Урок семьи и семейных ценностей
классный час (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ
« ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»
(РАЗГОВОР О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ)
Разработала и провела в 9 – А классе
Ситянина Л. А.
Бирюсинск – 2012
Цели:
Развитие представлений учащихся о семье.
Формирование понятий о жизненном идеале семьи и семейных ценностях.
Воспитание глубокого уважения к семье.
Эпиграфы:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н.Толстой
«Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям».
Л. Н. Толстой.
1. Вступительное слово учителя:
Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.
В семье начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер.
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…
Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)
Разные словари дают различные значения слова «семья».
Этимологический: собирательное от «семь домочадец», в исходном значении – «живущие в одном селении».
Древнерусский: «челядь, домочадцы, семья; муж, жена».
Греческий: «селение».
Древнекитайский: «родина, супруг(а), гражданин».
Древнеиндийский: «дорогой, приветливый, любезный».
Современные толковые словари определяют семью как «малую социальную группу, основанную на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединённую общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».
В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
2. Из отдельных слов составить высказывание на доске.
« Семья вся вместе – душа на месте».
«Семья – печка: как холодно, все к ней собираются».
Обобщение:
Как видим, во всех определениях есть одна общая черта — это единение.
3. Чтение стихотворений, в которых можно найти ответ на вопрос «Что такое семья?»
Чтец 1:
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Чтец 2:
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Чтец 3:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Выяснение значения слова «ценности».
Ценность (в данном случае) – важность, значимость чего-либо.
- Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? Прослушайте притчи и легенды и сделайте выводы.
5. Прослушивание и обсуждение притчи, легенды.
Чтец 1.
Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».
Чтец 2.
Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга? Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово. Как вы думаете, какое это слово?
("понимание")
Учитель:
- Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способность к взаимопониманию?
Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.
Учащимся предлагается «корзина мнений», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух:
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
15. Стремись все делать как можно лучше.
16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.
Учитель:
- Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим родным не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам.
Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:
- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому
учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Чтец 3.
Притча «Пятьдесят лет вежливости»
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Беседа
-Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи?
- Объясните значение следующих понятий применительно к семейной жизни:
• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• Признание. (Уважение и благодарность.)
• Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)
• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• Верность. (Преданность друг другу.)
• Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)
• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)
• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)
• Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)
7. Задание «Для моих родных».
- Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.
(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи).
- Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.
(Учащиеся записывают).
- Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.
Учитель:
В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л. Н. Толстой.
Составление синквейна:
1 строка – существительное – центральное понятие темы,
2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,
3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.
Семья
Любящая, дружная
Воспитывает, защищает, помогает
Ячейка общества
Опора.
Заключительное слово учителя:
Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.
С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка.
От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения.
Желаю счастья вам и вашим семьям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе
Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом, создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...
Внеклассное мероприятие "Урок семьи и семейные ценности"
Внеклассное мероприятие создано для учащихся 11 класса к 1 сентября на основе методических рекомендаций Хабаровского краевого института развития образования. Представлена презентация и методическая ра...
«Уроки семьи и семейных ценностей»
Цель данного классного часа - показать значимость семьи в формировании личности ребенка. ...
Методическая разработка урока "Семья и семейные ценности"
Методическая разработка поможет в проведении уроков и внеклассных мероприятий....
Классный час на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Цель классного часа: формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, духовно-нравственных семейных традиций и ценностей....
Урок семьи и семейных ценностей для 6 класса
Цель урока: расширение, углубление и закрепление знаний о роли семьи и дома в жизни человекаЗадачи: формировать бережное отношение к семье;воспитывать уважени...
Презентация к уроку "Семья и семейные ценности"
Это презентация к уроку этики в разделе "Семья" в 9 классе Центра "Особый ребёнок". Основная задача данного урока мотивировать учащихся на изучение курса и показать им значен...