитие самоуправления в классе.
Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки.
3. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания ребенка; посещаю семьи. Таким образом реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания.
Методические приёмы, формы и методы. Я на протяжении многих лет использовала в 1-4 классах методику ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить трудовые навыки.
В 5-7 классах перехожу к методике КТД (коллективные творческие дела), что позволяет осуществить развитие самоуправления в детском коллективе. В моей работе использовались различные формы воспитания: система классных часов, собраний, бесед, тренингов, игр, викторин, экскурсий, праздников, посещение выставок и театров. Старалась использовать в своей работе самые различные эффективные методы воспитания: прямое обучение, включение в активную деятельность и систему самоуправления, социальное взаимодействие, мозговой штурм, мотивация, организационно - деятельностные игры. Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений – портфолио.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества. Использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность.
Личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем. Стараюсь найти ключ к каждому ребенку, чтобы раскрыть его как индивидуальность, личность. При этом учитываются возрастные особенности ребенка, создается атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе, индивидуальный подход. В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.
Индивидуальность. Неотъемлемой частью моей работы является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет аналитический отчет о психологическом климате в классе, даёт дельные советы и рекомендации мне и родителям.
Эффективность. Опыт работы по системе саморазвития личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
В результате получены следующие результаты:
- по результатам традиционного школьного конкурса «Класс года» мой класс доказал активность классного коллектива в жизни школы - стал лучшим классом 2008 года,
- заняли I место в районе в конкурсе детского творчества «Дорога и мы»,
- приняли участие в Городской программе «Соревнование классов, свободных от курения» и награждены дипломами и сертификатами,
- заняли II место в городском туре «Здоровый уик-энд» в нашей семье,
- в районном конкурсе «Компьютерный вернисаж» получили дипломы II степени,
- заняли I место в математическом турнире среди учащихся 6 классов,
- стали победителями по пионерболу и волейболу среди 6-7 классов,
- заняли в 2004 году III место в районном конкурсе «И все они создания природы»,
- в 2005 году I место в районном конкурсе по этикету,
- в 2005 году I место в районной литературной игре «Листая книгу Памяти».
В настоящее время я являюсь классным руководителем 7 «Б» класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников:
учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе.
В классе благоприятный психологический климат, нет нарушителей школьного и общественного порядка. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Ребята любят экскурсии, поездки, увлекаются интеллектуальными играми. Повысился уровень воспитанности класса; в классе нет неуспевающих и детей, состоящих на учете в милиции; большинство детей чувствуют себя комфортно в классном коллективе, школе; свободно высказывают свое мнение. На конец 6-го класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:
- хорошо налажено дежурство по классу и школе;
- хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
- организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
- выпуск всевозможных тематических газет;
- проведение спортивных мероприятий;
- проведение тематических классных часов;
Итоги 6-го класса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.
Многолетний опыт работы с учащимися младшего и среднего возраста, анализ результатов своей деятельности по данной системе позволяет сделать вывод, что только планомерное, целенаправленное воспитание дает положительные результаты, позволяет научить ребенка умению жить, взаимодействовать с другими людьми, творчески развиваться. Мне кажется, что успешность созидания зависит от соблюдения некоторых правил: учить детей личным примером; создавать для ребенка постоянную атмосферу успеха; жить интересами ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности классного руководителя
Методическая разработка "Самоанализ деятельности классного руководителя", составила Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области...
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения ...
Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя
В структуре любого общеобразовательного учреждения есть педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Именно классный руковод...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями
Содержит характеристику неблагополучных семей, алгоритм работы классного руководителя с такими семьями.. учителю, Социально-педагогическая деятельность кла...
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....