Программа развития "Путь к успеху"
материал (8 класс) по теме
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы»
«Путь к успеху»
Программа воспитания, направленная
на социально-значимую деятельность обучающихся
сроком реализации 5 лет.
Составитель:
Чайникова Алевтина Александровна,
классный руководитель
5 «В» класса
г. Йошкар-Ола
2009г.
Оглавление
- Пояснительная записка
- Основание для разработки программы
- Основные технологии в воспитательной работе
- Основные идеи программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Ожидаемый результат
- Этапы реализации программы
- Принципы реализации программы
- Основные направления программы
- Формы работы с обучающимися
- Механизм реализации программы
- Критерии и способы эффективности воспитательного процесса
- Список использованных источников и литературы
Пояснительная записка
Время социальных перемен, как правило, приводит к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути.
В этих условиях резко возрастает роль школы как социальной структуры, определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры.
Определяющий признак современной школы – развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей. Определяющей линией воспитательной деятельности должна быть оптимистическая гипотеза в понимании возможности достижения успеха каждым ребенком, которая заключается в вере, что успех возможен, если: помочь ребенку раскрыть свой талант; обеспечить личностный рост; помочь найти свое дело, которое ему интересно и лучше всего удается. Поэтому воспитательный процесс сегодня необходимо строить таким образом, чтобы руководить деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Сочетание взаимоответственности с одной стороны и необходимости проявления самостоятельности с другой, обеспечивает условие для развития подлинной самодеятельности в различных областях социального творчества. В соответствии с современными требованиями системы воспитания составлена Программа развития класса «Путь к успеху» целью, которой является воспитание ответственных и достойных граждан своей страны. Социальное творчество учащихся представляет собой социально-значимую деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума и является фактором самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности, завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности. Программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на общечеловеческие нравственные приоритеты.
Программа рассчитана на пять лет и предполагает участие учащихся 5-9 классов. В ходе реализации программы, мы поднимаемся по горе достижений. Гора – это своеобразный образ, символизирующий достижения как коллектива в целом, так и личностного роста каждого. И на тропинке, ведущей на вершину горы, мы будем отмечать свой собственный след, где упоминаем обо всем, чему научимся.
Основание для разработки программы воспитания
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
6. Программа развития воспитания РФ
7. Программа развития воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Йошкар-Олы»
Основные технологии в воспитательной работе
Личностно-ориентированная технология – ставит личность ребенка в центр воспитательной работы, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития.
Технология игровой деятельности – формирует мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры).
Технология организации воспитательной деятельности, которая основана на коллективной деятельности.
Технология саморазвивающего обучения, в процессе деятельности личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.
Технология педагогической поддержки - представляет собой педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую поддержку.
Технология сотрудничества - учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, задачи содержание воспитательной деятельности. Данная технология используется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основная идея программы
Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себя, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития. Помочь учащимся овладеть нравственными нормами поведения, физическим здоровьем, умением творить и создавать, способствовать в становлении конкурентно зависимой и всесторонне развитой личности. Развивать умение работать в группе, команде, коллективе.
Цель программы:
Формирование социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи:
- Создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, формирования духовно-нравственных качеств личности, развития творческих способностей, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, целостного миропонимания;
- Создание условий для обеспечения здоровья и безопасности учащихся;
- Формирование социальной и коммуникативной компетентности в воспитательном процессе;
- Сохранение и развитие многообразия содержания и форм воспитательной деятельности, обеспечивающих воспитание патриотизма, успешную социализацию обучающихся в обществе.
Ожидаемый результат:
Созданы широкие возможности для самореализации обучающихся, приобретен необходимый жизненный опыт для успешной социализации в обществе. Увеличение количества детей и подростков с активной жизненной позицией и позитивной социальной активностью
Модель выпускника основной школы
В результате реализации программы формируется молодой человек, который умеет ценить себя как уникальную и неповторимую личность с моральными нормами поведения, поддерживающий здоровый образ жизни, умеет адаптироваться в различных жизненных ситуациях, овладевший общечеловеческими навыками, сформированными потребностями к труду, осознающего себя неотъемлемой частью природы, общества, имеющий активную жизненную позицию, с развитой потребностью в самореализации и самовоспитании.
Этапы реализации программы развития
1 этап – «Я и мы»
(5 класс, 2009 – 2010 учебный год)
На этом этапе дети учатся воспринимать себя как часть коллектива, а не как нечто отдельное, и измерять свой успех успехом коллектива. Сплоченный дружный коллектив формируется в повседневной непрерывной работе с каждым ребенком, в деятельности классных творческих групп, где каждый не на словах, а на деле познает, что такое ответственность, сплоченность, взаимопомощь. Главной задачей данного этапа, учитывая современные требования развития воспитания, является воспитание порядочного и патриотичного человека.
Цель: создание условий для формирования активной инициативной личности в коллективе.
Задачи:
1. Изучение личностных качеств учащихся, круг интересов и увлечений;
2. Формирование дружного сплоченного коллектива;
3. Создание комфортного морально-психологического климата;
4. Развитие коммуникативных способностей;
5. Умение оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Ожидаемый результат:
Создание коллектива, в котором сложились дружеские отношения, благоприятная психологическая атмосфера, формирование духовно-нравственных ценностей.
2 этап – «Жить здорово!»
(6 класс, 2010 -2011 учебный год)
На этом этапе развития вырабатывается стиль жизни, который может оказывать влияние на состояние здоровья на протяжении всей жизни.
Здоровье – это, как известно не только личное дело каждого, а между тем в наше время уже стало престижным быть здоровым. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья способствует успешной социализации ребенка в обществе.
Цель: формирование сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Укрепление здоровья и вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки;
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни;
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Ожидаемый результат:
Сформирован ученик с активной жизненной позицией, поддерживающий здоровый образ жизни, с негативным отношением к вредным привычкам.
3 этап – «У истоков »
(7 класс, 2011 -2012учебный год)
На основе изучения народной культуры, традиций и обычаев народов нашей республики формируются нравственные основы личности.
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл.
Задачи:
1. Воспитание любви к родной школе, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
2. Воспитание чувства патриотизма, любви к «малой» и «большой» Родине.
3. Способствовать углублению знаний об истории, культуре, традициях народов России, Республики Марий Эл, г. Йошкар-Олы, школы, своей семьи; 4. Развитие интереса и уважительного отношения учащихся к истории и культуре этнических составляющих населения республики.
Ожидаемый результат:
Сформированы духовно-нравственные качества личности, с национальным самосознанием, с этнокультурными и общечеловеческими ценностями.
4 этап – «Проектируем будущее – проектируем успех»
(8 класс, 2012 – 2013 учебный год)
Работа в классе направлена на формирование активной гражданской позиции каждого ученика на основе участия в социально значимой деятельности. Через социальную проектную деятельность формируется личность с активной жизненной позицией, со знанием гражданских, правовых норм. Формируется способность к осмыслению жизни вообще и собственной деятельности, умение выдвигать проблемы и намечать пути их решения.
Цель: создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития;
Задачи:
- Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности;
2. Формирование готовности участвовать в различных проектах;
3. Участие в ученическом самоуправлении по организации собственной жизни.
Ожидаемый результат:
-сформированы активные гражданские позиции молодого человека на основе участия в социально значимой деятельности, способствующие развитию у подростков навыков решения разнообразных проблем;
-социальная направленность деятельности, позволяющая реализовывать проекты, изменяющие облик школы и микрорайона;
- высокая творческая атмосфера в классном коллективе;
-осознание своей причастности к преобразованию социальной среды, общественной значимости деятельности.
5 этап – «Окно в мир»
(9 класс, 2013 – 2014 учебный год)
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, ученики должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию и самоуправлению.
Цель: создание условий для самосовершенствования и самореализации с целью более объективной оценки себя как личности.
Задачи:
- Формирование активной жизненной позиции;
- Участие в школьном самоуправлении;
- Осуществление профессионального самоопределения;
- Сотрудничество с социальными объединениями;
- Формирование сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни; формирование культуры безопасного поведения.
Ожидаемый результат: участие обучающихся в школьном самоуправлении, со сформированной социальной направленностью личности.
Принципы реализации Программы:
- принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения.
- принцип гуманистической направленности обеспечивает доверительные отношения между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
- принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
-принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
- принцип целостного образования основывается на единстве развития, воспитания, обучения в образовательном процессе; эффективном использовании новых воспитательных технологий, обеспечивающих проявление учащимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта; развитии творческо-исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализации полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.
- принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями.
Основные направления программы.
Направления | Цель | Формы и методы | Результаты |
Интеллектуально-познавательное | Создание условий для поддержки одаренных детей | Олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, исследовательские проекты | 1.Выстраивание эффективной системы развития детской одаренности в классе; 2.Увеличение числа победителей конкурсов, олимпиад, фестивалей разного уровня |
Духовно-нравственное | Развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей | Вахта памяти, экскурсии, смотры, благотворительные акции, встречи с представителями духовенства, дни музея, кружки, радио и телепередачи | 1.Развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 2. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; 3. Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей; |
Военно-патриотическое | Воспитание социально активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите | Вахта памяти, экскурсии, смотры, акции, концерты, встречи с ветеранами войны и труда, радио и телепередачи | 1.Создание системы патриотического воспитания 2. Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания 3. Способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции |
Художественно-эстетическое | Развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся | Студии и кружки, недели искусств, концерты, выставки, экскурсии, спектакли, видеопроекты | 1. Ориентация на продуктивность, творческий подход, компетентность 2. Создание условий для творческой самореализации |
Спортивно-оздоровительное | Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями | Туризм и краеведение, спортивные соревнования и праздники, акции, дни здоровья | 1.Популяризация преимуществ здорового образа жизни 2. Уменьшение количества детей, склонных к вредным привычкам 3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей |
Правовое | Формирование правосознания, правовой культуры и правомерного поведения обучающихся | Диагностика, психокоррекция, консультации, информирование | 1.Снижение роста правонарушений 2. Повышение уровня воспитанности и обученности обучающихся 3.Создание системы работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростка |
Социальное проектирование | Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития | Проектная деятельность | 1. Создание и реализация социальных проектов |
Информационно-коммуникативное | Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся Использование ИКТ в воспитательном процессе | Интернет-конкурсы, блоги, форумы, электронные дневники и журналы | 1. ИКТ позволят обучающимся успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе 2. Создание новых средств воспитательного воздействия |
Работа с родителями
Взаимодействие классного коллектива с родителями заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семьи;
- классные мероприятия;
- совместные экскурсии;
-работа через сайт школы
Механизм реализации программы
Реализация программы воспитания обеспечивается обучающимися и их родителями (законными представителями)
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов (показателей), характеризующих ход реализации программы
Управление реализацией Программы осуществляет Совет класса, в ведении которых находятся:
- Планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Программы
- Подготовка предложений по реализации Программы.
Критерии и способы эффективности воспитательного процесса
- Уровень межличностных отношений (по методике Л.М.Фридмана «Наши отношения»)
- Уровень развития классного коллектива
- Уровень развития ученического самоуправления (по методике М.И.Рожкова)
- Уровень личностного роста
- Уровень удовлетворенности обучающихся, родителей воспитательным процессом в классе
- Уровень воспитанности обучающихся
Список использованных источников и литературы
- Булгакова, О.М. Справочник классного руководителя. / О.М. Булгакова, // 2007г. -№4, с.31-36.
- Волкова, Н.И. Детское движение: проблемы, ориентиры, действия. / Н.И. Волкова, И.А.Евланова, В.А.Петрова. // Серия Рост. – 2002. - №14.
- Гусакова, Т.М. Концепция развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2012 – 2020 годы. / Т.М. Гусакова, О.Е. Баланчук, В.А. Красильникова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»., 2011.-35с.
- Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. / В.А. Караковский, Л.И., Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996.
- Как вести за собой. Большая книга Вожатого / под ред. Л.И. Маленковой. – М.: Пед.общество России, 2004.- 608с.
- Маслова, Н.Ф. Развитие и социализация ребенка в различных культурно - образовательных средах. / Н.Ф. Маслова. - Орел: Изд-во городского социально-образовательного Центра, 1994.
- Лидерство как фактор функционирования группы [Электронный ресурс] .- Режим доступа: lider21vek.narod.ru›CCY/6.htm. - Загл. с экрана.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы»
Утверждаю
Директор школы
_______ М.В.Иванов
«12» сентября 2012года
ПЛАН
воспитательной работы
классного коллектива 8 «В» класса
на 2012-2013 учебный год
Классный руководитель:
Чайникова А.А.
Пояснительная записка
Воспитательная деятельность в классе строится на основании Программы ВР классного коллектива, разработанной в 2009 -2010 учебном году «Путь к успеху».
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива представляет собой целостную совокупность различных форм и методов работы и общения.
Данный план воспитательной работы составлен для реализации воспитательного процесса в течение одного года в 8 классе. Цели и задачи содержания плана воспитательной работы соответствуют четвертому этапу реализации программы воспитания «Путь к успеху» и общешкольному плану воспитательной работы.
4 этап – 8 класс «Проектируем будущее – проектируем успех» - 2012 – 2013г.
Работа в классе направлена на формирование активной гражданской позиции каждого ученика на основе участия в социально значимой деятельности. Через социальную проектную деятельность формируется личность с активной жизненной позицией, со знанием гражданских, правовых норм. Формируется способность к осмыслению жизни вообще и собственной деятельности, умение выдвигать проблемы и намечать пути их решения.
Цель: создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития;
Задачи:
- формирование знаний и умений основ организаторской деятельности;
2. формирование готовности участвовать в различных проектах;
3. участие в ученическом самоуправлении по организации собственной жизни;
4. воспитание уважения к закону, правопорядку;
5. формирование сознательного отношения к учебе, труду.
Ожидаемый результат:
сформированы активные гражданские позиции молодого человека на основе участия в социально значимой деятельности, способствует развитию у подростков навыков решения разнообразных проблем, ведущий здоровый образ жизни.
Цель воспитательной системы школы:
Создание образовательно-воспитательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка, через обеспечение доступности качественного образования в условиях эффективной работы школы.
Воспитательные задачи:
1. Развитие каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей
2.Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданственных качеств на основе разнообразной творческой деятельности
3.Организация эффективной работы органов ученического самоуправления: научить выпускников самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, реагировать на разные жизненные ситуации.
4.Продолжить работу по воспитанию правового сознания, правовой культуры
5.Совершенствование системы качества дополнительного образования
6.Формирование стремления к здоровому образу жизни; осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А КЛАССА
В 8-В классе обучается 21 ученик, из них – 9 девочек и 12 мальчиков.
В полных семьях воспитывается 18 учащихся, в неполных – 4 ученика. Один ученик – Джалолов Алик – из многодетной семьи (5 детей).
4 семьи малообеспеченные: Михайлова Елена, Зиборов Кирилл, Попцова Екатерина, Джалолов Алик.
Жилищно-бытовые условия в семьях хорошие. Каждый ребенок обеспечен «уголком школьника», личным компьютером, необходимыми условиями для успешной учебной и воспитательной деятельности. Родители учащихся в основном имеют среднее специальное и высшее образование. Социально-психологические условия в семьях не вызывает тревог.
Основная часть детей занята в системе дополнительного образования.
Из 21 ученика – 15 заняты в кружках и секциях. Школьные кружки и секции посещают 7 учеников, 8 учеников посещают внешкольные учреждения: бассейн, школу «Гармония», музыкальную школу, клуб «Юность», СДЮШОР. В классе есть активисты: Гупол Ксения, Тоцкий Дмитрий, Тихонов Илья, Бычкова Мария, Хватов Константин. Они являются помощниками классного руководителя во всех классных и школьных мероприятиях. Участвуют в школьных объединениях. Учащиеся с активной жизненной позицией являются примером для одноклассников.
№ п\п | Основное содержание | Сроки | Ответственные | Отметка об исполнении |
I
| Духовно-нравственное воспитание Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России Задачи: 1.Развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 2. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты. 3. Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью.
1.Участвовать в школьной эстафете добрых дел, в акции «Помоги собраться в школу! 2.Повести диагностическое исследование по выявлению уровня нравственно-духовного развития обучающихся. 3.Проведение классных часов, викторин по освоению учащимися общечеловеческих норм нравственности: “Свобода и ответственность. Что за этим стоит” ”Я имею право”, “Как не совершить ошибку...” “Что такое духовность человека?” 4. Организация и проведение мероприятий по освоению основ культуры, национальных традиций народов России и РМЭ: -экскурсии в национальную галерею, музей ИЗО, национальный музей им. Евсеева -посещение выставок в выставочном центре «Радуга» -экскурсия учащихся по городу «Храмы Йошкар-Олы» 5. Виртуальные экскурсии (знакомство с историческими и памятными местами страны) 6. Конкурс сочинений: “Добрые руки человеческой помощи” “История любви моего дома» |
Сентябрь
Октябрь
В течение учебного года
Октябрь
Декабрь Февраль Апрель Один раз в четверть
1 четверть
В течение года
3 четверть
Один раз в четверть
Октябрь Декабрь |
|
|
II
III
IV | Военно-патриотическое воспитание Цель: Воспитание социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите 1.Организация экскурсий в школьный музей, в музей Боевой славы, музей истории города 2.Посещение передвижной выставки «Недаром помнит вся Россия» к юбилею Отечественной войны 1812 года 3.Единый классный час «Я – гражданин РФ» 4. День защитника Отечества: -уроки мужества «Слава русского воинства» -встречи с ветеранами войны, офицерами Вооруженных сил России, курсантами военных училищ, воинами запаса – выпускниками школы -конкурс боевых листков - Школьный конкурс патриотической песни -Игра «Зарничка» 5. Неделя памяти «Нам жить и помнить» 6. Поздравление ветеранов ВОВ 7. Посещение выставок и театральных спектаклей на военную тему 8. Шефская помощь ветеранам 9.Выпуск стенгазеты: «68 лет со дня Победы»
Воспитание основ безопасности и здорового образа жизни Цель: Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями Задачи: 1.Формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек 2.Охрана жизни и укрепления здоровья детей. 3. 1.Проведение диагностики по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотиками 2.Тематические классные часы по профилактике ЗОЖ 3. Международный день борьбы с курением: - Коллективное обсуждение с учащимися закона РФ «О запрете курения в школе и прилегающей территории» - Знакомство учащихся с результатами диагностики - День отказа от курения 5. Проведение школьной акции “Мы за здоровый образ жизни” - Конкурс публикаций в школьной газете «Подростки будьте умнее, от вредной привычки избавьтесь быстрее» -Классный часы: «Аромат жизни без привкуса табачного дыма» «Имя беды – наркотики» -Уроки здоровья «Путь к успеху» 6 .Международный день борьбы со СПИДом: 7. Встречи с врачами центра планирования семьи, СПИД-центра -Демонстрация фильма «Как уберечь себя от СПИДа» 8. Фестиваль спортивных достижений (гимнастика, волейбол, шахматы, настольный теннис и т.д.) 9. Участие в школьных соревнованиях 10 .Участие в городских мероприятиях по профилактике ЗОЖ
Гражданско – правовое воспитание Цель: Воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения школьников Задачи: Создание эффективной поддержки детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности Обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков; охрана их жизни и здоровья Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников. 1. «Экстремизм и терроризм – угроза миру», 2. «Экстремизм – путь в никуда», 3. «Терроризм и его жертвы», Беседы с учащимися по профилактике терроризма: Правила нашей безопасности Телефонный терроризм и его опасность Уголовная ответственность за терроризм Международный терроризм – глобальная проблема человечества Проведение викторин, дискуссий с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения Беседы с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида Деловая игра «Я и закон» Викторина «Правовая культура» Встречи с интересными людьми (юристами, государственными служащими)
Эстетическое воспитание Цель: Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся 1. Посещение театров и кинотеатров. 2. Экскурсии в музеи и выставочные залы город 3. Участие в конкурсах эстетического цикла 4. Тематические классные часы: «Прекрасное рядом»; «Таланты нашего времени»; «Современная мода»; «Культура речи – путь к успеху». Встречи с интересными людьми искусства Участие в танцевальных, песенных конкурсах. Оформление праздничных стенгазет Этнокультурное воспитание Ученическое самоуправление Работа с родителями Индивидуальная работа( группа риска, одаренные) Работа с социальными службами школы. |
В течение года
Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Май
В течение года В течение года Май
Октябрь
В течение года
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь Февраль Март
В течение года
1 декабря
В течение года В течение года
Сентябрь Октябрь
Один раз в четверть
В течение года
В течение года
Январь Апрель В течение года
В течение года В течение года В течение года
Один раз в четверть
В течение года
В течение года В течение года |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_put_k_uspehu.docx | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы»
Рассмотрена Утверждаю
на заседании МО Директор школы классных руководителей ________Иванов М.В.
«08» сентября 2009г. «12» сентября 2011г.
«Путь к успеху»
Программа воспитания, направленная
на социально-значимую деятельность обучающихся
сроком реализации 5 лет.
Составитель:
Чайникова Алевтина Александровна,
классный руководитель
5 «В» класса
г. Йошкар-Ола
2009г.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………...………..3
Основание для разработки программы…………………………………..4
Основные технологии в воспитательной работе……................................4
Основные идеи программы………………………………………………..5
Цель программы……………………………………………………………5
Задачи программы………………………………………………………….5
Ожидаемый результат……………………………………………………...5
Этапы реализации программы…………………………………………….6
Принципы реализации программы………………………………………..9
Основные направления программы……………………………………….9
Формы работы с обучающимися………………………………………...10
Механизм реализации программы………………………………………11
Критерии и способы эффективности воспитательного процесса……..11
Список использованных источников и литературы……………………12
Пояснительная записка
Время социальных перемен, как правило, приводит к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути.
В этих условиях резко возрастает роль школы как социальной структуры, определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры.
Определяющий признак современной школы – развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей. Определяющей линией воспитательной деятельности должна быть оптимистическая гипотеза в понимании возможности достижения успеха каждым ребенком, которая заключается в вере, что успех возможен, если: помочь ребенку раскрыть свой талант; обеспечить личностный рост; помочь найти свое дело, которое ему интересно и лучше всего удается. Поэтому воспитательный процесс сегодня необходимо строить таким образом, чтобы руководить деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Сочетание взаимоответственности с одной стороны и необходимости проявления самостоятельности с другой, обеспечивает условие для развития подлинной самодеятельности в различных областях социального творчества. В соответствии с современными требованиями системы воспитания составлена Программа развития класса «Путь к успеху» целью, которой является воспитание ответственных и достойных граждан своей страны. Социальное творчество учащихся представляет собой социально-значимую деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума и является фактором самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности, завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности. Программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на общечеловеческие нравственные приоритеты.
Программа рассчитана на пять лет и предполагает участие учащихся 5-9 классов. В ходе реализации программы, мы поднимаемся по горе достижений. Гора – это своеобразный образ, символизирующий достижения как коллектива в целом, так и личностного роста каждого. И на тропинке, ведущей на вершину горы, мы будем отмечать свой собственный след, где упоминаем обо всем, чему научимся.
Основание для разработки программы воспитания
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
6. Программа развития воспитания РФ
7. Программа развития воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Йошкар-Олы»
Основные технологии в воспитательной работе
Личностно-ориентированная технология – ставит личность ребенка в центр воспитательной работы, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития.
Технология игровой деятельности – формирует мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры).
Технология организации воспитательной деятельности, которая основана на коллективной деятельности.
Технология саморазвивающего обучения, в процессе деятельности личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.
Технология педагогической поддержки - представляет собой педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую поддержку.
Технология сотрудничества - учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, задачи содержание воспитательной деятельности. Данная технология используется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основная идея программы
Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себя, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития. Помочь учащимся овладеть нравственными нормами поведения, физическим здоровьем, умением творить и создавать, способствовать в становлении конкурентно зависимой и всесторонне развитой личности. Развивать умение работать в группе, команде, коллективе.
Цель программы:
Формирование социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи:
Создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, формирования духовно-нравственных качеств личности, развития творческих способностей, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, целостного миропонимания;
Создание условий для обеспечения здоровья и безопасности учащихся;
Формирование социальной и коммуникативной компетентности в воспитательном процессе;
Сохранение и развитие многообразия содержания и форм воспитательной деятельности, обеспечивающих воспитание патриотизма, успешную социализацию обучающихся в обществе.
Ожидаемый результат:
Созданы широкие возможности для самореализации обучающихся, приобретен необходимый жизненный опыт для успешной социализации в обществе. Увеличение количества детей и подростков с активной жизненной позицией и позитивной социальной активностью
Модель выпускника основной школы
В результате реализации программы формируется молодой человек, который умеет ценить себя как уникальную и неповторимую личность с моральными нормами поведения, поддерживающий здоровый образ жизни, умеет адаптироваться в различных жизненных ситуациях, овладевший общечеловеческими навыками, сформированными потребностями к труду, осознающего себя неотъемлемой частью природы, общества, имеющий активную жизненную позицию, с развитой потребностью в самореализации и самовоспитании.
Этапы реализации программы развития
1 этап – «Я и мы»
(5 класс, 2009 – 2010 учебный год)
На этом этапе дети учатся воспринимать себя как часть коллектива, а не как нечто отдельное, и измерять свой успех успехом коллектива. Сплоченный дружный коллектив формируется в повседневной непрерывной работе с каждым ребенком, в деятельности классных творческих групп, где каждый не на словах, а на деле познает, что такое ответственность, сплоченность, взаимопомощь. Главной задачей данного этапа, учитывая современные требования развития воспитания, является воспитание порядочного и патриотичного человека.
Цель: создание условий для формирования активной инициативной личности в коллективе.
Задачи:
1. Изучение личностных качеств учащихся, круг интересов и увлечений;
2. Формирование дружного сплоченного коллектива;
3. Создание комфортного морально-психологического климата;
4. Развитие коммуникативных способностей;
5. Умение оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Ожидаемый результат:
Создание коллектива, в котором сложились дружеские отношения, благоприятная психологическая атмосфера, формирование духовно-нравственных ценностей.
2 этап – «Жить здорово!»
(6 класс, 2010 -2011 учебный год)
На этом этапе развития вырабатывается стиль жизни, который может оказывать влияние на состояние здоровья на протяжении всей жизни.
Здоровье – это, как известно не только личное дело каждого, а между тем в наше время уже стало престижным быть здоровым. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья способствует успешной социализации ребенка в обществе.
Цель: формирование сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни;
Укрепление здоровья и вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки;
Популяризация преимуществ здорового образа жизни;
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Ожидаемый результат:
Сформирован ученик с активной жизненной позицией, поддерживающий здоровый образ жизни, с негативным отношением к вредным привычкам.
3 этап – «У истоков »
(7 класс, 2011 -2012учебный год)
На основе изучения народной культуры, традиций и обычаев народов нашей республики формируются нравственные основы личности.
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл.
Задачи:
1. Воспитание любви к родной школе, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
2. Воспитание чувства патриотизма, любви к «малой» и «большой» Родине.
3. Способствовать углублению знаний об истории, культуре, традициях народов России, Республики Марий Эл, г. Йошкар-Олы, школы, своей семьи; 4. Развитие интереса и уважительного отношения учащихся к истории и культуре этнических составляющих населения республики.
Ожидаемый результат:
Сформированы духовно-нравственные качества личности, с национальным самосознанием, с этнокультурными и общечеловеческими ценностями.
4 этап – «Проектируем будущее – проектируем успех»
(8 класс, 2012 – 2013 учебный год)
Работа в классе направлена на формирование активной гражданской позиции каждого ученика на основе участия в социально значимой деятельности. Через социальную проектную деятельность формируется личность с активной жизненной позицией, со знанием гражданских, правовых норм. Формируется способность к осмыслению жизни вообще и собственной деятельности, умение выдвигать проблемы и намечать пути их решения.
Цель: создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития;
Задачи:
Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности;
2. Формирование готовности участвовать в различных проектах;
3. Участие в ученическом самоуправлении по организации собственной жизни.
Ожидаемый результат:
-сформированы активные гражданские позиции молодого человека на основе участия в социально значимой деятельности, способствующие развитию у подростков навыков решения разнообразных проблем;
-социальная направленность деятельности, позволяющая реализовывать проекты, изменяющие облик школы и микрорайона;
- высокая творческая атмосфера в классном коллективе;
-осознание своей причастности к преобразованию социальной среды, общественной значимости деятельности.
5 этап – «Окно в мир»
(9 класс, 2013 – 2014 учебный год)
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, ученики должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию и самоуправлению.
Цель: создание условий для самосовершенствования и самореализации с целью более объективной оценки себя как личности.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции;
Участие в школьном самоуправлении;
Осуществление профессионального самоопределения;
Сотрудничество с социальными объединениями;
Формирование сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни; формирование культуры безопасного поведения.
Ожидаемый результат: участие обучающихся в школьном самоуправлении, со сформированной социальной направленностью личности.
Принципы реализации Программы:
- принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения.
- принцип гуманистической направленности обеспечивает доверительные отношения между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
- принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
-принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
- принцип целостного образования основывается на единстве развития, воспитания, обучения в образовательном процессе; эффективном использовании новых воспитательных технологий, обеспечивающих проявление учащимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта; развитии творческо-исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализации полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.
- принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями.
Основные направления программы.
1.Духовно-нравственное воспитание
Формирование духовно-нравственных ориентиров.
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Формирование представлений о семейных ценностях.
Формирование уважения к членам семьи, ответственности за свои поступки.
2.Формирование здорового образа жизни
Создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
3. Патриотическое воспитание
Воспитание социально активной личности, гражданина и патриота;
Воспитание молодого человека, обладающий чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Участие в патриотических мероприятиях и конкурсах.
4. Гражданско-правовое воспитание
Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, стремление к дружелюбию.
Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.
Воспитание норм и правил поведения в школе.
5. Этнокультурное воспитание
Воспитание любви к родным местам
Научить чувствовать красоту родной земли
Уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле
Формы работы с обучающимися:
- классные часы;
- индивидуальные беседы;
- классные и школьные мероприятия;
- экскурсии;
- диагностика;
- уроки;
- встречи с интересными людьми;
- посещение театров и музеев;
- внеклассная деятельность в кружках и секциях;
- конкурсы и викторины.
-социальное проектирование
- интерактивные формы работы
Работа с родителями
Взаимодействие классного коллектива с родителями заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семьи;
- классные мероприятия;
- совместные экскурсии;
-работа через сайт школы
Механизм реализации программы
Реализация программы воспитания обеспечивается обучающимися и их родителями (законными представителями)
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов (показателей), характеризующих ход реализации программы
Управление реализацией Программы осуществляет Совет класса, в ведении которых находятся:
Планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Программы
Подготовка предложений по реализации Программы.
Критерии и способы эффективности воспитательного процесса
Уровень межличностных отношений (по методике Л.М.Фридмана «Наши отношения»)
Уровень развития классного коллектива
Уровень развития ученического самоуправления (по методике М.И.Рожкова)
Уровень личностного роста
Уровень удовлетворенности обучающихся, родителей воспитательным процессом в классе
Уровень воспитанности обучающихся
Список использованных источников и литературы
Булгакова, О.М. Справочник классного руководителя. / О.М. Булгакова, // 2007г. -№4, с.31-36.
Волкова, Н.И. Детское движение: проблемы, ориентиры, действия. / Н.И. Волкова, И.А.Евланова, В.А.Петрова. // Серия Рост. – 2002. - №14.
Гусакова, Т.М. Концепция развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2012 – 2020 годы. / Т.М. Гусакова, О.Е. Баланчук, В.А. Красильникова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»., 2011.-35с.
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. / В.А. Караковский, Л.И., Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996.
Как вести за собой. Большая книга Вожатого / под ред. Л.И. Маленковой. – М.: Пед.общество России, 2004.- 608с.
Маслова, Н.Ф. Развитие и социализация ребенка в различных культурно - образовательных средах. / Н.Ф. Маслова. - Орел: Изд-во городского социально-образовательного Центра, 1994.
Лидерство как фактор функционирования группы [Электронный ресурс] .- Режим доступа: lider21vek.narod.ru›CCY/6.htm. - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Путь к успеху"
Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и орг...
программа "Путь к успеху"
программа коррекции нарушений у подростков с асоциальной направленностью...
презентация к родительскому собранию по программе "Путь к успеху"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по программе "Путь с успеху" в 10-11 классах. Тема "Стратегии копинг-поведения в профилактике употребления ПАВ." Дается опр...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Территория успеха»
Образовательный процесс в центре представляет собой практическую реализацию инноваций, направленных на повышение качестваобучения, создание условий для успешной социализации личности на основе усилени...
Профилактическая программа "Путь к успеху"
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы...
Адаптированная программа "Семь вершин успеха"
Трагедия нашего воспитания состоит в том, что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки.В.А. Сухомлинский •Программа работает в школе 4 года. За основу взята программа "Город звёзд" (журнал...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...